«Постельная одиссея» - а именно такой подзаголовок присвоили журналисты последнему фильму Стенли Кубрика - вызывает пристальный интерес не только у многочисленных зрителей, но и у кинокритиков...
«Постельная одиссея» - а именно такой подзаголовок присвоили журналисты последнему фильму Стенли Кубрика - вызывает пристальный интерес не только у многочисленных зрителей, но и у кинокритиков. Лента, снятая по новелле австрийского писателя Артура Шницлера «История сновидения», написанной еще в 1926 году, повествует о психосексуальном экспериментаторстве четы психиатров. Естественно, достаточно откровенных сцен в фильме немало, и тем не менее режиссер всерьез надеялся на присвоение фильму категории R (которая допускает просмотр ленты несовершеннолетними в сопровождении взрослых). Примечательно, что британская цензура допустила этот фильм к подобному просмотру, тогда как американская оказалась гораздо более озабоченной целомудренностью своей молодежи. В частности, полной версии фильма была все же присвоена категория NC-17, по которой подростки до 17 лет к просмотру вообще не допускаются, а для «широкого пользования» была изготовлена адаптированная версия, которая не только длится значительно меньше исходных двух с половиной часов, но и содержит элементы компьютерной графики, заслоняющие особенно откровенные сцены в исполнении Николь Кидман и Тома Круза. То, что подобная строгость цензоров вызвала недовольство компании Warner Bros., вполне понятно - ведь для того, чтобы окупить потраченные на съемки фильма 65 миллионов долларов, одной лишь взрослой аудитории будет явно недостаточно. Однако и реакция американских кинокритиков также оказалась достаточно резкой: вначале было опубликовано протестующее письмо нью-йоркских кинокритиков за подписью 28 членов этой группы, а потом к ним присоединились и их коллеги из Лос-Анджелеса. Такая необоснованно строгая цензура, с точки зрения кинокритиков, ограничивает свободу самовыражения американских кинопроизводителей и, таким образом, ущемляет их права. Ситуация усугубляется еще и тем, что сам великий режиссер не может принять участия в дискуссии, посвященной трактовке его произведения, - его внезапная кончина произошла за несколько месяцев до официальной премьеры ленты в американском кинопрокате. К тому же именно Стенли Кубрику, одному из немногих наряду с Клинтом Иствудом и Стивеном Спилбергом, было даровано право не демонстрировать студийным боссам исходный, «домонтажный» вариант картины и не учитывать «пожелания» своего руководства. Смерть режиссера последовала через пять дней после закрытого просмотра только что законченной ленты, на котором присутствовали, кроме самого Кубрика, лишь четыре человека - Николь Кидман, Том Круз и сопредседатели Warner Bros. Терри Семель и Боб Дейли. Немногочисленная аудитория, по словам самой Николь, «буквально влюбилась в этот фильм», а сам режиссер признал его лучшим из своих тринадцати работ. Да и первая неделя проката, начавшегося с шумной премьеры 16 июля, сразу же принесла компании 22 миллиона долларов. Поэтому тот пиетет, с которым кинокритики относятся к последнему произведению великого мастера, вполне понятен.