Цена и ценности

Поделиться
О Национальной премии имени Тараса Шевченко (о том, какая борьба ведется вокруг нее, о тех, кого она возносит, а кого — игнорирует) можно было бы сочинить и «песнь песней», и сонеты в стиле Петрарки...

О Национальной премии имени Тараса Шевченко (о том, какая борьба ведется вокруг нее, о тех, кого она возносит, а кого — игнорирует) можно было бы сочинить и «песнь песней», и сонеты в стиле Петрарки. Но в последнее время, увы, отчего-то востребованы иные «жанры» — донос, «погром», хула, откровенные оскорбления человеческого достоинства.

Снежной лавиной с какой-то скользкой и опасной «верхушки горы» начал сползать этот «железный поток», задевая и травмируя творцов, людей и так уже достаточно ранимых. Это бои без правил. Это игры со всеми известными. Это схватки конкурирующих групп за «ценники»... В вышеобозначенных жанрах цифры на «ценниках» никто ни от кого не скрывает, они всем известны — в данном случае это сто тысяч премиальных гривен (ровно столько получает лауреат). А вот «цена» подобных историй… О ней и поговорим.

Действительно, немало проблемных остроугольных камней «на дне» главной госпремии: об этом постоянно спорят, несмотря на то что время от времени в Шевченковском комитете меняются кадры. Совсем недавно на эту тему остро, ярко, полемично отреагировал Богдан Бойчук: «Проблемы Шевченковского комитета исходят из того, что они собираются помогать писателям (творцам), но не оценивать их творчество (а еще чаще не могут отказывать приятелям и друзьям…)».

Говорить об этом необходимо. Шлюзы гласности пока, кажется, не собираются перекрывать. Но вот когда поток исходит из «канализации»…

…Более двух месяцев некоторые СМИ просто «болеют» одной и той же, с их точки зрения, «горячей» темой. Причем симптомы болезни возникли сразу же после присуждения Национальной премии народному артисту Украины Валерию Матюхину — известному человеку, талантливому музыканту, руководителю Национального ансамбля солистов «Киевская камерата».

Казалось бы, неожиданная и довольно мутная, даже провокационная волна этих раздутых «обличений» вот-вот должна схлынуть. Или хотя бы обрести какое-то адекватное «русло» — в пылу эмоций чего не бывает? Но «полноводье чувств» уже просто переполняет мозги и страницы. Из номера в номер… Утром в одной газете — вечером в другой... Кричащие, душераздирающие эти заголовки в стилистике поисков «врагов народа» возникают с рассчитанной периодичностью. Как будто по команде сверху. С верхушки — с «горы». «Чтобы нас не приняли за каких-то хохлов…» («Нація і держава»), «Национальная премия — для хохлов?» («Шлях перемоги»), «100 тысяч за презрение к родине» («Вечерние вести»), «Кто мы — украинцы или «хохлы»?» («Персонал Плюс»).

Как говорится, оцените риторику...

В подобных случаях хочется хоть у кого-нибудь спросить: люди, а что произошло, кто конкретно и демонстративно предал нашу родину, кто растоптал ее национальные святыни и преднамеренно уничижает основы духовности?

«Крайний» был найден… Или «назначен». Причем это человек, который по каким-то, наверное, уже астральным (независимым от «исполнителей» и «зрителей») причинам всю жизнь отдал именно высокому искусству и пропаганде отечественной музыки. Это музыкант, создавший уникальный коллектив. Человек, открывший для слушателя прекрасные произведения отечественных композиторов (Сильвестрова, Станковича, Зубицкого, Карабица и многих других), не на словах пропагандирующий нашу культуру в разных странах и на разных континентах. Он гастролирует. Репетирует. Не «тусуется» в поисках ситуативной конъюнктурной выгоды. Колесит со своим коллективом не только по столицам, но и по самым дальним уголкам. Однажды, года два назад, судьба и гастрольные графики занесли «Киевскую камерату» в Мурманск, где их концерты восприняли восторженно, а исполненные ими произведения Марцелло, Вивальди, Генделя, Скарлатти, Перголези, Россини пленили северную аудиторию. В местной прессе появились хвалебные рецензии. Корреспондент «Мурманского вестника» тогда же, 25 сентября 2004 года, написала: «В репертуаре Национального ансамбля «Солистов» — сотни премьер сочинений украинских композиторов, исполнения произведений композиторов Латвии, Литвы, Армении, Грузии, России, современная музыка Западной Европы и Америки. Диапазон — от старинной музыки и классики до произведений современных авторов. В этом отношении «Камерата» уникальна. Она собирает полные залы по всему миру: от Штатов до Китая».

