Украина - Болгария. Дни украинской культуры в Болгарии, которые планируются с 15 декабря с. г., уже открылись с 26 ноября! Нет, это не оговорка. В здании посольства Болгарии в Украине, то есть на болгарской территории открылась выставка молодых украинских художников Игоря Ступаченко, Леси Пишей, Александра Ольхова, Ивана Пилипенко, Ивана Кириченко, Виктора Кириченко, Елены Бабинцевой и Оксаны Карпенко, которые в сентябре побывали на пленере в болгарском городе Шумен, а также состоялась презентация книги киевской поэтессы Натальи Сухолит. Название выставки - «Образ современной Болгарии»; уже первые отзывы зрителей, ценителей и критиков - положительные.
Киев. В ноябре в театре «Бенефис» на «ура» прошло пять спектаклей «Кошки-мышки». Включен этот спектакль в репертуарную афишу «Бенефиса» и на декабрь.
Несмотря на то, что в спектакле всего два действующих лица, - это, по большому счету, моноспектакль и бенефис заслуженной артистки Украины Татьяны Стебловской. Режиссер Мария Ганицкая и партнер артистки заслуженный артист Украины Юрий Критенко стали для нее той свитой, которая делает королеву.
Спектакль о любви - это всегда страсти, обиды, ревность, ссоры и примирения. С удивлением обнаруживаешь для себя, что любовь стариков мало чем отличается от любви молодых - те же шекспировские страсти, любовные треугольники, разве только поводы для ревности другие - например, ревность к удачливой сопернице, кормящей любимого мужчину его любимым бульоном. В этом случае швыряние блюда с клецками в голову коварной разлучнице - на уровне страстей леди Макбет.
Татьяна Стебловская много лет шла к этому спектаклю. Когда-то давно, прочитав пьесу Эркеня «Игра с кошкой», она сразу же заболела ролью Эржи Орбан, но... финансы, финансы, финансы... Ведь пьеса была написана для восьми действующих лиц. И тогда режиссер Мария Ганицкая обратилась к первоисточнику повести «Кошки-мышки», инсценировав ее для двух персонажей.
Спонсорскую помощь в постановке оказала киевская фирма «Эланда», театр «Бенефис» в лице его директора Ольги Никитиной гостеприимно предоставил сценическую площадку.
Сейчас в жизни Татьяны Стебловской начался новый этап - она стала актрисой Киевского Молодого театра. Хочется пожелать ей творческой молодости и успехов.
Санкт-Петербург. 10 декабря здесь открывается конкурс «Майя-96». Темой для конкурсантов избрана музыкальная драма «Анна Каренина» Родиона Щедрина.
Благодаря тому, что Майя Михайловна Плисецкая все еще на сцене, классический балет не теряет своей притягательности. Майя Михайловна венчает своей фигурой целую эпоху в балетном искусстве.
Подобно тому, как на заре века рождение «Умирающего лебедя» Анны Павловой стало знамением новой жизни классического балета в женских формах, так «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой становится ее закатом и одновременно эмблемой конца ХХ столетия.
Конечно, на фоне агонии абстрактного танца, выжигая огнем звездное небо, прошло рождение и становление танца нашего века «модерн» от Айседоры Дункан и Марты Грэхем. Но танцующая эмоциональная женщина одухотворила рассудочный классический танец. Майя Плисецкая вложила душу в абстрактный жанр, расширив его до размеров своей личности.
Когда Майя Плисецкая станцует в последний раз своего «Умирающего лебедя», эпоха абстрактного танца завершится, и «да здравствует» танец конкретный. Но Майя Михайловна пока не спешит.
На конкурсе состоится презентация книги украинской поэтессы Елены Колон.
В Украине презентация книги состоялась 14 ноября в Одесском оперном театре.