Украина без агрессии. Наш соотечественник и француз, наконец, увидели другую страну — гармоничную и счастливую

Поделиться
В Фонде содействия развитию искусства при поддержке Французского культурного центра проходит совместная фотовыставка Жана Белондрада и Игоря Гайдая «По дороге… от Карпат до Азовского моря»...

В Фонде содействия развитию искусства при поддержке Французского культурного центра проходит совместная фотовыставка Жана Белондрада и Игоря Гайдая «По дороге… от Карпат до Азовского моря». Два фотографа (один — француз, второй — украинец) представили свое видение Украины. Их фотоработы создавались во время двух путешествий и как бы отражают образ мирной, теплой Украины, где, вопреки информационным атакам, люди пребывают в гармонии, в радости, в счастье.

Оба фотографа при этом заявляют, что данная выставка — «гимн свободе и гимн путешествиям». Еще в 2006 году Французский культурный центр предложил Жану Белондраду поработать и сопоставить взгляды француза и украинца.

Бабушка с внучкой (с.Ростоки Ивано-Франковской обл.)
После серии фотографий «Украинцы. Начало третьего тысячелетия» и проекта РАЗОМ.UA Гайдай развернул проект на тему украинской семьи и в июле 2006 года предложил Жану быть попутчиком в путешествии по Карпатам. Правда, потом их дороги разошлись: Игорь поехал в сторону Донецка, а Жан — в направлении Азовского моря. Действительно, подход к фото у обоих мастеров очень схож, на снимках встречаются порою одни и те же персонажи.

Жан Белондрад не впервые сотрудничает с Французским культурным центром в Украине. В прошлом году он избрал Киев местом премьеры своего проекта «Синай. Путь письма». Этот универсальный фотограф — дома занимается рекламой, в Тулузе у него собственная студия (снимает на заказ портовые сооружения и промышленные объекты). А с путешествиями не расстается никогда. Поэтому и наведывается в разные уголки мира, пытаясь постичь энергетику той или иной местности.

В 1988 г. Белондрад сделал свой первый большой репортаж, посвященный тибетским беженцам. Среди тем его сюжетов — европейские пленные в Перу. Работая над темой создания экологически чистого сельского хозяйства в Китае, он окунулся в повседневную жизнь обездоленных работников. Далее были серии работ на юге Франции — о моряках, докерах и виноделах региона Корбьер, а также каменщиках и механиках в сериях «Забытые трудяги» и «Лица села».

На вопрос «ЗН», как он впервые оказался в Украине, мсье ответил:

Гуцул (Верховинский район)
— Вам сказать правду? Впервые я приехал в Украину в 1993 году… Потому что не нужна была виза. На второй день я познакомился с журналистом Сергеем Полховским. У этого человека была такая улыбка, которой я никогда в своей жизни не видел. Поэтому и решил остаться у вас на целый месяц. Для меня все в Украине было одновременно и новым, и знакомым. Например, Карпаты мне напоминают французские Пиренеи, где я провел свое детство. А с Игорем Гайдаем мы встретились осенью 2006-го, чтобы вместе пополнить нашу коллекцию снимков. Поэтому в одно сентябрьское утро я отправился в путешествие на своем автомобиле прямо из небольшой деревни на юге Франции, где я обитаю. Все время думал: а что бы такого показать вам, украинцам, чего вы еще не знаете о своей стране? Уж много лет, как я решил показывать народы и страны в их «спокойные моменты». Их повседневную жизнь. То красивое, что им свойственно. Поэтому Украина и показалась мне юной, «расшитой» бесконечными оттенками. Особенное впечатление произвела на меня украинская степь.

Свой приезд в нашу страну фотограф вспоминает с особой нежностью и говорит, что встретил здесь прекрасных людей. Похоже, это не просто учтивость гостя. По крайней мере, об этом говорят и лица украинцев, запечатленные им… Будь то улыбающийся молодой человек на фоне мчащегося поезда в Бердянске, или дедушка-земледелец со своей «підводою», или женщины в косыночках в Белоберезке, или удалые молодцы на велосипедах в Геническе… Или же два татарина-каменщика... В них сконцентрирована вся энергия фотографа. Ведь эта случайная модель на «road movie» остается с ним на всю жизнь.

Жан Белондрад и Игорь Гайдай Фото: Василия АРТЮШЕНКО
Благодаря Игорю Гайдаю в селе Ростоки Черновицкой области Жан поселился у «прекрасного человека по имени Николай». Чем так удивил именно этот человек француза-фотографа? Тем, что Николай поднимался ни свет ни заря и не оставался без дела ни минуты! Для Жана такое трудолюбие стало настоящим уроком жизни, и он заметил, что «во Франции такого бы не увидел».

А давний друг француза, инициатор путешествия Игорь Гайдай, на счету которого уж более двадцати персональных выставок, заметил: «Наши с Жаном интересы в подходе к фото очень близки. Мы сконцентрированы на счастливых моментах жизни. Главное — это положительная энергия. Ведь это мощный импульс для творчества, созидания. Многие запечатленные на снимках люди довольно бедны, но мы видим, как они внутренне богаты, как умеют радоваться жизни. В Карпатах меня всегда преследует ощущение счастья. Да и сама фотография — феномен. Вся энергия человека сконцентрирована в том месте, где внимание фотографа. Поэтому простой щелчок камерой превращается в довольно значительное событие, и главное — объект съемки.

На выставке — немало черно-белых снимков Гайдая: «Бабушка с внучкой» (с.Ростоки Ивано-Франковской обл.), «Гуцул» (Верховинский район)… Надолго остаются в памяти цветные снимки на церковную тематику — женщины в церкви села Шешоры, пожилая женщина со свечой в церкви села Крыворивня Ивано-Франковской области… Гайдай особым образом выстраивает кадр, поднимая обычного человека на гребень успеха. Его девиз: «Человек — это главное».

Стоит сделать еще один круг по выставочным залам и всмотреться в лица и глаза этих «обычных» украинцев, живущих в дальних селах и выполняющих свою каждодневную работу… А потом понять: посредством фотоязыка можно обратить внимание и на социальные нюансы, и сблизить Восток с Западом. Ведь на этих снимках — рядом — люди из Ивано-Франковской области и крымские татары, киевляне и жители приморского региона, уманцы и дончане. Здесь показан истинный (а не информагрессивный) образ Украины и раскрыта подлинная философия жизни простого человека. И это не может не найти отклик в сердце как того же украинца, так и француза. (После Киева «По дороге…» поедет в Тулузу — город-побратим «матери городов русских».) Мсье Белондрад при этом парирует: «У Средиземного моря меня очень часто посещает одна мысль: поеду-ка еще раз на Азовское море!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме