Как известно, началом любого музыкального события является афиша. А внешний признак особо элитарных концертов («для посвященных») - это именно ее отсутствие. И постороннему наблюдателю, случайно очутившемуся у входа в концертный зал без афиши, прибытие слушателей может напоминать съезд тайного общества, когда парами, с разных сторон, сходятся торжественно одетые господа и исчезают за большими дверями. Только автобусы с надписью «Телевидение» говорят о важном событии. Проникнув за дверь, смотришь на знакомый интерьер Большого зала Национальной музыкальной академии Украины им.Чайковского уже по-другому, где высокие колонны и мраморные лестницы пытаются выглядеть более праздничными, а в зеркалах отражаются не студенты и практиканты оперной студии, а послы, министры, политическая и культурная элита.
Посольство Бельгии и Чрезвычайный и Полномочный посол Короля бельгийцев в Украине господин Пьер Вазен организовали в Киеве 26 ноября тройной праздник. Первые две части - чисто бельгийские: праздник Короля и бракосочетание наследного принца Бельгии. А третья стала праздником и для нас - фортепианный концерт Виталия Самошко.
Как случилось, что украинский пианист выступал «на стороне Бельгии»? Молодой музыкант в свои двадцать шесть лет получил первую премию на одном из самых известных и престижных конкурсов - международном музыкальном конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии в 1999 году. Будучи воспитанником Харьковского государственного института искусств, он уже не первый раз подтвердил высокий уровень родной пианистической школы: начиная с 1993 года он был отмечен премиями на конкурсах Ф.Бузони (Италия), А.Рубинштейна (Израиль), в Монреале (Канада) и др. (Как тут не вспомнить, что представители этой же школы всегда обращают на себя внимание на конкурсе пианистов памяти В.Горовица). Сейчас Виталий Самошко гастролирует и занимается в музыкальной академии в Италии.
Начало сольного концерта в Киеве было решено в романтических тонах (может быть, в преддверии романтического события в жизни наследного принца?). Зал наполняла музыка Ф.Шуберта (Соната D-dur), Ф.Шопена (Баллада №4),
А.Скрябина (этюды ранних опусов). И в таком окружении ярким эхом современности воспринималась соната №7 уже классика музыки ХХ века С.Прокофьева - с оттенком сарказма, динамично-гротесковая, и в то же время философски мудрая. После чего зал вновь был погружен в романтическое звукосозерцание: на бис В.Самошко подарил еще один этюд А.Скрябина и «Мечты» Р.Шумана.
Говорить о мастерской художественной технике исполнителей, принятых и оцененных в Европе и за ее пределами, стало уже общим местом (при всей своей справедливости). Хотелось бы о другом - о качестве звука, достигнутом в зале с большими акустическими погрешностями. Особое прикосновение к клавишам, проникновение в каждое созвучие и бережное «донесение» его до слушателя, игра «полутонами оттенков», «полудинамикой», «полушепотом» - все это делало знакомую музыку обновленной, тонко и глубоко услышанной. Пианист звал слушателей за собой. Казалось, все незримо были устремлены к сцене; и Большой зал становился малым, камерным, потому что музыка звучала и для всех, и для каждого индивидуально. Публика погружалась в звуковые миры в такой тишине, которую не всегда имеешь радость наблюдать на концертах - тишина была слышна! И бельгийцы, и украинцы восхищенно слушали и смотрели на пианиста как на свое чудо, свое открытие.
Здесь возникает двоякая оценка. С одной стороны, великолепный концерт подтвердил тот тезис, что искусство не признает границ времени и пространства, и может больше сделать для сближения стран и их культур, чем дипломаты. Но весь парадокс в том, что именно Бельгия (а не Украина) назвала Виталия Самошко лучшим и представила нам нашего же пианиста в свой праздник. И посол Пьер Вазен особо отметил, что завоеванная В.Самошко премия очень престижна для его страны, давшей образование высокого уровня как первый этап карьеры. Оценим ли мы этот шаг? Как сложится судьба талантливого музыканта, будет ли она связана с Украиной? Или В.Самошко будет радовать своим искусством принцев Бельгии, президентов Италии, императоров Японии, элиту Венеры, чиновников Марса... Скажете, полет большой высоты? Каким бы он ни был, это далеко от Украины. А хотелось бы чаще слушать игру и В.Самошко, и других наших музыкантов, и чтобы она была открыта для широкой публики нашей страны.