Три по три у Пинчука

Поделиться
В ПинчукАртЦентре одновременно открылись выставки звезд мирового и украинского контемпорари-арта. Темы, объединившие художников Запада и отечественных, - война и Холокост. А интрига - новая попытка арт-центра показать, "ху есть ху" в отечественном современном искусстве. По версии самого Центра, разумеется.

В ПинчукАртЦентре одновременно открылись выставки звезд мирового и украинского контемпорари-арта. Темы, объединившие художников Запада и отечественных, - война и Холокост. А интрига - новая попытка арт-центра показать, "ху есть ху" в отечественном современном искусстве. По версии самого Центра, разумеется.

ПинчукАртЦентр в последние годы не совсем тот, к которому многие привыкли. Война тому виной или, наряду с внешними, еще и внутренние причины...

Но, как ни странно, отказ от безграничных амбиций пошел на пользу арту, который экспонируется у Пинчука. В частности, украинскому арту. На Бессарабку стоит идти, чтобы увидеть много хорошего отечественного контемпорари. И не только.

Три к одному - таково соотношение украинских и западных выставок, открывшихся на днях в PinchukArtCentrе. Разгромный счет, с которым "наши" ("Вина", "персоналка" Лады Наконечной "Выставка" в рамках "PAC-UA переосмысление" и "Превращение") победили "мир капитала", уж точно можно было бы назвать украинским прорывом.

Если бы не одно, не маленькое, "но". Масштабы проекта "Утрата. Памяти Бабьего Яра" (Кристиан Болтански, Берлинде де Брёйкере и Дженни Хольцер) вполне сопоставимы с тремя остальными выставками. Две из них созданы в рамках традиционной для Центра "Исследовательской платформы", в задачи которой входит изучение украинского современного искусства.

Фактически, LOSS - это сразу три выставки инсталляций очень разных, но почти в равной степени именитых, авторов. Специально для "Пинчука" легендарный француз Кристиан Болтански (его работы выставляются в постоянных коллекциях лондонского музея Тейт и Центра Жоржа Помпиду в Париже, Нью-Йоркского музея современного искусства) создал инсталляцию Le Chemin de Babi Yar ("Путь к Бабьему Яру", 2016). Ею и открывается осмотр нынешней экспозиции в арт-центре. "Путь", при минимализме и даже некоторой предсказуемости выразительных средств, ошарашивает.

Ты просто идешь - кажется, что бесконечно - по узкому, плохо освещенному, извилистому коридору. Стены которого составлены из сотен железных ящиков, пронумерованных, как в архиве. "В таких хранили документы и ценности. С такими, по мысли Болтански, евреи 75 лет назад шли под конвоем в Бабий Яр", - объясняет куратор выставки Бйорн Гельдхоф.

В финале путешествия - неосвещенная комната. И гора из человеческой одежды. Она похожа на гору трупов. "Ящики - это постоянный символ в творчестве Болтански. С их
помощью он рассуждает о жизни и памяти", - пояснил
г-н Гельдхоф.

Третий этаж ПинчукАртЦентра поделили масштабные инсталляции знаменитой нью-йоркской художницы Дженни Хольцер (лауреат Золотого льва на Венецианской биеннале 1990 г.) и не менее легендарной бельгийки Берлинде де Брёйкере. (В 2013 г. Берлинде совместно с Дж.М.Кутзее представляла Бельгию на Венецианской биеннале.)

Вошедшие в экспозицию работы Хольцер хрестоматийны для творчества художницы. Хотя центральную инсталляцию Lustmord Table ("Стол смертельного удовольствия", 1994) Хольцер создала под впечатлением от войны в Югославии, ее размышления о психологических и социальных корнях насилия универсальны.

Произведение включает два массивных стола с разложенными человеческими костями. Некоторые из них помечены серебряными полосами с выгравированными фрагментами текста на тему Lustmord ("склонность к убийствам на сексуальной почве", нем.). "Текст описывает убийство с изнасилованием с трех разных точек зрения: потерпевшего, преступника и наблюдателя".

Темой инсталляции Under a Rock ("Под скалой", 1986) стало "применение насилия как политического инструмента". Состоит она из похожих на надгробия каменных скамеек с высеченными фразами. И, наконец, Living Series ("Жизненные серии", 1981) и Survival Series ("Выживание", 1984), выглядящие как бронзовые таблички с текстами, "посвящены отдельным психологическим реакциям на случаи чрезмерного насилия".

Представлять свои две масштабные инсталляции Vanwege een Tere Huid III and IV ("От чувствительной кожи III и IV", 2016) и Penthesilea IV ("Пентесилея IV", 2016) Берлинде де Брёйкере прилетела в Киев лично. Чем вызвала немалый ажиотаж в рядах знатоков современного искусства. Так, не скрывая эмоций, комментарии художницы о ее работах в Центре, слушал украинский галерист и куратор Павел Гудимов. "Это же легенда! Это такое счастье, что есть возможность лично увидеть и говорить с самой Брёйкере!" - доверительно сказал г-н Гудимов. Щелкая при этом Берлинде "на камеру" со сноровкой папарацци.

