Так называется фильм молодого режиссера Максима Бернадского, снятый в «Национальной кинематике» Украины («Киевнаучфильм»). Эту картину многие специалисты отечественного кинематографа считают одной из лучших научно-популярных лент, снятых в нашей стране за последние годы. И это не случайно.
Что такое настоящее искусство? Существует немало определений этого весьма туманного, но в то же время (как это ни парадоксально!) конкретного понятия.
Где же истина?
Настоящее, или как еще принято говорить, большое искусство - это прикосновение к Вечности. Наспех состряпанная халтура быстро забывается, перестает быть предметом всеобщего внимания. Произведениям искусства же принадлежит будущее. Им суждено (в большей или меньшей мере) волновать умы сменяющих друг друга поколений, воспитывая в них лучшие чувства, давая силы для выживания среди безумствующего хаоса Вселенной...
В фильме воедино слиты прошлое и настоящее, мистика и научные исследования, философия жизни и постулаты небытия. Трипольскую цивилизацию можно смело называть одним из чудес света. Вдумайтесь, речь идет о цивилизации (!), а не о каком-нибудь стаде малахольных неандертальцев. Цивилизации, возникшей в каменном веке, - со своим общественно-политическим укладом жизни, религией и культурой. Чего только стоят трипольские поселения, остатки которых во множестве найдены на территории современной Украины. Один такой город по своим размерам в шестьдесят раз больше легендарной Трои, вдвое больше, чем библейский Вавилон. Уровень развития одной из первых земных цивилизаций вывел гомосапиенсов из пещер и землянок, дав возможность жить в построенном собственными руками двухэтажном (!) доме.
Что же стало причиной гибели столь развитой и мощной трипольской культуры? Что за довольно короткий срок повергло в прах, создаваемое веками? Фильм пытается подтолкнуть нас к ответу на эти вопросы. И вместе с тем пытается заставить размышлять не только о прошлом. По одной из гипотез, трипольцев постигла экологическая катастрофа. За полторы тысячи лет своего существования земледельческая цивилизация в буквальном смысле слова смела плодородный слой почвы и тем самым обрекла себя на исчезновение. Подтверждением может служить то, что трипольское поселение существовало не более пятидесяти лет. После чего жители сжигали свои жилища и переселялись на новое место.
По другой версии причиной распада стал своеобразный идеологический кризис. У трипольцев не было письменности, но многочисленная информация из глубины веков дошла до наших дней благодаря шифрограммам, нанесенным в виде рисунков и орнаментов на глиняную посуду. Ученым еще предстоит расшифровать загадочные послания далеких предков, но найденные образцы свидетельствуют, что в последние 200-300 лет существования трипольской цивилизации наметилась четко выраженная тенденция регресса культуры и религии. Не исключено, что резкое снижение урожаев, вследствие изменения климатических или экологических условий, вызвало шок у верующих: боги не помогают! Для древнего человека, противостоящего один на один суровой природе, такое обстоятельство, действительно, могло стать трагедией.
Третья гипотеза говорит о том, что мирные трипольские земледельцы были завоеваны агрессивными кочевниками с севера...
Есть теория, что основной цикл жизни человечества длится полторы тысячи лет. Ровно столько существовала цивилизация Триполья. Цикл современной цивилизации начался пятнадцать веков назад. Значит, в XXI веке будет совсем другая жизнь. Что готовит нам будущее?..
Однако, поскольку разговор на эту тему явно не способен уместиться в узких рамках газетной статьи, вернемся к началу. А именно - в область кинематографа.
Киевская школа научно-популярного кино была одной из лучших в бывшем Советском Союзе, ее расцвет пришелся на 70-е годы. Сегодня, на рубеже 90-х, происходит смена поколений. Уходят старые режиссеры, приходят новые. Но новых на студии - считанные единицы.
Максим Бернадский пришел на «Киевнаучфильм» осенью относительно благополучного 1989 года. Некоторое время работал ассистентом режиссера под руководством одного из корифеев студии Сергея Лосева. Между двумя талантливыми людьми, часто имеющими разные точки зрения на какую-то проблему, не исключены конфликты. Так получилось и в данном случае. После ухода от руководителя и наставника Максиму пришлось поработать ассистентом режиссера в разных съемочных группах. Ничто не предвещало самостоятельной постановки, как и вообще проблесков в творческом плане. Накопленный же опыт требовал выхода, конкретного применения. Получить право на самостоятельную режиссерскую работу молодым всегда тяжело, не говоря уже о нынешних, отмеченных экономическими сложностями временах.
И все же Максим добился своего. Фильм «Лестница в небо» (об истории украинского орнаметного искусства), сделанный в соавторстве с Юрием Макаровым, стал для него первой ступенью в авторский кинематограф. Этому способствовали и организационные изменения на студии. Из шести объединений, образовавшихся на базе бывшего «Киевнаучфильма», была создана «Национальная кинематика» Украины. Кабинет министров выделил средства на создание большого сериала «Неизвестная Украина». Всего - 144 фильма, каждый из которых будет рассказывать об определенном отрезке украинской истории. Охват событий, как говорят в народе, - «от мамонтов до перестройки». Максиму достались трипольская культура и бронзовый век.
Говорить о технических и экономических трудностях, с которыми столкнулась съемочная группа в процессе создания фильма, - занятие неблагодарное. Поэтому лишь замечу, что создавать произведения искусства в таких условиях могут только люди, фанатично преданные делу. К таковым можно отнести не только режиссера Максима Бернадского, но и оператора Марата Радовского, монтажера Валентину Бровкину, композитора Ефима Гофмана - каждый из них вложил частицу души в «Трипольское чудо».
В процессе монтажа было восемь различных вариантов фильма. Вот уж воистину: «Семь раз подумай, а один раз склей». И результат превзошел ожидания. Нет смысла утомлять читателей киноведческими рассуждениями о пластике, динамике, темпоритме, звуковой дорожке. Лучше один раз увидеть. Поверьте на слово - фильм этого заслуживает.