Киевский экспериментальный театр НаУКМА уже имеет опыт общения с зарубежным зрителем. В свое время под руководством Валерия Бильченко коллектив гастролировал в Дании, трижды побывал на международном фестивале в Торуни, показав там свои концептуальные вещи «Археологию», «И снова б…» А.Шипенко, «Вишневый сад» Чехова. Последние годы осведомленная киевская публика встречалась с театром на спектакле «В ожидании Годо» за С.Беккетом в переводе на украинский Владимира Дибровы. Этот спектакль родился уже без Бильченко (последнее время этот режиссер работает в Германии), но тем не менее оказался крепким и жизнеспособным младенцем. Кроме киевлян, его видели участники международного фестиваля «Золотой лев» во Львове, где он получил очень высокие отзывы венгерских, американских и российских критиков. Поэтому вполне закономерно, что его пригласили на международный фестиваль «Земля обетованная» в Лодзь, где спектакль был показан дважды - при большом стечении публики.
Идея фестиваля «Земля обетованная» принадлежит руководителю Лодзинского театра 77 Здиславу Хейдуку. Почему это название? Что оно в этом случае обозначает?
Тот, кто читал роман Владислава Реймонта или смотрел фильм-экранизацию Анджея Вайды с одноименным названием, помнит, что речь идет о земле обетованной для предпринимателей, которые на рубеже XIX-XX веков собственной энергией создали огромную ткацкую фабрику - «польский Манчестер», а вместе с ней и большой промышленный город. Сегодня опустевшие кирпичные корпуса фабрики, не потерявшие исторической и архитектурной ценности, напоминают о тех бурных временах промышленного бума. Те, кто его вызвали, - тихо сошли со сцены, как будто растаяли во мгле. Кто остался - это публика, дезориентированная поворотом дел. Наблюдая полезные изменения периода трансформации, она видит, как вместе с ними на сцене действительности появился хорошо известный вечный демон быстрого и безоглядного накопления. Чтобы не попасть в очередную зависимость от этого демона, художники стремятся заявить о себе, отстоять право на творчество. Это стремление и стало причиной появления «Земли обетованной» - на этот раз как театрального фестиваля.
Он отличается от многочисленных фестивалей в первую очередь тем, что собрал не только спектакли, но и уличные действия, и одним из участников его стал сам город. Кстати, заключительная манифестация на центральной пешеходной улице называлась - «Исцеления города».
Как правило, организаторы международных фестивалей не особо беспокоятся об концептуальной целостности, общесмысловой платформе приглашенных спектаклей, мотивируя тем, что любое театральное творчество имеет право на существование. Организаторы фестиваля в Лодзи побеспокоились, чтобы картину человеческой деградации, образ этого демона накопления подать впечатляюще, компактно и в то же время поставить его в измерение историческое. Именно поэтому «Земля обетованная» началась «Макбетом» Шекспира - неувядающим образом зла. Театр из Закопане назвал свой спектакль «Шотландской трагедией», акцентировав внимание на образах ведьм, той темной, не до конца осознанной человеком силы, которая, по мнению авторов спектакля, руководит человеческими деяниями. Важное место в общей картине фестиваля занял «Майн Кампф» по пьесе Г.Табори, представленный Лодзинским театром им. С.Ереша. Здесь постановщик и актеры сумели передать неистребимость гуманизма перед силой наиболее тотального зла, воплощением которого в спектакле является образ Адольфа Гитлера. Роль Шлемо в исполнении ведущего актера этого театра Бронислава Вроцлавского в контексте фестиваля прочитывалась как надежда на то, что любовь, а поэтому и сам человек никогда не может быть уничтоженной. Современные измерения зла стремились также передать молодые актеры из Легницы - их спектакль по пьесе Л. Тырманда так и назывался «Злые» - играли его в ангаре, дабы достовернее передать среду и атмосферу современного уголовного мира, который просачивается во все щели, приводит к деградации человека, морали, совести.
Смысловым и художественным пиком фестиваля (по восприятию публики, за признанием Здислава Хейдука и других театральных авторитетов) стал спектакль Киевского экспериментального театра НаУКМА «В ожидании Годо». Вот где темные стороны периода трансформации проявляются с исчерпывающей выразительностью. Но несмотря на создаваемый образ безысходности, даже обреченности персонажей спектакля, актерам Анатолию Петрову, Ярославу Чорненькому, Валерию Легину, Тарасу Руденко, Татьяне Шуран удается так интерпретировать это произведение, создать настолько мощную энергию человеческой взаимозависимости, что зрители выходят после этого пессимистического спектакля с радостным настроением, улыбаясь. Нетрудно догадаться, что именно встреча с настоящим искусством является причиной такого настроения. «Стилистически чисто сыграно». (Витольд Яблонский, критик, Польша), «Отношения между актерами в этом спектакле очень сильные, и зрители чувствовали это. Они не понимали языка (актеры играли на украинском), но они понимали все». (Кирстен Кольструп, актриса. Дания).
Для самих актеров это стало еще одним дополнением, что они на правильном пути. «Я много думал, что является текстом спектакля? В конце концов пришел к выводу, что им есть актерская игра и наши личные чувства. Именно здесь, в Лодзе, и получилось, что при неполном понимании текста зрителем воспринималась в первую очередь игра и чувства». (Анатолий Петров). Опытные зрители (ими были участники фестиваля и студенты актерского отделения Высшей киношколы в Лодзе) по достоинству оценили творчество украинских актеров, их преданность театру и мастерство, их полное попадание в эстетику абсурда. Участники из других стран проявили интерес к этому спектаклю и актеры получили предварительные приглашения.
Кроме того, Киевский экспериментальный театр НаУКМА - единственный в Киеве, который делает уличные представления и карнавальыне шествия, - в Лодзе также показал блистательное умение игры на ходулях, продемонстрировав красочные костюмы, в частности в манифестации «Исцеления города».