Тему одиночества и свободы, смерти групповой и индивидуальной, Эроса и Танатоса эпатажная бельгийка выразила с помощью муляжей звериных шкур, отлитых из воска. По ее словам, толчком к созданию работ стали сырые кожи, увиденные на бойне. "Они, содранные с недавно еще живых существ, в таком виде не имели никакой ценности", -рассказывая, продолжала удивляться художница.

"Для меня было очень важно, чтобы вторая инсталляция Vanwege een Tere Huid ("От чувствительной кожи IV", 2016) выглядела более масштабной, чем "От чувствительной кожи III". Я довольна тем, как ее смонтировали в ПинчукАртЦентре", - заметила г-жа Берлинде, отвечая на вопросы о второй своей инсталляции, расположенной в соседнем зале. Как выяснилось, конусообразная восковая "шкура" с остатками шерсти, натянутая на металлический цилиндр, символизирует не Танатос в чистом виде, а, напротив, "чистый" Эрос...

На фоне работ западных суперстар (с их масштабом онтологического и социального исследования) три украинские выставки поначалу кажутся эдакой прогулкой с войны прямиком в благоустроенную лабораторию. Где открытый Космос изучают по крошечным безопасным моделям.

"Исследовательская платформа. Вина" (куратор - Татьяна Кочубинская, сокуратор - Бйорн Гельдхоф) посвящена "радикальным акциям и перформансам 1990-х, когда художники начали переосмысливать послевоенную историю". Про "Великую отечественную войну" и ее мифологию в хрестоматийном фотопроекте "Если бы я был немцем" 1994 г. здесь не без самоиронии вспоминает Группа быстрого реагирования (Сергей Братков, Борис Михайлов, Сергей Солонский; при участии Виты Михайловой).

Рядом - исчерченное свастикой еврейское надгробие: документация знаменитого перформанса 1994 г. Фонда Мазоха (Игорь Дюрич, Игорь Подольчак) под названием "Последний еврейский погром".

В следующих залах - монохромные фото памятников, посвященных Второй мировой, концептуалиста Юрия Лейдермана. На фоне снимков мирно дискутируют хасид с "лицом кавказской национальности". (Перформанс "Геопоэтика I", 2003).

Дальше - снова Братков, Леся Хоменко, Алевтина Кахидзе, "венецианское" "Слепое пятно" Николая Ридного, и т.д… Выделяется угольная серия "Погром І" (2016) Никиты Кадана. Привлекает внимание его же "Газелька" (2016) - инсталляция в виде флага из алюминия, простреленного во многих местах. (Металл, снятый с крыла подстреленной "газели", Никита Кадан привез весной 2015 г. из Северодонецка).

Объекты из зоны АТО художник использовал и для своего проекта в рамках 56-й Венецианской биеннале.

Увы, после "шокового" "Памяти Бабьего Яра" более-менее живую ответную реакцию вызывают разве что она да "Перекресток" из фотосерии "Ни войны, ни мира" (2009) Браткова…

Концептуалистский проект "Выставка" Лады Наконечной (художница рассуждает о том, "из какого сора" согласований и бюрократических "бумаг", создается "искусство") сам по себе хорош. Но после "Утраты" - не смотрится. Как сильно блекнет и кажется самодовольно-буржуазной и отдельная традиционная выставка живописи наших корифеев из коллекции ПинчукАртЦентра "Превращение" (Олег Голосий, Эдуард Колодий, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов, Илья Чичкан, Светлана Мартынчик и Игорь Степин, Институция нестабильных мыслей).

Впрочем, на фоне Холокоста и "Утраты" пресноватыми выглядели бы большинство экспозиций. Но если абстрагироваться, понимаешь: украинская часть выставок в PinchukArtCentrе даже более сенсационна, чем западная. В отличие от Болтански и Хольцер, вполне вероятно, именно кураторский проект Татьяны Кочубинской с Бйорном Гельдхофом повлияет на саму расстановку сил на отечественном арт-рынке.

Вы обратили внимание, какое количество художников группы Р.Э.П. задействованы в "коллективке"? Да еще и с большими, и даже персональным, проектами?

После 2012 г. и злосчастного "Великого и величественного" в "Мистецькому Арсеналі", подобную премьеру можно назвать настоящим коллективным бенефисом рэповцев в Украине. Ведь в течение последних трех лет их выставки чаще можно было видеть за рубежом, чем дома.

- Какого-то специального интереса к киевскому медийному и арт-пространству у меня, да у членов группы Р.Э.П., нет. Насколько оно может быть частью всеобщего художественного пространства, насколько здесь можно работать на тех же основаниях, что и на Западе, настолько мы будем это делать, - прокомментировал это наблюдение художник и теоретик группы Р.Э.П. Никита Кадан, также пришедший посмотреть экспозиции "до" официального открытия. - Да, конечно, отказ выставляться в "Арсенале" стал для нас проверкой на прочность, на взрослость. Но с того времени у каждого из нас были выставки в Киеве. В том числе и довольно солидные. Есть и весьма большой массив международных выставок. Работаем в нормальном ритме. Вся информация - в открытом доступе. Наши выставки в основном проходят в странах Запада просто потому, что там лучше развита инфраструктура.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме