Киевской премьере спектакля «Старосветская любовь» (по пьесе Николая Коляды, написанной по мотивам повести Н.Гоголя «Старосветские помещики»), предшествовала мощная рекламная кампания, а критики и журналисты были «разогреты» многочисленными слухами и обвальным негативным восприятием спектакля московской прессой.
Скажу сразу — тех, кто пришел на «чистого» Гоголя, такого каким трактует его каноническая критика века прошлого и нынешнего, от Белинского до Машинского, безусловно, должно было постигнуть разочарование, граничащее с раздражением. От знакомой повести, ее роскошного языка на сцене нет почти ничего, кроме имен главных действующих лиц. Но, с другой стороны, в первоисточнике, т.е. повести, диалоги практически отсутствуют. И не потому что многоуважаемый классик плохо владеет оным — не поленюсь отослать знатоков к его драматургии, — а потому, что им в данном случае был выбран совсем другой жанр.
У тех же, кто сосредоточил внимание на имени автора пьесы, — современного модного и успешного драматурга Коляды, — предложенная трактовка не могла не вызвать неподдельный интерес. Взяв за основу бессмертное произведение, он создал, на мой взгляд, пьесу о Гоголе, одиноком, обделенном любовью гении, который пишет повесть о любви.
О счастливой любви в мировой литературе написано немало, однако, начиная с фольклора, заканчивая современными сказками, финалом всегда является свадьба, счастливое соединение любящих сердец. Дальше — быт с его перипетиями и обыденностью. Лишь романтик Александр Грин решился пойти дальше, обещая возвышенной любви счастье и согласие на долгую жизнь и одновременную смерть.
Постановщик спектакля Валерий Фокин, не раз обращавшийся в своей театральной жизни к произведениям Николая Васильевича Гоголя, со свойственной ему философией жизни, смерти и любви, принял условия игры, предложенные драматургом и, помножив их на собственный опыт общения с классиком, создал свою партитуру. Умный, тонкий, щемяще-светлый гимн вечной любви.
Минималистски скупая сценография и костюмы Александра Боровского, со зловеще горящим камином в глубине сцены, напоминающим одновременно о собственной судьбе гения и «негорящих» рукописях, органично соединяются с режиссерским решением темы, подкрепляя его визуально.
Блестящий, несколько необычный по своему составу актерский ансамбль, «вкусно» следуя диктату Фокина, работает, нет — живет на сцене самозабвенно. Афанасий Иванович (Богдан Ступка) и Пульхерия Ивановна (Лия Ахеджакова) открываются новыми, незнакомыми гранями. Представители разных театральных школ, оба — яркие актерские индивидуальности, они превратили на сцене свое равнопартнерство в мощный импульс нежности и взаимной необходимости, который с лихвой достался каждому зрителю, сидящему в зале. В спектакле есть потрясающе сыгранный Ахеджаковой эпизод, отсылающий нас из полных взаимной заботы стариковских будней к истокам взаимной любви — страстный языческий танец Пульхерии Ивановны. Пластическая ода лечебным травам, которые помогут исцелить внезапный недуг Афанасия Ивановича,визуальный мост к истокам любви молодого Афанасия к юной Пульхерии.
Каждый из актеров столь точно ведет свою партию, что их совместный «уход», невозможность существования друг без друга не подлежит оспариванию.
В заключение хочется сказать, что несмотря на обилие гастрольных спектаклей, играющихся сегодня на разных театральных площадках нашего города, «Старосветская любовь» — безусловное событие в нашей культурной жизни, которое киевлянам подарили талантливые продюсеры Ефим Спектор, (осуществивший давнюю мечту — пригласить в спектакль Богдана Ступку), Анатолий Воропаев и «Альфа-Банк», без материальной поддержки которого проект мог бы и не состояться.
В ближайшее время предстоит тур спектакля по Украине. Его увидят зрители Днепропетровска, Харькова, Одессы и Львова. Я откровенно рада за них.