ТРУБАДУРЫ НАШИХ ДНЕЙ

Поделиться
Песня объединяет и роднит людские души. Она сопровождает человека с момента его появления на земле...

Песня объединяет и роднит людские души. Она сопровождает человека с момента его появления на земле. Она поддерживает его в тяжкие годины, врачует, возвращает к жизни. Песня призывает к подвигам и свершениям. Песня передает те тончайшие нюансы наших чувств, на которые не способна обычная речь.

С давних времен отношение к народным певцам-сказителям было особое, правда, в зависимости от политических веяний оно меняло знаки, но без сомнения, внимание к этим людям всегда было обострено. Наделенные уникальным музыкальным и поэтическим даром, они увлекали своими песнями и имели порой большее воздействие на умы, чем какие-либо установленные правила и законы.

История знает певцов, бывших как в черной опале, так и в пышном фаворе у своих правителей. Искусство народных поэтов и музыкантов-бардов насчитывает в своем развитии многие века. Трубадуры, труверы, минезингеры известны с легендарных времен величественного средневековья Западной Европы, гусляры и кобзари - певцы седой эпохи Киевской Руси.

Эта традиция дошла до наших дней без существенных изменений, правда искусство современных бардов сформировало особый жанр и ныне зовется авторской песней. Мои размышления о народных певцах и об их месте в истории не случайны. Все это имеет прямое отношение к авторскому концерту Эдуарда Драча, прошедшему в Украинском Доме в один из последних сентябрьских дней.

В нашей стране авторская песня всегда была на особом счету. Любимые народом, но гонимые и запрещенные властью барды - Высоцкий, Галич, Окуджава, - их песни жили в темных подворотнях, десятки раз переписывались затертые пленки на стареньких магнитофонах. Эти люди были настоящими неформальными лидерами в противовес заполонившей все средства массовой информации конъюнктуре.

На Украине авторская песня - очень сложное явление. Антинационалистическая политика прошлых лет была направлена на уничтожение любого подобного проявления. А ведь народный поэт и певец не может существовать без своих корней сейчас так же, как и не могли существовать вне национального духа барды средневековья. Даже во времена заката советской империи еще сильна была инерция подавления. Тогда и начинал выступать молодой врач-невропатолог Эдуард Драч. Ему сполна досталось от поборников «интернационализма».

А в наше коммерческое время видеть афиши совсем некоммерческого концерта в одном из центральных киевских залов - явление нетрадиционное, впрочем, как и сам бард. Привычные представления о песнях бардов уступают место тому, что увидели и услышали зрители на этом концерте. Песни разных лет, разные по содержанию и характеру. Песни из циклов составили, на мой взгляд, самые интересные моменты. В них раскрылись страницы истории нашего края. Исторические «Козацкий цикл» и «Киевская Русь» интересны не только поэтическим видением нашей истории и отношением к давним событиям, это уникальная антология музыкальной традиции тех времен. Самым неожиданным образом его песни переплели обычные бардовские черты, национально-жанровую природу думного эпоса и казацких песен. А в одной из песен цикла «Киевская Русь» зазвучали звонницы старинных киевских церквей - и все это только лишь на гитаре. Недаром музыканты не только видят мир, но и слышат его, превращая себя и все вокруг в инструменты природы. И это, пожалуй, было изюминкой в концерте Эдика.

Кроме гитары он принес с собой старинные национальные инструменты - вересаевскую кобзу и гусли-словиши, показав зрителю их возможности.

Вересаевская кобза, прекратившая свое бытование на рубеже XIX-XX веков, произвела большое впечатление. Но еще большее впечатление произвело владение музыканта этим инструментом. Для начала он убедил аудиторию в том, что вересаевская кобза ничуть не уступает в развитии современному инструментарию, сымпровизировав в блюзово-рок-н-рольном стиле. Самым интересным в этом инструменте оказалась возможность изменять тембровую окраску - от подражания банджо до гуслярских переборов.

Гусли-словиши прекратили свое существование гораздо раньше кобзы. Но как оказалось, представляют интерес не только для этнографов и фольклористов, но и для современных исполнителей.

Эти инструменты - творение известного народного мастера, блестящего знатока фольклорного пласта Николая Будника. У него своя школа, для учеников он - духовный наставник, к нему приезжают со всех уголков Украины не только исполнители и мастера, но и ведущие ученые в области фольклора, этнографии, истории и философии.

Этот музыкальный вечер не только концерт авторской песни, он познакомил зрителей с музыкально-историческим наследием родного края, раскрыв просторы казацких степей с перезвоном древних православных храмов Киевской Руси.

За годы концертной практики Эдуарда Драча, песни музыканта приобрели известность в различных кругах. Правда, его выступления не слишком часты - последний раз авторский концерт в Украинском Доме был пять лет назад. За это время сочинились новые песни, родился сын Дима, появились новые друзья. А это уже не мало.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме