Вспоминая бессмертные строки классиков, убеждаюсь — большинство из них могло бы быть посвящено Тане д’Авиньон. Особенно гетевское: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Ведь Таня останавливает мгновения. Она известный во многих странах мира фотомастер. С 1986 года она сотрудничает со всемирно известным американским журналом «Нешенел Джеографик», месячный тираж которого достигает 12 миллионов экземпляров. Со своим фотоаппаратом Таня побывала в 25 странах, но больше всего любит Украину.
Здесь ее родина. Она родилась во Львове в семье университетского преподавателя, который вскоре выехал в США. Окончив школу в Балтиморе, а потом Мэрилендский художественный институт, Таня стала одной из редких женщин, профессионально занимающейся фотографией.
Будучи знакомым с Таней Михайлишин
д’Авиньон только по ее работам, я представлял себе этакую гром-бабу, увешенную аппаратурой. Каково же было мое изумление, когда на недавнем открытии выставки Таниных работ в Национальном историческом музее я увидел обаятельную, очень общительную женщину с замечательной мягкой улыбкой.
Какая же она в жизни? Именно это я постарался узнать, встретившись с нею в уютной квартире на Костельной, которую Таня купила два года назад.
— Где же вы теперь живете?
— Наполовину в Бостоне, наполовину в Киеве. Я очень люблю Украину и побывала почти во всех ее уголках. А впервые я сюда приехала еще в 1964 году, будучи студенткой. С тех пор использовала малейшую возможность побывать здесь. Когда не было денег, приезжала в качестве переводчика, экскурсовода, фотографа съемочной группы.
— И как вы оцениваете перемены, происшедшие хотя бы в последние годы?
— О, они очень велики. Особенно изменились люди. Раньше они были как овечки — куда их вели, туда и шли. А после провозглашения независимости — растерялись. Никто не знал, что такое демократия. Как говорила моя бабушка: «Не попробуешь — не поймешь». Сейчас многие уже «попробовали» и стали понимать, что пора вставать на ноги и не бояться брать на себя ответственность за все происходящее.
— Таня, как вы пришли в фотографию? У вас был учитель? Или это детская мечта, которую вы воплотили в жизнь?
— Вообще-то я хотела стать иллюстратором и начала свою учебу в этом качестве. Но потом решила заняться медицинской фотографией.
— Почему медицинской?
— Дело в том, что летом я работала в больнице, чтобы немного заработать. Там мне пришлось иметь дело со слайдами и фотоснимками, и это меня заинтересовало. Но когда мне сказали, что сначала надо окончить медицинский, а потом медицинскую фотографию, я возмутилась. Лучше уже просто стать медиком. Во всяком случае меньше затрат, а где будет лучше результат — еще неизвестно.
Короче, у нас в институте был курс фотографии, и я пошла на него. Я там была единственной девушкой.
— И несложно было?
— Нет. Но оказалось очень обидно. По окончании я должна была получить вторую премию (вроде серебряной медали), но ее отдали мужчине. И учитель честно мне сказал: «Он с этой наградой будет делать карьеру, а ты станешь обыкновенной женщиной».
Хотя я на него не в обиде. Потому что тогда поняла, если серьезно не заниматься избранным делом — ничего не достигнешь.
— Может быть, из-за этого вы стали мужененавистницей? Ведь на вашей выставке среди множества портретов очень мало мужских.
— Ничего подобного. Я много снимаю и мужчин. Просто обилие женских портретов из-за того, что выставку организовывали мужчины.
Кстати, я больше люблю работать с мужчинами, с ними намного проще. Однажды, когда я работала в книжном издательстве, ко мне прислали домой автора сфотографировать для книги. Он пришел какой-то совсем никакой, а из него надо сделать человека.
Я его усадила, стала развлекать, а сама щелкаю. Он немного посидел и говорит: «Девочка, мне с тобой конечно хорошо, но где этот холерный фотограф». А я ему отвечаю: «Холерный фотограф с вами уже работать закончил». Мы потом были большими друзьями.
— Расскажите, пожалуйста, о том, что занимает едва ли не первое место в жизни женщины, — о семье.
— У меня замечательные дети: Лариса и Марко. Лариса учится в Киевском университете на международном праве, а Марко — в Филадельфийском университете изучает менеджмент.
— Таня, я заметил на выставке, что у вас нет студийных работ. Это тоже ход составителей или ваше творческое кредо?
— Я не люблю работать в студии — мне кажется тогда все фальшивым. Сейчас открывается еще одна моя выставка — «Звезды украинской эстрады». И все портреты сделаны на природе, прямо на площадях и улицах.
— Вы побывали в разных странах, а какая кухня вам больше всего по вкусу?
— Я очень люблю готовить. Дома у нас была украинская кухня, но мама мне ничего не давала делать. Училась я уже после свадьбы. Мне нравятся многие кухни: итальянская, греческая, вьетнамская...
— Но ведь есть какое-то «фирменное» блюдо?
— Из итальянской кухни это «маникатти» — налистники с сыром, политые соусом и специями.
— Я вижу у вас много снимков животных...
— Я их очень люблю, особенно кошек. У меня дома пять кошек и в Киеве есть Коко (серебристый голубоглазый красавец, все интервью пролежавший на спинке моего кресла. — А.Б.).
— Таня, а чем вы предпочитаете заниматься в «свободное» от фотографии время, где любите отдыхать?
— Я очень люблю море. У нас есть яхта, и я имею лицензию капитана.
— Отдаете ли вы предпочтение какой-то моде или стилю?
— Мне нравятся брюки. Наверное, такое пристрастие вызвано профессией. В брюках намного удобнее работать, и я просто привыкла. Сейчас у меня есть и парадные, и на каждый день.
— Вы много снимаете цветы. А какие из них самые любимые?
— Ромашки. Мне не надо никаких роз. Подарите ромашки — и я ваша.
— Несколько стандартный вопрос — какие черты характера вы цените в людях?
— Честность и чувство юмора.
— Какой самый тяжелый и самый радостный момент в вашей жизни?
— Радостных было много — трудно выделить один.
Самый грустный и тяжелый — смерть отца. Я его очень любила и уважала. Когда общество «Украина» предложило мне организовать первую выставку в Киеве, у нас в диаспоре многие отнеслись к этому отрицательно: считалось зазорным сотрудничество с коммунистами. Но отец поддержал меня. К сожалению, он не дожил до открытия выставки.
— Таня, большое спасибо за беседу. Успехов вам, а нам новых встреч с вашими работами и вами.