2000 год для украинского оперного искусства знаменателен по нескольким причинам. Во- первых, вместе со всем миром мы празднуем 400-летие оперы как музыкального жанра. Во-вторых, один из ведущих театров Украины, Львовский государственный академический театр оперы и балета им. И. Франко, празднует свой 100-летний юбилей. И в-третьих, впервые в мировой истории папа римский Иоанн-Павел II дал согласие на спонсорство светского проекта — постановку оперы «Моисей» по мотивам поэмы И. Франко Львовским оперным театром.
Понятно, что причастность папы к музыкальной жизни Украины приковала внимание к украинской оперной сцене не только представителей музыкальных кругов всего мира, а и международных политических верхов. Обо всем этом в интервью с директором Львовского оперного театра Тадеем Александровичем ЭДЕРОМ.
— Господин Едер, помощь папы римского в постановке оперы — очень громкое событие для страны в общем, и для Львовского оперного театра в частности. Расскажите о корнях этого события. Откуда пришла идея обратиться за помощью к самому Иоанну-Павлу II?
— Идея поставить украинскую современную оперу витает в стенах нашего театра уже не первый год. Я не раз обращался к Мирославу Скорику с просьбой написать оперу. Он всегда с радостью соглашался, но с одним условием — это должен быть государственный заказ.
Изначально мы делали ставку на 2000 год. Обращались за помощью в Министерство культуры, Союз композиторов. Но слышали только аргументированные сложным экономическим положением в Украине отказы. Поскольку по ходу обсуждения на творческих советах театра мы пришли к решению ставить оперу на религиозную тематику, а поэма Ивана Франко «Моисей» идеально соответствует этой идее, нам пришла мысль обратиться за помощью к церкви.
Когда я решил поделиться своей идеей написать письмо папе римскому с владыкой Любомиром Гузаром (епископ-помощник главы Украинской греко-католической церкви. — Авт.), он пожал плечами, мол, такого в практике Ватикана еще не было, но все же посоветовал попробовать. Таким образом, при содействии Украинской греко-католической церкви мы послали прошение о благословении и финансовой поддержке папе Иоанну-Павлу II.
По словам представителей церкви, они попросту лишились дара речи, когда получили положительный ответ. Такого не ожидал никто. Сегодня это уже исторический факт.
— Насколько мне известно, финансирование идет через УГКЦ. Вы не располагаете реальными деньгами?
— Совершенно верно. На творческом совете мы поэтапно расписываем расходы и подаем их представителям церкви. Последние согласования происходят на международном церковном уровне.
— На каком этапе работа над оперой?
— Львовский композитор Мирослав Скорик со дня на день должен закончить работу над оперой. Он сейчас в Австралии. Отключил телефон и сказал, что выйдет на связь только поставив последнюю точку в работе. Либретто, над которым работает львовский поэт Богдан Стельмах, практически готово. Поэт возвращается к нему, пытаясь еще и еще раз усовершенствовать. Режиссер- постановщик оперы поляк Збигнев Хшановский ждет звонка о начале своего этапа работы. Все понимают, благословение Ватикана — не просто удача, это еще и большая ответственность. Ведь каждый из участников проекта заявит о себе этой оперой на весь мир.
Кстати, это уникальный случай: композитор, автор литературного произведения и либретто – выходцы со Львова. И это очень приятно.
— Известно, что в Украине немало межконфессионных проблем. Как отнеслись другие религиозные конфессии к благословению католической церкви?
— Наоборот, все конфессии выявили желание поддержать эту акцию. Мы даже не ожидали такой активности с их стороны.
— В репертуарном плане Львовского оперного театра на 2000 год премьера «Моисея» назначена на июль.
— Это неточная дата. Мы пока не можем точно спланировать, ведь идет творческий процесс, а он не подвластен времени. Мы не хотим спешить. Знаем только, что должны представить премьеру в этом году.
— Насколько реально присутствие папы римского на премьере «Моисея»?
— Этого мы знать не можем. Ведь такие решения принимаются на межгосударственном уровне. Вероятность его присутствия на премьере есть. Насколько мне известно, Президент Украины и премьер-министр уже отправили приглашение Иоанну-Павлу II.
— Кроме мировой премьеры «Моисея», в этом году львовская опера планирует представить еще множество акций в рамках празднования 100-летнего юбилея, ожидается много гостей. Расскажите, немного об этом.
— Действительно, мы еще с начала года проводим акции в рамках этой программы. К нам на протяжении года приедет множество гостей: ведущие мастера из пяти оперных театров Украины, представители московского Большого театра, санкт-петербургского Мариинского театра, гости из Пражского, Варшавского, Будапештского, Римского, Бухарестского и других театров мира. В июле ожидаем приезд солиста «Метрополитен-опера» П. Плишки.
— В рамках празднования вы готовите несколько премьер оперных и балетных спектаклей. Что это будет?
— В феврале мы представили оперу Д.Верди «Аида» с участием дирижера из Японии Чосе Комацу. 25 марта на сцене нашего театра состоялась премьера оперы Д.Верди «Набукко» с режиссером-постановщиком Джузеппе Вешилия (Румыния). Также мы готовим полупремьеру оперы Д.Верди «Травиата». Два года назад мы уже представляли ее, но без сценических костюмов. Сейчас найден спонсор, поэтому есть смысл полноценно представить произведение. Для работы над оперой мы решили пригласить дирижера и режиссера из Италии. Вполне вероятно, что они увидят «Травиату» по-новому, и это будет настоящая премьера.
Из балетных спектаклей к юбилею мы решили обновить украинский балет «Создание мира». Сохранились фантастические декорации народного художника Украины Евгения Лысака, 70-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. Сейчас спектакль проходит капитальное обновление. Думаю, к концу года мы сможем представить его на суд зрителей и критиков в новом виде.
— Как обстоят дела с финансированием программы «Празднование 100-летия Городского театра во Львове»? Помогают ли вам государственные структуры?
— Мы решили даже не обращаться к государственным структурам за помощью. Я не люблю просить, если знаю, что, кроме нервных срывов, больше ничего не получу. Тем более, что некоторые представители властей (начиная с городского и до министерского уровня) упрекают меня в том, что я раздуваю событие. Мы изначально решили идти путем поисков спонсоров.
— Насколько мне известно, во Львове создан комитет по содействию театру в праздновании 100-летия.
— Да, но пока он существует только формально. Пока мы решаем проблемы финансирования на личных связях. Многие гости, с которыми у нас долгие и хорошие творческие отношения, дают согласие работать на добровольных началах или за символическую плату. Но думаю, что комитет еще поработает, ведь как раз в марте началась горячая пора в работе.
— Насколько известно, Львовский оперный театр ведет переговоры с агентством великого тенора оперной сцены Лучано Паваротти. Визит этого гостя тоже можно рассматривать в рамках празднования юбилея?
— Нет, это не связано с юбилеем Львовского оперного театра. Сегодня реализация этого проекта стоит под самым большим знаком вопроса из всех вышеупомянутых. Приглашение Паваротти на государственном уровне для Украины пока слишком дорогое удовольствие. Но есть другая возможность, которой мы, собственно, и мечтаем воспользоваться. Два раза в год Паваротти дает благотворительные концерты. Задача состоит в том, чтобы убедить его один из них провести в Украине, во Львовском оперном театре. Пока сложно сказать, увенчается ли эта попытка успехом. Надежда все же есть.