Несколько лет назад ладно скроенная команда студии «Контакт» под руководством энергичной Ларисы Роднянской начала снимать серию фильмов под общим названием «Избранные временем», посвященных истории Украины, вернее, ярким личностям, оставившим в ней заметный след. Картины сделаны в разной манере, разными режиссерами, использующими собственный ключ к художественной документалистике. Среди них — признанные мастера кино, такие, как Николай Мащенко, Светлана Ильинская и другие, а также — дебютант в режиссуре, бессменный руководитель проекта Лариса Роднянская. Первые шесть картин цикла были отмечены украинской «Тэффи» — премией «Золотая эра».
Но о ком бы ни шла речь — о Соломии Крушельницкой или Серже Лифаре, семье Колесс или Лесе Курбасе, архитекторе Александре Архипенко или археологе Борисе Мозолевском, — все эти работы объединяет глубокий и уважительный интерес к личности, к перипетиям судеб, которые и создают, переплетаясь, замысловатые узоры нашей зачастую трагической истории.
На прошлой неделе в Доме кино студия «Контакт» представила очередной фильм цикла — «Улица моей жизни» (режиссер Мурат Мамедов). Его героем стал удивительный человек и блестящий ученый, бессменный руководитель, более того, создатель Зоологического музея Николай Николаевич Щербак. Думаю, что в Киеве нет человека, даже очень далекого от естественной науки, который не побывал бы в этом необыкновенном музее или хоть раз не сводил бы туда свое дитя.
Создатели фильма намеренно ушли от громких регалий в интимно-семейную хронику, что делает картину лиричной, энергетически наполненной и в то же время пафосной в самом лучшем смысле этого слова. История семьи и одновременно наша общая, часто трагичная, история предстают в семейных фотографиях, дневниковых записях героя, в рассказах его близких. Закадровый текст, который великолепно читает Вадим Скуратовский, усиливает эмоциональное воздействие фильма, настраивая размышления зрителя в тон камертону духовной жизни его героя.
Казалось бы, проходной эпизод — Щербак-отец, работавший в 30-е годы в Рыбинске, ездит на родину, в Украину, к родственникам, везет продукты, подарки, а на хуторе Михайловском, приграничной российско-украинской станции, стоят кордоны, преграждающие путь из Украины голодным, умирающим людям. Тут же, встык — цветные кадры обезьянника. Туповатые, сытые мордахи — они жуют, зевают, чешутся, равнодушные к окружающему. Заняв место в теплой, чистой клетке, они чувствуют себя вершиной мироздания. Страшно.
А далее, нежностью первой любви и первыми разочарованиями окрашена для маленького Николая Щербака война. Эйфория победы — страшными лагерными годами, которые, правда, подарили лучших и преданных друзей. А долгожданная свобода — встречей с любимой женой Галиной Иосифовной и работой, работой, работой. Николай Николаевич побывал во всех уголках нашей бывшей необъятной родины, лично возглавлял 50 экспедиций, собирая по крупицам экспонаты для своего главного детища — музея. Зато когда в 1981 году впервые был представлен на члена- корреспондента, несмотря на многочисленные хвалебные отзывы ведущих ученых со всего мира, чиновники не посчитали возможным облечь столь высоким званием человека такой «сомнительной» биографии.
И связь времен в конце фильма — фотография родителей, глядя на которую, Николай Щербак благодарит судьбу за верно избранную дорогу своей жизни.
Надеюсь, когда фильм появится в программе Национального ТВ, что знакомство с семьей Николая Щербака будет для зрителей глотком родниковой воды, как и для тех, кто смотрел его на премьере.