ТОТ САМЫЙ ГЕРАСИМОВ

Поделиться
Сколько знаю этого человека, столько не перестаю удивляться его энергии, мобильности и «ширине охвата тем»...

Сколько знаю этого человека, столько не перестаю удивляться его энергии, мобильности и «ширине охвата тем». Он в постоянных разъездах: заседает в различных жюри, худсоветах и оргкомитетах фестивалей и конкурсов, которые обычно сам же и организовывает. Если он в Киеве, «вычислить» его нелегко. Ранним утром его уже нет дома, а поздним вечером еще нет. Его имя постоянно звучит в популярных развлекательных радиопередачах «Від суботи до суботи», «А ми до вас в ранковий час», «І знову зустріч». Он популярный радиокомментатор, талантливый поэт, выпустивший два поэтических сборника, песни на его слова поют лучшие певцы Украины и СНГ. Он председатель ассоциации деятелей эстрадного искусства Украины. Его постоянно осаждают маститые и начинающие. К мастерам он относится с уважением, а молодым помогает выбиться в люди. Его фамилия постоянно на устах у всех, кто имеет отношение к украинской эстраде, и, вместе с тем, мало кто «из публики» знает его в лицо...

- Не люблю выпячивать свое «я». Сказывается выучка времен «проклятого тоталитаризма», когда на радио и ТВ проводилась очень жесткая политика по отношению к пишущим редакторам. Может быть, это было своеобразным пуританством со стороны тогдашнего руководства Гостелерадио. Что ж, тогда было строгое время и строгие люди. Но когда я сейчас вижу, как косяком пошли в «Украине» творческие вечера и бенефисы, где поэты, стоя на сцене, выслушивают о себе, не краснея, эпитеты типа «лучший из лучших», «великий» и даже «гениальный» и «золотий співець», а исполнителей величают, не иначе как «лицарями» и «герцогами української пісні»... Мне, кстати, тоже предлагали провести такой бенефис. Нет, это не мое. Как говорится - «слуга покорный»... Сейчас считается чуть ли не признаком хорошего вкуса, проехаться по адресу бессменного режиссера многих крупных мероприятий в «Украине» Бориса Георгиевича Шарварко. У него тоже недавно был юбилейный творческий вечер, на котором выступало столько звезд первой величины со всего бывшего СССР - на десять вечеров хватило бы! Тем не менее, обошлось без елея и славословий...

1 января исполнится 25 лет моего служения эфиру. Времена «доперестроечные», конечно, были «радостные» - звучало много «гимнообразных» и «жизнеутверждающих песен», но много звучало и хорошей лирики - Поклад и Рыбчинский, Ивасюк и «Смерічка». Хотя не секрет, что худсовет украинского радио «зарубил» «Червону руту», и прозвучала она впервые в передаче «Від суботи до суботи» только благодаря мужеству редакторов передачи. А потом песню подхватила Москва... Вообще, Ивасюк - это отдельная тема. Мы познакомились в 72-м, когда по поручению руководства Гостелерадио я занимался созданием и кураторством концертно-эстрадного оркестра Украинского радио и телевидения. Тогда у нас были большие проблемы с композиторами. Они приносили для исполнения свои песни, но сделать оркестровку никто из них, кроме Игоря Наумовича Шамо, не умел. Когда Ивасюк пришел ко мне, меня поразила его болезненная застенчивость. Ведь он уже тогда был автором «Червоной руты» и «Водограя»! Володя хотел записать с нашим оркестром десять своих песен, а когда услыхал, что у нас проблемы с оркестровками, сказал, что все сделает, и через месяц принес десять таких оркестровок, что все только ахнули!..

Конечно, худсоветы тогда все дружно ненавидели, и ясно, что не зря, но сейчас у нас другая крайность - вседозволенность. Помню, Москва всегда была для нас образцом вкуса и качества. Любая интонация на московских худсоветах исследовалась чуть ли не под микроскопом: а вдруг на кого-то похоже? А пресловутые сочетания «ля-соль-диез» или «ля-соль-бемоль» - то, что сейчас называется блатной интонацией, просто не могли быть пропущены. А теперь Москва заваливает нас низкопробным «блатняком» и кабацкой лирикой, весь этот «бурный поток» изливается на нас отовсюду. Мы слышим его из дверей кафешек, магазинов, киосков, рейсовых автобусов и, что печальнее всего, на радио и телевидении. Я понимаю, что сейчас заказывает музыку тот, кто платит, а платят нынешние «солидные господа». А ведь во времена того же «проклятого тоталитаризма» в обеденные часы на Крещатике всегда звучали красивые, мелодичные украинские песни. Где они сейчас?

