ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОВ

30 января, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 30 января-6 февраля 1998г.
Отправить
Отправить

Пожалуй, вся история человечества зиждется на мифах. Устных преданиях, письменных, их интерпретациях устами более поздних авторов...

Пожалуй, вся история человечества зиждется на мифах. Устных преданиях, письменных, их интерпретациях устами более поздних авторов. В большинстве случаев разобраться в подлинности изложенных фактов уже невозможно. Да и стоит ли в этом разбираться? Гораздо важнее их трактовка потомками.

Среди множества мифов едва ли не самые распространенные два: о Прометее и о всеобщем равенстве. Что знаем мы об их истоках, какой смысл вкладывали в них поколение за поколением?

С Прометеем, казалось бы, все ясно: похитил для человека огонь, светоч знаний, чем и обессмертил себя. Ан нет! По дошедшим до нас источникам, первым эту легенду поэтически изложил Гесиод. За ним Эсхил, а далее, во все времена чуть ли не все известные поэты - Овидий и Лукиан, Гете и Байрон, Лонгфелло и Леопарди, многие русские и украинские поэты. По словам Тараса Шевченко, «Споконвіку Прометея там орел карає» - все за то же, за похищенный у богов и переданный людям огонь. Гесиода и Эсхила нынче мало кто читает. А ведь не все в изложенной ими биографии Прометея так безупречно. В первоначальных вариантах мифа Прометей был наказан Зевсом за, грубо говоря, плутовство… Совершая жертвоприношение, он разделил убитого быка на две части. В одной, уложив только кости, прикрыл их слоем жира, полагая, что именно на эту часть «клюнет» Зевс, в другой сложил все мясо, разместив сверху непривлекательные внутренности. Но Зевс, на то он и бог, разгадал плутовство и крепко рассердился на обманщика.

Собственно, это и послужило главной причиной изгнания. Второй же - то, что Прометей создал из глины и земли фигуры людей и вдохнул в них жизнь. Дело не только в создании людей вообще, но и в том, что в их числе была женщина. Кстати, некоторые более поздние толкователи мифа утверждали, что именно последнее и является его главным прегрешением, поскольку от женщин и исходят все беды… Да ведь и жена его Пандора, в отместку подсунутая ему все тем же Зевсом, яркое тому свидетельство. Это же она, открыв свой знаменитый ящик и выпустив из него все беды, принесла человечеству столько горя.

Почему же эти пикантные факты не произвели впечатления на позднейших толкователей мифа? Да потому что их привлекало главное - Прометей осветил огнем жизнь созданных им людей. Если Зевс, узнав о появлении людского племени, сказал: «Род червяков умножит число моих рабов», то Богоборец научил их хозяйствовать на Земле, создал не только людей, но и саму цивилизацию. Он дал людям письменность, основы наук не только прикладных, но и таких, как, например, астрономия, а главное - привил чувство собственного достоинства, научил спорить с жестокими богами. А то, что он пытался провести Зевса с жертвоприношением - что же, и поделом тому.

Так в сознании человечества, во многих художественных произведениях утвердился образ Прометея, терпящего страшные муки за людей. Не случайно некоторые толкователи легенды проводили линию от Кавказских гор, где он был прикован и страдал, к другой горе - Голгофе.

Совсем иная трансформация произошла с другим мифом - о всеобщем равенстве. Наивно предполагать, что он берет свои истоки от французских утопистов - Сен-Симона, Фурье и других, что идею оформлять золотом общественные туалеты первыми озвучили марксисты-ленинцы.

Спартанского правителя Ликурга считают современниками Гомера. А ведь это он одним махом ликвидировал драгоценные металлы и вместе с ними деньги, заменив их железными. Причем так хитро, что при штамповке монет велел поливать их уксусом. Это делало монеты настолько крохкими, что из них нельзя было выковать никакого полезного предмета - ни ножа, ни гвоздя. Не деньги - тяжелые и неудобные для пользования символы. А лишившись денег, как он полагал, все люди становились равными.

Но этим он не ограничился. Например, ввел обязательные совместные трапезы. Спартанцы были вынуждены в положенное время садиться за общие столы и потреблять общую, весьма простую пищу. За соблюдением этого правила строго следили. Вот такое воплощение идеи всеобщего равенства. А если прибавить к этому меры, предпринятые для недопущения тлетворного влияния со стороны иных держав-соседей, своеобразны «железный занавес», то сразу повеет чем-то очень знакомым. А ведь происходили эти события еще до новой эры…

Почему же миф о всеобщем равенстве практически повсеместно исчез, не выдержал испытания временем? Человечество все-таки поняло, что несколько пар штанов и башмаков, сытная еда, получаемые к тому же бесплатно, не могут ни осчастливить, ни уровнять всех людей. Слишком они по природе своей различны, слишком отличаются их интересы, запросы, вкусы. Постепенно пришли к компромиссу - государство должно искоренить бедность, брать на себя все заботы о стариках, детях, инвалидах, а остальные…

Это мнение укрепилось не сразу и не везде. Во всяком случае, не в нашей стране. Не случайно по настоящее время живет и не теряет актуальности анекдот периода революции: старая графиня посылает служанку на улицу узнать, отчего шумит и бунтует толпа. А услышав ответ: «Они хотят, чтобы не было богатых», удивленно воскликнула: «Странно, мой дедушка-декабрист хотел, чтобы не было бедных…»

Действительно, социалисты разных мастей и оттенков призывали к тому, чтобы отнять у богатых их богатство и разделить его между всеми. И лишь позже в некоторых европейских государствах и на Американском континенте возникла модель государства, которое, благодаря социальным программам, стало бороться с нищетой, не отбирая достояния у богатых.

Не просто постигало человечество суть мифа, состоящую в том, что для достижения равенства нужно руководствоваться не принципом «отобрать и разделить», а необходимо создать всем гражданам равные условия для обретения благосостояния и благополучия. Печально, что у нас этой истины многие до сих пор не усвоили. И нынче широко распространена мысль о том, что стать равными граждане могут только путем дележа накопленного.

Конечно, ситуация в стране сейчас на грани нищенской. Но не потому ли в значительной степени, что не в том видится ключ для решения проблемы? Ведь только незначительная часть населения поняла внутренний смысл легенды о всеобщем равенстве: государство, защищая всех от нищеты, создает всем равные условия для достижения богатства. Если это будет понято всеми, у мифа может быть другое, оптимистическое продолжение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК