Состоявшаяся в Украинском доме выставка детских творческих работ «Моя боль и радость - Украина» подвела итоги конкурса, проводившегося среди учащихся художественных школ и художественных отделений школ искусств г.Киева. Он посвящен памяти Стефании Пирожак, известной канадской деятельницы, которая безмерно любила Украину, но так и не побывала в ней. Там, в Канаде, и возникла идея проведения конкурса, адресованного детям - художникам открытым, непосредственным, искренним. Какая она - Украина, увиденная их глазами, переживаемая их чувствами, воображаемая ими в мечтах?!
По-матерински поддержав инициативу украинской диаспоры, Всеукраинское женское общество имени Елены Телиги обратилось за помощью в ее реализации к Главному управлению культуры Киевской госадминистрации. И только благодаря неустанной творческой энергии организаторов этого события, педагогов школ и, конечно же, самих учащихся за столь короткий срок (всего полтора месяца) на рассмотрение авторитетного жюри было представлено более 500 работ. Рисунки, батик, живопись по стеклу, любимая детьми керамика, традиционные для Украины писанки и вытынанки. Непростым оказался отбор: ведь каждая работа - это целый мир, пусть и маленького, но уже художника. А были среди участников, действительно, и малыши. Особенно ярко они проявили себя в технике компьютерной графики. Так, восьмилетняя Светланка Рейниш, ученица детской школы искусств № 2 со своей композицией «Ой летела горлица» вошла в число победителей. Пятнадцати ребятам, работы которых признали лучшими, были вручены по 60 долларов (призовой фонд был получен от канадских фундаторов). В нынешних условиях такой приз в день святого Николая может показаться сказочным. Но с вернисажа уходили с подарками не только они. Местные власти позаботились обо всех участниках конкурса, а также их наставниках. Праздник в Кобзарской светлице удался на славу! Счастливыми выглядели родители, доброжелательные улыбки не сходили с лиц присутствующих. Под мягко звучащий музыкальный аккомпанемент (играли сверстники именинников), торжественные приветствия, царившее в зале всеобщее воодушевление трудно было всматриваться в экспонируемые работы. Уже потом, оставшись наедине с этим непростым, но удивительно привлекательным миром детства, можно было размышлять о том, чем живут наши дети - зеркальное отражение нас самих, искать в их творениях «откровение», заглядывая в будущее, ведь они - часть его.
Непросто создать художественный образ Украины, вместивший бы и личное, и всеобщее. Одиннадцатилетняя Катюша Король представила его в виде горящей свечи, увенчанной лентами, гирляндами цветов. Сочная цветовая гамма с ясно читаемой символикой сразу же была отмечена жюри. Усложненная, философски наполненная символика - у авторов «старшего поколения». Четырнадцатилетний Павел Величко в небольшом интервью возле своей «Музы неизбежности» говорил о процессе совершенствования, устремленности в будущее. В его работе оно «обозначено» светлым сиянием. Поиски собственной авторской техники, глубина размышлений, серьезность подхода к творческому самовыявлению - приметы уже настоящего художника. Но не профессионализм является главным критерием в оценке детских работ. Мы ценим в детях их потенциальные возможности, а развивая их, радуемся каждой отдельной удаче. Поэтому и восхищает простота, смелость, граничащая порой со случайностью в живописных этюдах восьмилетнего Саши Пасики («Поздняя осень»), девятилетней Маши Михайличенко («Еще тепло»), учащихся детской художественной школы № 6.
На выставке можно было увидеть и веселый, праздничный, фантасмагорично-сказочный мир (как у Катюши Тарабукиной - пиршество зверей), и уже ставший стереотипным образом Украины - пейзаж с беленькими хатками, костюмированными дивчатами и парубками, обрядами. Последнего было особенно много. А одна из призовых работ - Штаера Андрея, в названии которой классическое «Здається кращого немає нічого в Бога», суммируя этот образ, открыто использует иконописный прием с центральной композицией и клеймами по периметру, в которых традиционные национальные атрибуты - рушнык, бандура, ветка калины...
Однако рассказ был бы неполным, если не вспомнить работы другой проблематики: с пустынными зелеными чернобыльскими зонами (Опанчук Роман «Колокол Чернобыля»), с напряженным взглядом ожидающих милостыню мальчиков (Соболь Наташа «В подземном переходе»), с явно слышимым гулом толпы у ворот храма (Семенко Дмитрий «Похороны патриарха Владимира»). Это - наша боль, и было бы наивным думать, что таких работ на детской выставке быть не должно. Дети - с нами рядом, в мире, где взрослые не всегда созидают, но от которых зависит многое. Хотя бы то, чтобы Украина была для них только радостью.