В те времена фундамент современной украинской эстрадной песни заложили три классика: Платон Майборода, Игорь Шамо и Александр Билаш. Благодаря их усилиям нашей эстрадной песне были присущи культура, душевность, высокий профессионализм. А какой был нравственный заряд! Где это все? Остался лишь дикий разгул хуторянства и сумасшедшего саморасхваливания. Так и живем между двумя полюсами - хуторянством и «московскими звездами».

Не могу не сказать о защите авторов. Агентство по авторским правам у нас вроде бы есть и его вроде бы нет. А раньше, помню, поэты приходили на Гоголевскую, где тогда помещался ВААП, получали деньги и шли читать друг дружке стихи за стаканчиком вина. Те времена, по сравнению с нынешними, были для авторов просто романтическими!

Не в последнюю очередь незащищенность авторов и явилась причиной создания нашей ассоциации деятелей эстрадного искусства. В нее, помимо эстрадных композиторов и поэтов, входят артисты, хормейстеры, балетмейстеры, режиссеры, циркачи. Сейчас ассоциация, созданная в 89-м году, охватывает 15 областей и насчитывает свыше 400 членов. Организация мы бездотационная и, поскольку живем за счет собственной коммерческой деятельности, переживаем сейчас не лучшие времена, ведь во времена «Горби», когда мы создавались, с творческих союзов были сняты все налоги, что давало возможность привлекать к сотрудничеству частный бизнес, потом в 92-м премьер-министр Леонид Кучма все льготы у нас отобрал, а с 1 июля нас обложили еще чернобыльским налогом, приравняв тем самым к коммерческому ларьку. Хочется верить, что Президент Кучма восстановит справедливость, как и обещал недавно на встрече с представителями творческих союзов.

Тем не менее, не сочти за хвастовство, ни одна творческая организация за последние годы не провела столько мероприятий. Конечно, очень помогает Украинский музыкальный союз, в состав которого мы входим, и спасибо за это его руководителю Анатолию Тимофеевичу Авдиевскому, но средства мы все-таки изыскиваем сами. Можем позволить себе доплачивать неработающим пенсионерам 50% пенсии, оказываем материальную помощь больным. Ну а творческая наша концепция - это концепция параллельной культуры - культуры, которую не развивает и не финансирует министерство с аналогичным названием, культуры, которая держится на творческом энтузиазме ее создателей. Много времени и сил уделяем работе с селом, обделенным культурой в полной мере. Есть у нас села, райцентры и даже города, как не печально, на той же Киевщине, куда не ступала нога артиста. Поэтому и проводим единственный в своем роде Всеукраинский сельский фестиваль искусств «Боромля», в котором принимают участие лучшие наши артисты - Анатолий Соловьяненко, Дмитрий и Николай Гнатюки, Анатолий Литвинов, Анатолий Паламаренко, Виталий Белоножко и Алла Кудлай.

В этом же году в рамках пятой «Боромли» провели конкурс на лучшее исполнение песни об украинском селе. Съехались люди из 15 областей, и председателем жюри был Константин Огневой. В этом году провели первый Всеукраинский фестиваль эстрадного искусства в Энергодаре. Необходимость такого фестиваля назрела давно - конкурсы артистов эстрады у нас давно не проводятся, а молодежи себя негде показать. У нас вымирает разговорный жанр, поэтому в следующем году проведем в Одессе, совместно с Фондом содействия развитию искусств конкурс сатиры и юмора имени Андрея Совы, причем не будет ни возрастных, ни языковых ограничений.

Я уже не говорю о нашей постоянной головной боли - це «Пісенний вернісаж». Его концепция - традиционная украинская эстрадная песня. Ничего не имею против андерграунда, рока, рэпа, джаза. Каждое из этих направлений имеет право на существование и заслуживает отдельного фестиваля, но наиболее популярна в народе традиционная эстрадная песня. И как бы нас за это не ругали, этой концепции мы будем придерживаться.

Конечно, от всей этой суеты очуметь можно. Спасаюсь чтением. Сейчас одновременно читаю интереснейшую книгу Павла Зайцева о Тарасе Шевченко и в который раз перечитываю мемуары Зинаиды Гиппиус. Какие люди были! Какая культура! Читаешь, и как будто свежего воздуха вдохнул. Ну, ничего, надеюсь, у нас это все еще впереди...

Редакция «ЗН» поздравляет Виктора Владимировича ГЕРАСИМОВА с присвоением ему почетного звания «Заслуженный деятель искусств Украины» и в преддверии

25-й годовщины служения эфиру желает крепкого здоровья и больших творческих успехов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме