На фасаде столичного Музея русского искусства — праздник кумача. Здесь проходит экспозиция «Искусство Советского Союза». Выставка презентует музейный проект «Реализмы ХХ века», в рамках которого планируется поэтапно показать 95% экспонатов, которые не отражены в постоянной экспозиции.
На выставке представлено около 80 живописных и скульптурных произведений советских художников, дающих представление об общих тенденциях развития советского изобразительного искусства в 1920-е—80-е годы.
Экспозиция состоит из четырех разделов: лауреаты Ленинской премии; Искусство 1920-х—30-х гг.; Искусство тоталитарного режима (1930-е—50-е гг.); Мастера «сурового стиля» и искусство 1960-х—80-х.
Ранее этими работами, как правило, занималась закупочная комиссия Министерства культуры СССР, которая приобретала работы художников или размещала у них государственные заказы. В эту комиссию в основном входили сами художники, поэтому халтура в музеи не попадала.
…По мнению директора музея Юрия Вакуленко, суть проекта — вернуться к истокам нашей независимости, которая начиналась с распада гигантского образования под названием Советский Союз.
— Многих, и меня в том числе, немного смущает факт, что до сих пор не обозначены идеологические приоритеты, — говорит директор. — Давно нет уже ни октябрят, ни пионеров, ни комсомольцев… А взамен лишь зашкаливающая многопартийность, которая доходит до анархии! Поэтому мы и создали эту провокативную выставку, чтобы осознать весь пласт многообразной культуры того периода …
Интерес к проекту повышенный. Время и ситуация подгаданы точно: все негативное, что привнес «совок», люди воспринимают уже не так остро, и есть возможность показать просто искусство.
Тем более, по словам директора, в то время работали настоящие мастера. И эти творцы совершенно искренне создавали произведения, воспевая при этом незыблемые ценности, — коллектив, семью, радость труда. «Человеческая память хранит все лучшее и позитивное. Можно долго ожидать, пока мы все станем материально благополучными. Но так можно превратиться в биологически выгоревшее общество, у которого на уме только колбаса и машины…»
Ныне термин «соцреализм» уже не вызывает недоумения, потому что даже на международных аукционах этот срез «прекрасного» в большой цене. Так что в этом плане данная выставка весьма дорогостоящая. Ведь представлены хрестоматийные художники.
В свою очередь Юрий Евгеньевич не уверен, что в Украине нужен узкопрофильный музей соцарта. Дескать, у нас и так есть ряд художественных музеев как областных, так и городских, в которых представлены вполне самодостаточные собрания периода СССР. По его мнению, лучше, когда искусство СССР рассматривается в общем контексте — то ли русского, то ли украинского.
Несмотря на столь бурный интерес к соцреалистическим полотнам, современная критика пока равнодушна к этой теме. «Старая гвардия» в силу идеологической направленности была заполитизирована партией и правительством, поэтому в то время признанным художникам пели лишь хвалебные оды. «Это то же, что и «Квадрат» Малевича» — явление суприматизма. То есть это некий трактат, который прежде чем понять, нужно досконально изучить, — объясняет г-н Вакуленко. — А у нас как говорят? Мол, я тоже такой «Квадрат» смогу нарисовать! Дело ведь не в квадрате, а в философии того периода. Поэтому, думаю, еще не осознана философия того времени и ее энергетическая составляющая. И ее статус кво мы воспринимаем скорее эмоционально и ностальгически»…
Музейщики столкнулись с единственной проблемой при формировании этой выставки: некоторые работы оказались настолько масштабны, что заняли максимум выставочного пространства.
В первом зале представлены главные имена советской художественной эпохи — Николай Ромадин, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов. Впечатляющая по размерам солнечная картина «На колхозном току» со счастливыми колхозниками, где никто не сидит без работы. Ярко представлен Александр Дейнека. Все его фигуры коренастые, чеканные, гротескные. Это и «Бегунья», и «Студентка». И некоторые скульптуры тоже — «Мальчик, прыгающий в воду», «Боксер» с волевым подбородком, единственная на всю экспозицию обнаженная натура довольно плотного телосложения, изображающая красотку на берегу моря.
Можно обнаружить и другой, далекий от соцреализма стиль этого художника по таким работам, как «Встреча с прекрасным», «Гладиолусы и рябина»… Здесь же пара декоративных пейзажей Николая Ромадина. А Юрий Пименов представлен несколькими своими поздними работами. Его «Дальняя дорога» вызывает ностальгию («советские» чемоданы — это отдельная история), а романтичное «Начало любви» (за эту работу художник получил госпремию) напоминает раскадровку французского фильма.
Второй зал объединил искусство 20-х—30-х. Это картины, созданные «Ассоциацией художников революционной России», по духу они весьма оптимистичны. Шагают «Рабфаковцы» Бориса Иогансона с книгами и просветленным взглядом. А на полотне Котова «Завтрак. Моя семья» — классика советской семьи, где мама в платочке завтракает с дочуркой. Еще хрестоматийная картина «Все выше» Серафимы Рянгиной: влюбленные высотники-монтажники, несмотря на птичью высоту, смотрят в глаза друг другу.
Третий зал посвящен периоду 1930-х—50-х. Здесь портреты и скульптуры советских вождей. Это работы художников Соколова, Франца, Серова, Цыплакова, Любимова, Ряжского, Богородского, а также студии Николая Андреева, где Ильич изображен в разных ипостасях (на трибуне, за работой, за письменным столом). А на огромном полотне Любимова «Челябинский пересыльный пункт» среди вояк с шашками наголо под светом луны можно увидеть и вождя народов Иосифа Сталина.
Далее — зал, который несколько выбывает из хронологической последовательности искусства соцарта. Здесь радостные, светлые и счастливые «Дети Страны Советов» Алексея Пахомова, фрескопододобная подтекстуальная «Махновщина» кисти Александра Тышлера 1927 года и его же «Групповой портрет», на котором запечатлено пятнадцать строителей социализма разного возраста.
Последний срез выставки посвящен художникам 60-х—70-х. В работах — размах. Реалистичные «Прачки» Алексея Ткачева: женщины стирают белье в речной воде, а вот похоронная композиция Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья». Еще пронзительный «Сын» Анатолия Никича-Криличевского, композиция в дверном проеме Дмитрия Жилинского «Портрет Е.Красиной и К.Тарасова», молодцы-удальцы Петра Оссовского «Рыбаки Псковского озера», суровый рубленый монохром «Памяти Пабло Пикассо» Михаила Ромадина…
Можно заметить, что работы, равные этим (по популярности и стоимости), на сегодняшний день сосредоточены в Третьяковской галерее. Многие посетители даже не ожидали, что работы такого уровня хранятся у нас, в Киеве.
От всех полотен словно бы исходит «энергетика» Страны Советов. И, безусловно, можно посоветовать самим музейщикам почаще перетряхивать музейные закрома.