У каждой эпохи есть свои символы и свои юбилеи. Пожалуй, не будет сенсацией провозгласить, что Тарас Шевченко и раньше не забывался, да и сейчас наиболее упоминаемая личность за последние семилетие. Для этого опять-таки существуют свои причины. Тем более когда отмечается 185-я годовщина со дня рождения пророка целого народа. И все же идеология идеологией, но актуальная гениальность не затирается ни временем, ни даже излишним вниманием.
Национальная филармония, присоединив к торжеству свой 135-й сезон и объединив усилия по проведению совместно с Фондом содействия развития искусств Украины, подошла к юбилею совершенно творчески. И дело не только в том, что все афиши буквально с конца предыдущего месяца готовили потенциального слушателя к литературно-музыкальному спектаклю «Гайдамаки». Во-первых, это была премьера, а во-вторых, к ней причастны лучшие силы Киева.
«Гайдамаки» впервые сценически воплотились в 1920 г., когда известный украинский режиссер Лесь Курбас осуществил театральную постановку собственной инсценизации поэмы. И стали бесспорно новым явлением послереволюционного украинского театра. Потом этот спектакль десятилетиями шел на многих сценах. В общей сложности история насчитывает более 90 постановок поэмы как профессиональными, так и самодеятельными коллективами. В последнее время «Гайдамаков» на сцене не наблюдалось. И вот сейчас известный мастер художественного слова Анатолий Паламаренко вместе с дирижером Иваном Гамкалом и режиссером Владимиром Лукашевым (все трое - народные артисты Украины) разработали новую версию сценического воплощения произведения средствами филармонического искусства. Тем более позитивную роль сыграл предыдущий опыт работы над поэмой «Сон».
В программе использованы сценические и хоровые произведения К. Стеценко и Р. Глиера, которые были написаны в свое время для постановки поэмы. Музыкальные образы органично входят в ткань поэмы, поскольку сам Шевченко насытил ее ритмами песни и танца. Музыка к «Гайдамакам» была последним произведением для драматического театра, в котором нашли воплощение новые художественные задания, поставленные Кириллом Стеценком: стремление неразрывно соединить музыкальное звучание с драматическими действиями, глубоко проникнуть в характер эпохи, сценических ситуаций. Все музыкальное оформление «Гайдамаков» отличается глубокой страстью, передает и величие восстания, и самые тонкие переживания героев поэмы. Оно как бы дополняет шевченковское слово, усиливает его эмоциональное влияние на слушателя.
Но, впрочем, это далеко не все. Уже в фойе филармонии первооткрывателей премьеры ждал еще один сюрприз. Организаторы акции, словно руководствуясь пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», решили присоединить к музыкальной части представления еще одну - визуальную. А именно - выставку художников-лауреатов Шевченковской премии Анатолия Гайдамаки, Евгения Матвеева и Михаила Шевченко. Точнее, с них и начинался вечер. 12 работ, выполненных в технике цветного коллажа, соединили в себе все периоды творчества великого Кобзаря: каневский, киевский, казахстанский. Это была не только иллюстрация экспозиций всех существующих музеев Тараса, но и собственные ассоциации, воплощающие мировоззрения художников. С этой точки зрения представляла интерес и инсталляция Анатолия Гайдамаки: ярмо, к которому прикреплена детская люлька, а под ней - железная кровать, привезенная из Кос-Арала и застеленная солдатским одеялом. Все перечисленное - как бы ознаменование этапов, через которые прошел национальный поэт, прозаик, художник. Особый колорит придавали и черкасские рушники из экспозиции Государственного музея украинского народного декоративного искусства. Одним словом выставка, спровоцированная Фондом содействия развитию искусств, стала неожиданной и удивительной прелюдией к спектаклю. А уж на сцене открылось новое прочтение шевченковского слова. И слава Богу, что еще находятся силы, способные по-новому приподнести традиционного классика. Но сами силы называют это всего лишь скромной лептой в празднование юбилея Шевченка. Так ли это? Покажет время.