После того же концерта в своем блицинтервью журналистка спросила, отчего в программе не прозвучала национальная музыка (хотя заведомо было известно, какой именно репертуарный формат предполагает данная программа — произведения западных композиторов). Как бы подтрунивая над профессиональной рассеянностью девушки, руководитель «Киевской камераты» произносит фразу, которая впоследствии, спустя два года (!), окажется для него роковой: «Я вам честно скажу, мы так подумали, чтобы нас не приняли за каких-то там хохлов, — смеется. — Основной упор сделали на шедевры европейской музыки и произведения Пьяццоллы».

Это все. «Конец цитаты». И начало… массированной кампании по дискредитации художника, человека и гражданина.

Еще раз повторюсь: спустя ровно два года — в аккурат после объявления имен лауреатов Национальной Шевченковской премии — видимо, «случайно» разрыли «интернет-корзину», извлекли наружу эту злосчастную, может, и не остроумную, возможно, даже двусмысленную, но все-таки шутку… И будто по команде сверху «шоу начинается». Командиры — на «горе». Бойцы — в «окопах»: на газетных площадях. На разные лады, в различных изданиях, переворачивая одну и ту же пластинку и притягивая за уши то, что, казалось бы, притянуть невозможно даже в фантастических романах, «спецоперация» по выявлению «врага народа» (иные образы тут не проходят) выходит за пределы абсурдно-неадекватного…

...Семь тысяч компьютерных знаков, пять тысяч компьютерных знаков, десять тысяч компьютерных знаков с вопиющими обвинениями в «украинофобстве», намеки на раздутые «денежные аппетиты», еще непонятно что… Цитировать это опасно и страшно: абсурд, клевета, пустопорожняя риторика.

Но в кампанию втягивают людей искусства. Некоторые, как, например, дирижер Владимир Сиренко, недоуменно отмахиваются: «Да это же шутка! Возможно, неудачная, не стоит эти слова воспринимать всерьез!..» Некоторые готовы идти едва ли не в церковь и каяться только потому, что, видите ли, не рассмотрели в известном музыканте и украинском патриоте «скрытого врага». «Это мой грех, что так случилось», — сетует в интервью всеми уважаемый Анатолий Авдиевский, и от чего-то кажется, что «грех» — понятие более чем многозначительное. «На его месте я перед тем, как выдвигаться, написал бы заявление о том, что благодарен тем, кто представил меня на эту премию… Но не хочу получать ее, так как Шевченко — «хохол», он «хохляцкий» поэт, а я — великий русский…» — это уже Владимир Яворивский, играя взрывоопасной и искусственно взвинченной словесной напраслиной, дает известному музыканту и уважаемому человеку свои «бесплатные советы».

