Тоника для музыкантов — центр ладовой системы, звук, к которому стремятся, тяготеют остальные звуки. Такое название уже много лет носит Клуб хормейстеров детских и юношеских коллективов. Он был организован при Киевской организации Всеукраинского музыкального общества еще в 1978 году и активно работал как центр детского хорового движения, возрождая столь характерные для Украины вокальные традиции. Основными направлениями были: развитие академического детского хорового исполнительства, общение хормейстеров всей страны и обмен методиками, опытом в ходе проведения открытых репетиций и конференций, знакомство и сотрудничество с композиторами с целью создания репертуара, который бы учитывал возрастные вокальные возможности детей. В 1991 году «Тоника», как и многие другие общественные организации, прервала свою деятельность. Режим ожидания длился долго — десять лет. За это время сместились центры и изменилось отношение к явлениям коллективно-организованной культуры недавней эпохи, могло показаться, что Клуб хормейстеров ушел в прошлое. Но истории этой суждено было продолжиться…
Хоровое пение исконно для нашей музыкальной культуры, составляет ее основу и на академическом, и на народном направлении. И это неизменно для любого состояния политики и экономики. Хормейстеры — народ упрямый. Основной гарант успеха их дела — энтузиазм. Без него ничего не выйдет ни в профессиональном коллективе, ни тем более в самодеятельном, учебном, детском. Только подвижничество, самоотречение и любовь воздействуют на молодых людей, на поколение с довольно изломанной и уже совсем неколлективной психикой, помогают им развить скрытые способности и сообща делать музыку, да так, что уровень исполнения поражает и делается очень условной грань между аматорством и профессионализмом. Трудности рождают пути их преодоления, а успехи стремятся быть узнанными. Артист ищет и ждет публику, а кто поймет лучше, чем собрат по цеху, кто оценит мастерство и умение? Ответственно и важно признание специалистов, и для этого необходимы встречи. Так же, как и в первый период существования «Тоники», руководящую роль взяла на себя Элеонора Виноградова, заслуженный деятель искусств Украины, профессор.
В этом году в ассамблее участвовало десять коллективов —семь столичных и три хора из других городов (Житомир, Ирпень и Нежин). Работа проводилась в трех жанрах: открытые репетиции и концерт, а в качестве финала — «круглый стол» с громким названием «Конференция». Коллективы проходили строгий кассетный отбор, в результате которого было предложено большое разнообразие типов хоров: хоры музыкальных школ, детских культурных центров, театральной студии, хор студентов училища и учебный подвид — хор при профессиональном коллективе; смешанные и однородные. Охвачены были все возрастные группы, которые вмещаются в понятия детские и юношеские: от 4-х до 25 лет (верхний барьер точно определить трудно, т.к., по признанию Жанны Сосновской, в ее хоре девочки поют по многу лет, да и в юношеской группе хора Аиды Зайцевой несколько человек производит довольно внушительное впечатление). Семь хоров два дня показывали уроки. Репетировали гости: хор ДМШ №1 из Житомира (руководитель Наталия Клименко), «Сяйво» из Нежина (руководитель Сергей Голуб), хор Ирпенской ДМШ (руководитель Ольга Пасхальная) и киевляне: «Веснівка» (руководитель Жанна Сосновская), младшая группа «Детской оперы» (руководитель Гелена Карпенко), «Радосинь» ДМШ №7 (руководитель Луиза Коваленко) и «Соняшник» (руководитель Светлана Рябинко). Многие из этих коллективов имеют звания образцового хора. Хормейстеры делились опытом, демонстрировали распевки по разным методикам: обычные и «экстремальные» с телодвижениями и визгом. Есть руководители (например, Сергей Голуб), главная методика которых заключается в отсутствии всяческих методик: каждый день распевает по-разному, чтобы не создавалось стереотипа и не затиралась обостренность восприятия, не притуплялось внимание. Распевка Жанны Сосновской вызвала восхищение и аплодисменты зала — поразил объем дыхания (примерно минута) и диапазон: 2,5 октавы от ми-бемоль малой до ля второй.
Кульминацией «Тоники» был концерт. При том, что открытые уроки в Малом зале Национальной музыкальной академии подчас имели концертный характер, торжественность Колонного зала Филармонии сыграла свою роль. Участие житомирского хора в обоих фестивальных жанрах — репетиции и концерте (такая привилегия была только у него) — сделало очевидными и более выпуклыми достоинства коллектива. Детям из житомирской школы удается то, что редко можно встретить даже в работе взрослых профессионалов: изменение манеры звукоизвлечения в зависимости от музыкального материала. А поют они самую разную музыку: от знаменного распева до спиричуэла, от украинской песни до западноевропейской романтической, современной украинской академической музыки и… композиции «Ameno» группы «Era».
Вообще, надо сказать, что репертуар детских коллективов поражает серьезностью, а реализация его порой доходит до уровня настоящих откровений. Так, подлинно духовно прозвучал в исполнении хора «Щедрик» (руководитель Ирина Саблина) хорал «Warum betrьbst du dich» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Хор мальчиков и юношей при капелле им. Л.Ревуцкого (руководитель Аида Зайцева) с большим чувством преподнес Старинные грузинские распевы XII века и «Libera me» Габриэля Форе (солист Игорь Любименко). А камерный хор КГВМУ им.Р.Глиэра (руководитель Зоя Томсон) так возвышенно спел духовные концерты Дмитрия Бортнянского и Николая Лысенко, что в зале создалась атмосфера храма.
Спектр получился довольно широким — хоры разные, из «разных номинаций». Но кто бы ни пел (дети или юношеский коллектив), сколько бы лет ни было хору («Щедрику» уже 30, а камерному хору училища — всего два), неизменно одно — высокая проба, мастерство. Публика, которая в большинстве своем состояла из хормейстеров, принимала работу коллег восторженно. Все четыре коллектива бисировали. Концерт произвел впечатление триумфа хорового искусства. Интерес, новизна и качество — лучшие результаты любого фестиваля. Нынешняя «Тоника» дала их, значит, не зря собирались, значит, продолжение следует.