В харьковском Доме ученых открылась персональная выставка художника Александра Судакова «Левкасы из частных коллекций».
Живопись, которая принадлежит кисти Александра Судакова, выполнена в редко используемой сейчас технике наложения темперных красок на левкасный грунт. Для его создания художник использует столярный клей или желатин, а также мел или алебастр. Это кропотливая работа, ведь нужно создать несколько слоев, каждый из которых кладется на предыдущий, когда тот уже полностью высох. При этом каждый слой тщательно шлифуется — грунт должен быть идеально ровный, а слоев не меньше трех-четырех. За прозрачностью работ Судакова стоит кропотливая работа. Зато левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках отличается твердостью и долговечностью.
Вы можете заметить, что техника исполнения — не самое важное для обычного зрителя. Дело в том, что долговечность левкаса удивительно совпадает с мироощущением художника, с его взглядом на природу как нечто вечное, не подверженное человеческому ощущению скоротечности жизни. Александр Судаков пишет Украину, в частности, пейзажи Слобожанщины. Но прежде всего — планету Земля с ее обитателями. Он кружит, словно на крыльях, вокруг своих холмов и яров, то поднимаясь до хрустальных высот, где звучит «музыка сфер», то ныряя вниз в поиске тишины, которая выступает какой-нибудь одинокой белой козочкой, доверчиво глядящей из высокой травы прямо нам в глаза.
Всякий день у художника торжественный, храмовый. Золотые божественные отблески гуляют между землей и небом. Гроза ощущается как мощная увертюра. Я согласна с киевским искусствоведом Олегом Сидором-Гибелиндой, который писал, что свои излюбленные меловые кряжи Судаков изображает с не меньшим чувством, чем Поль Сезанн — скалу Сент-Виктуар, а Макс Волошин — тектонические гребни Коктебеля. Действительно, пологий рельеф слобожанских холмов передан с благородством тихой любви к своей родине.
— Стою на самой высокой вершине меловых гор, — пишет Александр Судаков. — Как не представить себя птицей? Разве моему взгляду не открываются просторы, бегущие во все стороны на десятки километров? Наше детство представляется мне огромным лучистым шаром, который вбирает в себя весь мир. Мы — легкие, крылатые, прозрачные существа, рядом с волшебником, чьими чарами перенесены в мир Божий…
В начале 1989 года в Москве, в залах Академии искусств на Кропоткинской, я увидел выставку американского художника Е.Ваета. Большая часть его небольших картин была исполнена яичной темперой на досках по левкасу. Эта выставка произвела на меня незабываемое впечатление. Я возвращался домой радостный и счастливый, уверенный в том, что нашел «свою» технику…
Александр Судаков из тех художников, которые находят своего зрителя и поклонника своего таланта независимо от политических или исторических реалий жизни. Он родился в 1943 году в городе Старобельск Луганской области и с двадцати лет принимает участие в областных, республиканских, всесоюзных, всеукраинских и международных художественных выставках. Среди последних — выставка 2000 года в «Галерее 36», на Андреевском спуске в Киеве. В разные годы работы художника были приобретены Министерством культуры Украины и Союзом художников Украины, стали собственностью художественных музеев и Союза художников Украины. Много работ находится в частных собраниях.
— Александр Судаков выбрал для себя очень трудный путь, — сказала на открытии выставки директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина. — У него удивительная тональность живописи, удивительная монументальность, которая присутствует даже в самых простых сюжетах. Он художник очень серьезный, очень тонкий, художник на века. Вглядываясь в его картины, даже в самые трудные моменты жизни понимаешь, что не так уж все плохо, если нам дана эта земля, с ее небом, с ее зеленью, с ее тишиной... Его работы пробуждают в нас, несмотря ни на что, чувство благодарности к жизни.
Хочется отметить одно необычное обстоятельство. Выставка А.Судакова организована харьковским научным издательством «Акта», которое известно в Украине прекрасно изданными научными трудами, учебниками, монографиями, документальными книгами.
— «Акта» и в дальнейшем будет устраивать персональные выставки художников, которые созвучны нам по эстетическому мироощущению, — говорит директор издательства Галина Федорец. — Мы хотим организовать среду обыденной жизни средствами искусства.
Недаром даже приглашение на эту выставку «Акта» сделала предметом дизайнерского искусства. В конверт из белоснежного полотна было вложено изящное «запрошення» с репродукцией картины и необычно оформленный лист пресс-релиза. Своего рода послание, как сейчас говорят, message, любви и уважения как к художнику, так и зрителю.