К счастью, не все представители культурного цеха втянулись в провокацию, цена которой... «сто тысяч». Одни просто промолчали, предполагая, видимо, что это реакция «конкурентов» и высосанная из пальца «публицистика». Если точнее и жестче — то просто клевета и скверна под прикрытием патриотических порывов. Другие же мастера решили поддержать коллегу, и правильно сделали. Потому что «молчание ягнят» в таких случаях — знак прочного согласия. Нина Матвиенко, Валентин Сильвестров, Леся Дычко, Игорь Щербаков, Анна Гаврилец, Александр Костин, Олег Кива, Михаил Чембержи, Валерий Буймистер, Анатолий Баженов, Владимир Сиренко, Владимир Гронский, цвет отечественной музыки, даже написали открытое обращение, где взволнованно, но очень искренне и человечно говорят: так не должно быть, потому что в цивилизованной стране так быть не может… «Валерий Матюхин — знаковая и выдающаяся фигура современного украинского музыкального искусства… Общий стиль всех публикаций, написанных как под копирку, где буквально целые абзацы переносятся из статьи в статью, наводят на мысль о том, что перед нами «литературный продукт» одного человека или одной «оскорбленной» группы людей, которые стараются быть рупором… Одна и та же фраза перетирается во всех пиар-статьях, а в своем старании очернить музыканта авторы буквально из кожи выпрыгивают, чтобы найти что-то такое, за что бы можно было зацепиться (и не находят. — О.В.)… Ни один оркестр в мире не исполняет столько национальной музыки, как наш, причем как старинной, классической, так и современной…» — все это выдержки из эмоционального послания музыкантов в поддержку коллеги. И в связи с их текстом вот о чем мне подумалось.

Как просто, игриво, легко и лукаво на чаше одних весов порою можно «уравновесить» талант, масштаб, репутацию, патриотизм и… выдернутую из интернетной «мусорки» скользкую реплику, которая могла быть не сказана, а дописана (допридумана), которая уж точно в том интервью музыкантом не завизирована (да и в этом ли суть?). И вот на весах судьбы на одной чаше — раздутая фраза, а на другой — подвижническая деятельность и популяризация произведений украинских композиторов. На одной чаше — культурное миссионерство, презентация нашей музыки в Германии, Австрии, Италии, США, КНР, Ливане, а на другой — все та же провокационная «страшилка». На одной чаше — тридцать лет жизни в искусстве и стремление достучаться до молодого поколения посредством классической музыки, а на другой — «то же» — от «тех же». Удивительно, что одна из авторов «спецрасследования» незадолго до кампании поначалу активно поддержала музыканта в своем материале. Еще удивительнее, что никто из пишущих, возмущающихся не додумался позвонить человеку, узнать его мнение, взять хотя бы блицкомментарий, как это предполагают очевидные законы журналистской этики.

Михаил Булгаков в «Театральном романе» заметил, что клятва Гиппократа, которую дает врач, очень подошла бы и некоторым «писателям». Гиппократ советовал врачам при описании симптомов болезни и составлении диагноза: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, того писать не надо»! «Публицистам» и «разоблачителям» этот совет не помешал бы. Ведь такт необходим не только в музыке... Умный человек смотрит в «главную чашу», а не в «мусорку». Еще одно упреждение уже от Булата Окуджавы из его романа «Путешествие дилетантов»: «Когда двигаетесь, старайтесь никого не толкнуть». Но здесь-то не просто толкаются — здесь топчут, по ходу эмоционально вопрошая: «Кто мы — украинцы или хохлы?» Может быть, и стоит ответить на этот вопрос...

...Да, «хохлы», если занимаетесь уничижением лучших представителей родной культуры. «Хохлы», если молчаливо взираете на массовый отток талантливых музыкантов из своей страны и в это же время громогласно напрасно клеймите тех, кто еще остался, кто (извините за шаблон) «сеет разумное, доброе, вечное». «Хохлы», если хитренько закрываете глаза на повсеместное попсовое хамство (от «ректоров» или других агрессивных «аудионосителей лжедуховности»), а человека, отдающего душу высокому «штилю» и подлинной музыкальной культуре, столь низко и задешево пытаетесь низвергнуть в какую-то вами же вырытую «траншею». Если же цена за эту вашу работу — лауреатские «сто тысяч», что ж, копайте... Подлинные ценности — не для «хохлов», для украинцев — все-таки стоят дороже.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме