Предложил режиссер Григорий Кохан
Кинотеатр «Кинопанорама» как всегда гостеприимно распахнул свои двери на этот раз украинскому кино, которое всегда с энтузиазмом поддерживает. Премьера фильма Григория Кохана «Тупик» подвела итог кинематографическому году. А он неутешителен - всего четыре картины.
Понятно, что появление каждой из них становится заметным событием, приводя в неописуемое возбуждение поклонников национального кинематографа. В данном случае и подавно. К творчеству Григория Кохана можно относиться по-разному. Но в том, что он всегда умел делать фильмы смотрибельные, режиссеру не откажешь. Один лишь многосерийный сериал «Рожденные революцией» навсегда вошел в классику советского детективного фильма.
На этот раз Григорий Кохан также обратился к криминальному сюжету, решив его в жанре боевика по образу и подобию расхожего американского кино, столь немилого сердцу режиссера, в чем он и признался на пресс-конференции накануне премьеры. Это самое американское кино очень его раздражает, может, не столько фактом своего существования вообще, сколько засильем на украинском теле- и киноэкранах. По логике «Тупик» должен был стать достойным ответом заморским фильмам. Хорошо, если б так, но, увы, прозвучал он весьма неубедительно.
Думаю, основная проблема картины в откровенно слабом, поверхностном сценарии. Да какая там психологическая мотивация поступков героев (они все сплошь ходульны и одномерны), если в фильме начисто отсутствует главная составляющая криминального боевика - увлекательная интрига, что держит зрителей в напряжении. За это, как говорится, можно многое картине простить. В «Тупике» же все повороты сюжета, все поступки героев можно предугадать на пять ходов вперед. И вот из этого беспомощного сценария (авторы Андрей Кокотюха и Евгений Оноприенко) режиссер попытался сделать кассовое кино.
Для этого ему пришлось преодолевать огромные трудности. Первая и главная - отсутствие денег. К каким только ухищрениям не прибегала группа. Например, все съемки проходили в естественных интерьерах, т. е. в квартирах и офисах, которые предоставляли знакомые и друзья. Да и сами кинематографисты работали за чисто символическую плату, как признался Григорий Кохан. Все эти титанические усилия, конечно, достойны уважения. Сами по себе. Никто этого и не отрицает. Но, как говаривал один мой знакомый: мухи - отдельно, котлеты - отдельно. Создание фильма, вопреки обстоятельствам, - факт отрадный. А то, что фильм не получился - тоже факт, хотя и печальный.
В результате нам предложили довольно банальную кинематографическую историю о том, как солдат срочной службы (актер Тарас Костиков) отправляется в бега, поскольку не может пережить измену невесты, вышедшей замуж за другого. Причем не за какого-то там «нового украинца», а бедного и честного милиционера (Александр Онуфриев), и значит, это настоящее чувство. Поняв, что любимую ему не вернуть, и оказавшись в столице без копейки денег, он то ли от отчаяния, то ли от какой-то добросердечной инфантильности ввязывается в криминальную историю. Попросту говоря, вместе со своей новоиспеченной знакомой (Ирина Мельник) шантажирует всяких нехороших и злых граждан. Они-то, конечно, людишки скверные, что и говорить. Но ведь и вымогательство - занятие отнюдь не благовидное. Правда, об этом до поры до времени наш розовый герой не задумывается. Пока другой, плохой и продажный, милиционер его не «подставляет». Вот и гоняются за героем и его подружкой и правоохранительные органы, и подручные импозантного мафиози, по совместительству депутата (Александр Быструшкин). Чем дело кончилось, рассказывать не стану. Не исключено, что у «Тупика» найдутся свои зрители, зачем же лишать их удовольствия. Впрочем, чем такое кино может окончиться, по-моему, и так ясно.