История театрального Харькова настолько многообразна, наполнена интересными событиями, именами, что человеку неискушенному легко в ней запутаться. Особенно в периоде 20-х годов, когда театры то и дело меняли названия, формы, помещения, в соответствии с духом времени. Наиболее яркий тому пример — Курбасовский «Березіль», который по праву считают своим как Харьков, так и Киев, но этот пример не единственный.
В 1919 году в Харькове по инициативе известного театрального деятеля Н.Синельникова, державшего до революции антрепризу в том самом здании на улице Сумской, где позже будет работать Л.Курбас, а ныне находится украинский театр им.Шевченко, была учреждена первая государственная высшая актерская школа, а через год, в 1920-м тот же Н.Синельников при поддержке профессора Харьковского университета О.Белецкого и режиссера С.Пронского откроют детский театр. После переезда «Березоля» в ТЮЗе станут работать ученики Л.Курбаса, в частности И.Марьяненко поставит здесь знаменитую «Женитьбу» Н.Гоголя с участием совсем юного Михаила Яншина. В начале войны ТЮЗ, как и все остальные театры, отправится в эвакуацию, а вернется оттуда уже как Львовский театр юного зрителя.
В 1960 году в небольшом здании на ул.Свердлова снова начнет работать Харьковский ТЮЗ, который возглавит режиссер Ф.Александрин. Первыми актерами нового театра станут выпускники актерского курса Харьковского театрального института В.Антонов, А.Резниченко, В.Поляков, чуть позже к ним присоединятся В.Чайкин, О.Товкач, Л.Прудкина, А.Беляцкий и многие другие талантливые молодые актеры, для которых детский театр станет призванием, делом их жизни. Самая яркая страница в истории театра — «эпоха Беляцкого». Под руководством этого талантливого актера и режиссера театр повернется в сторону молодежной стилистики, чутко откликаясь на потребности юных в социальной активности, пусть даже и в ущерб традиционному русскому сценическому психологизму. Результатом этого будут полные кассовые сборы и знаменитое «нет лишнего билетика?» — примета всего советского театрального бума 70-х.
Сегодняшний Харьковский ТЮЗ не только продолжает жить, но и собирается отмечать юбилей, который руководство театра определяет как «80 — 40», тем самым воспринимая свое настоящее как продолжение традиций, заложенных в 1920 году. Трудно сказать, согласится ли с таким поворотом Львовский ТЮЗ, отметивший пять лет назад свое 75-летие, но любое междоусобие в этом направлении возможно только в случае, если юбилей Харьковского театра для детей и юношества (таково его сегодняшнее название) будет замечен. Не зря наше время, столь скудное на художественные результаты, так богато юбилеями всех дат и сортов: далеко не каждый из них празднуется от избытка. Первым пунктом программы любого провинциального театра (будь то Харьков, Львов или другой город) становится необходимость выжить, не растерять свой потенциал, не позволить современному кризису государственности растоптать культуру. Над детскими же театрами висит дамоклов меч выживаемости, поскольку руководство города в любой момент может задаться вопросом: зачем городу, где есть три академических театра, еще и два детских? Зачем тратить деньги на культуру, когда стоят заводы и рабочие месяцами без зарплаты? Но люди театра, эти вечные энтузиасты, верят в то, что заводы рано или поздно снова начнут работать, но кем вырастут дети этих рабочих, которых сегодня могут лишить последнего куска духовного хлеба? Именно в этом пункте необходимость выжить смыкается с желанием жить.
1 октября Харьковский театр для детей и юношества откроет свой 41-й сезон, а 22 октября отметит «80 — 40» премьерой спектакля «Горе от ума» по пьесе А.Грибоедова в постановке главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Старченко. К своему юбилею театр не ждет ни наград, ни званий, воспринимая саму возможность работать как высшую оценку своего труда. Говорят, что сорокалетие официально не отмечается, что нужно ждать, когда стукнет 50, но те, кто сегодня несет на своих плечах нагрузки по репертуару, содержащему более двадцати пяти спектаклей для всех возрастов, хотят, и хотят именно сегодня, жить, а не выживать и получать зарплату так же регулярно, как и удовольствие от общения со зрительным залом. И еще, может быть, они надеются отметить юбилей театра для детей и юношества, который будет иметь название «100 — 60».