«ТИХА УКРАИНСКАЯ... РЕЧЬ» ПРОГУЛКА ПО ИДЕЙНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ

Поделиться
Кажется, около года тому назад, замечание Президента Украины Л.Кучмы: «Национальная идея не сработала» вызвало широкий эмоциональный всплеск среди патриотически настроенной общественности...

Кажется, около года тому назад, замечание Президента Украины Л.Кучмы: «Национальная идея не сработала» вызвало широкий эмоциональный всплеск среди патриотически настроенной общественности.

У автора этих строк похожую реакцию инспирировала статья Сергея Шангина «Двуязыкая безыдейность» («ЗН» №27), в которой всерьез прогнозируется «рождение украинской идеи».

Вынужден заметить, что национальная идея это не политтехнология, которая может «не сработать» и уж, конечно, то что давным-давно рождено, не станет рождаться заново. Ренессанс — более подходящее слово, хотя и оно...

Ведь то, что принято называть «украинской идеей», не более, но и не менее чем постоянное и сознательное формулирование и консервирование стихийных движений народной души мыслящей частью украинского общества. Иными словами, это работа, которая, раз начавшись, скажем во времена Богдана Хмельницкого и Пилипа Орлика, уже не может быть прервана, разве что осложнена, причем осложнена на последней фазе — фазе предоставления в распоряжение народа форм и формул, реализуя которые он смог бы в кратчайшие сроки воплотить свои чаяния.

Извечные стремления украинцев достаточно хорошо известны, давно сформулированы и никем из работавших в сфере украинской идеологии не пересматривались и пересматриваться не будут.

Шевченкового «В своей хате своя правда и сила, и воля» оказалось вполне достаточно для дальнейшей работы, в результате которой уже к концу XIX века сложились объективные предпосылки для возникновения на базе модерной украинской нации независимого государства, что, как известно, вскоре и произошло. Процесс оказался настолько динамичен, что даже установление большевистской диктатуры приостановило его лишь отчасти. Понадобилось десять лет беспрецедентного геноцида на восточных землях и еще десять послевоенных лет террора на западных, плюс разрушительные последствия боевых действий, для превращения Украины в ту «шароварную» УССР, из которой она доселе не выпуталась.

То, что «красные директора» если и будут осуществлять переворот, то будут осуществлять его в собственных интересах, украинским идеологам было хорошо известно, как минимум с 1930-х годов, когда в эмиграции трудились Вячеслав Липинский, Ольгерт Борковский и многие другие, не угодившие под жернова «единоправильного». «Красные директора» — это не беда. Беда в том, что альфой и омегой амбиций этих «новых украинцев» на втором десятке независимости является тот самый экономический рост, который экс-президент Украины Л.Кравчук считает национальной идеей. Пребывая в иллюзии по поводу отсутствия взаимосвязи между собственным господствующим положением и работой какого-нибудь Романа Кися, сотрудника Института народоведения НАН Украины, они, тем самым, рубят тот сук, на котором, собственно, экономически и растут, при этом вводя в заблуждение значительную часть общества, ощущающего некоторое давление со стороны национальной идеи, но лишенного, по их милости, счастья созерцать ее самое. Тем временен Путин «евразийца» Дугина не только почитывает, но и цитирует время от времени, чего, как известно, и нам желает.

Так вот, если с 1930-х годов актуальной частью нашей национальной идеи было безусловно «Сохранение жизни каждого украинца, забота о том, чтобы не падали они духом и чтобы мораль их держалась на должной высоте» (так считал Павел Скоропадский), то теперь к этому прибавилось многое, в том числе и задача дальнейшей деколонизации Украины. Причем в своей работе «Финал третьего Рима» тот же Роман Кись акцентирует внимание на проблеме «культурной деколонизации украинского города».

«Мы единственная нация в Европе (за исключением белорусов), — пишет он, — которой московство не позволило создать свою собственную урбанистическую среду на национальной почве, свой собственный модерный урбанизм».

Разумеется, расширение сферы употребления украинской речи и увеличение числа владеющих оной — одна из важнейших структурных задач реализации именно этой части украинской идеи, но рецепты, предложенные Сергеем Шангиным в вышеназванной статье, и особенно адреса, к которым апеллирует автор (меценаты, мэры, депутаты и министерства), отнюдь не в силах решить проблемы русскоязычных украинцев без доброй воли их самих.

Причем в первую очередь это касается именно этнических украинцев, и лишь во вторую — этнических русских, для которых украинский язык, за редким исключением, навсегда останется языком государственных документов, а не речью сердца.

И какие бы курсы ни организовывались, только дождь административных распоряжений из облака соответствующего закона может кардинально помочь нашим согражданам изменить свои настроения. Ведь школьные годы украинской независимости миновали — времени было вдоволь, но у нас по-прежнему, по меткому выражению Ивана Дзюбы: «Бизнес, как когда-то Компартия, разговаривает исключительно по-русски».

Китайский философ V века до н. э. Мо Ди писал: «Если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что этот пост важен». Наша разнокалиберная постсоветская элита, вкупе с формирующимся средним классом, по той же причине не верит в важность украинского языка, и до тех пор, пока государство, и только оно, не создаст условий, при которых использовать украинский в СМИ, рекламе, книгоиздании будет экономически выгоднее, чем какой-либо другой, не поверит. И правильно сделает. Ведь уплата населением налогов не освобождает государство от ответственности.

А пока, зайдя, к примеру, на киевский рынок журналистско-редакторского труда с ключевым словом «украинский», наблюдаем: «Найдено вакансий: 0», а убрав «ключевое слово»: «Найдено: 32».

Хорошо еще, что весы культуры так хитро устроены, что на них книжечка Мыколы Воробьева или «История Европы «Нормана Дейвиса, или украинский «Гарри Поттер», или, даже, формат телеканала «1+1» всегда перевесят тонны пустопорожнего глянцевого интернационализма. Если же для кого-то все это недоступно лишь по причине незнания украинского языка, то этот кто-то, скорее, является транзитным эмигрантом из стран Азии и Латинской Америки, поскольку, повторимся, при желании понять, любой русскоговорящий легко понимает украинскую речь, а через несколько лет непринужденного чтения, слушания и т.д. вполне ей овладевает. Примеров тому не счесть, в том числе и автор этих строк, выросший в русскоязычной семье, учившийся в русской школе и вдохновлявшийся шедеврами русской литературы.

Поэтому мой вам совет, дорогие собратья, уважаемые русскоязычные соотечественники, — учите язык. Без всяких курсов. Так, тихой сапой, с вашей помощью и участием выберемся из шароварщины вкупе с порнографией, многовекторностью, двуязычием, безнадежностью и прочими общественными пороками.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме