Всеобщее тяготение к глобализации коснулось и католической церкви, особенно ее главы Иоанна Павла II. Тем более что этого требует и исключительность исторического момента - приближение третьего тысячелетия. Сколько бы ни говорили о том, что третье тысячелетие начнется только 1 января 2001 года, все же папа римский мечтает встретить наступление 2000 года на горе Синай вместе с лидерами иудаистской и мусульманской церквей. Кроме того, он надеется укоренить или укрепить католическую веру в странах третьего мира и в странах бывшего господствования атеизма. 77-летний понтифик, свободно говорящий на восьми языках мира и совершивший за 20 лет пребывания главой католической церкви 81 поездку с посещением 150 стран мира, похоже, имеет веские основания для оптимизма. Первый за пятисотлетнюю историю глава Ватикана неитальянского происхождения, которому еще в 1978 году предрекли, что его божественное предназначение - ввести церковь в третье тысячелетие, Иоанн Павел II преобразовал «государство в государстве» в поистине бескрайнюю империю. Он не только назначил кардиналами рекордное количество представителей Азии, Африки и Латинской Америки, но и основал внушительную по площади и представительности колонию Ватикана в Интернете. Ему удалось добиться более чем мирного сосуществования тысячелетней веры с новейшими достижениями научно-технического прогресса и с господствующей ныне психологией рыночных отношений. Ему удается убедить представителей самых разных вероисповеданий, самых разных общественно-политических групп в том, что ценности гуманизма, отстаивание достоинства человека и его прав способны сплотить вокруг себя гораздо большее число поборников, чем насчитываемый ныне 1 миллиард католиков.
И все же настойчивость и неутомимость папы римского в достижении своей грандиозной цели не может пока преодолеть достаточно серьезные препятствия, которые стоят на его пути. Причем в данном случае имеется в виду даже не состояние его здоровья (хотя шесть перенесенных хирургических операций, следы огнестрельных ранений, оставшихся после покушения на его жизнь в 1981 году, подозрения на болезнь Паркинсона, естественно, не повышают его шансы на реализацию заветной мечты). Просто его репутация прогрессивного радикала и борца против социальной несправедливости вступает в противоречие с репутацией ортодоксального консерватора во всех вопросах, касающихся любых форм контрацепции (даже в странах Африки и Азии, где применение презервативов не только предупреждает нежелательную беременность, но в первую очередь способствует профилактике распространения СПИДа). То, что папа достаточно демократичен для того, чтобы назначить кардиналом негра, у большинства верующего или неверующего населения Земли вызывает восхищение и уважение, но его категоричность и непримиримость по отношению к женщинам, желающим получить сан священника, вызывают не менее сильно выраженные непонимание и несогласие. То, что Иоанну Павлу II гораздо легче найти общий язык с мусульманами и иудаистами, чем с представителями Русской православной церкви, также не способствует укреплению его авторитета как лидера, способного на компромиссы. И особую огласку получил инцидент с буддистами Шри-Ланки, которые были крайне шокированы заявлением папы о том, что они вообще никакого отношения к вере не имеют, так как их философия - это чистейшей воды атеизм.
И все же до наступления заветной даты еще остается достаточный промежуток времени, на который запланированы визиты папы римского в Китай и Россию. Руководители обеих стран старательно демонстрируют ныне свою толерантность во всех вопросах, касающихся религии. Остается только посмотреть, насколько хватит толерантности главе римско-католической церкви. Идеалы духовной общности, будь то идеи коммунизма или же христианства, уже не единожды оказывались попранными в интересах борьбы за более мелкие приоритеты.