На территории Софии Киевской есть одно особое сакральное место - мастерская известной украинской художницы Людмилы Мешковой. Именно здесь, в помещении, большем похожем на сарай, она создает свою керамическую живопись. Лики великих - Маргарет Тэтчер, Валерия Гергиева, Елены Блаватской, Федерико Феллини, Анатолия Соловьяненко - каждодневные ее собеседники.
В нынешнем году у Людмилы Мешковой тройной юбилей: 75 лет со дня рождения, 50 лет творческого жития в этих стенах. А еще - 25 лет с той поры, как художница создала свое знаменитое панно для ЮНЕСКО под названием "Земля, флюиды Жизни и Расцвета Мирам Вселенной посылай…" (размер 55 кв. м). В настоящее время художница готовится к своей персональной выставке, которая пройдет в галерее "Хлебная" на территории заповедника.
По образованию она архитектор. Училась в строительном институте (факультет интерьера), затем была направлена в Киевский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования. При институте была керамическая мастерская, которую в 1947 г. на территории Софии Киевской организовала Нина Ивановна Федорова. И стала она там часто бывать. Людмиле Ивановне это нравилось больше, чем проектирование. Уже потом керамистам построили новую мастерскую в Дарнице. А она осталась в Софии одна. Выключили свет, отопление. Бегали крысы. Но все же ей разрешили работать на территории заповедника.
- У меня в жизни было много и плохого, и хорошего, - говорит Людмила Ивановна. - Но, слава Богу, вопрос о выселении новое руководство заповедника не поднимает. А в прошлом было, представьте, восемь распоряжений, чтобы я отсюда съехала! Хотя мастерскую отапливаю УФО. С потолка все валится, работы хранятся кое-как. У меня осталось всего одно помещение. Крутимся и выживаем как можем. Знаете, я давно уже не воспринимаю пафосные статьи с эпитетами: мол, "гениальная", "на Западе ее все знают"... Это лишь искусственно созданный ареол. Я ведь много лет прихожу в мастерскую-сарай, хотя вначале говорили, что это памятник архитектуры. Но это неправда: это помещение изначально создавалось как хозяйственное.
Здесь, в мастерской, обитают два ее "охранника" - собаки-любимицы, причем одной из них уже 20 лет. Завидев хозяйку, радуются, прыгают, лают! "Я же их спасала, когда приезжали и убивали бродячих собак, - говорит Людмила Ивановна. - Они живут у меня в мастерской, а это многим не нравится. Могут иногда залаять. Но что поделаешь, это же животные!"
В голосе художницы время от времени звучат упаднические нотки. Мол, "никому не нужна, выживаю только благодаря себе". Хотя у Людмилы Мешковой целая коллекция званий и наград: народный художник Украины, почетный член Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, действительный член общественной организации "Интеллект нации", лауреат международной премии Фонда Святого апостола Андрея Первозванного. Несмотря на это, первая персональная выставка состоялась, только когда ей исполнилось 70 лет! Мешкова говорит о себе: "Я - нераскрученный художник".
- У меня есть заветная мечта: чтобы на этом месте, в Софии Киевской, открылась новая галерея. Понимаю, что жизнь не вечна. И если я оставлю свои работы в таком состоянии, то их раздерибанят на следующий день. Дачи у меня нет, лишь небольшая киевская квартира. А эти работы - мои дети. И мне надо, чтобы их никто не уничтожил. Поэтому и хочется создать здесь галерею, чтобы работы обрели достойное место, а я могла спокойно уйти в мир иной. Люди будут приходить в "Софию" и заодно познакомятся с тем, чем я всю жизнь занималась. Быть может, даже посетителей "Софии" станет больше… Ведь есть же печальные примеры. Полностью раскомплектована коллекция Марии Приймаченко: часть работ в частных собраниях, часть - в музеях. Я же отдала свою жизнь творчеству, живу им, а потому мечтаю этот сарайчик облагородить, чтобы ничего на голову не сыпалось. Еще нужно в здании излечить грибок, поскольку стены вот-вот развалятся, как карточный домик.
К тому же мои работы не из легких, все-таки керамика - есть и 50 кг, а есть и все 100. Их на гвоздик не повесишь, нужны стенды, специальное оборудование, а это все связано с затратами.
- С чего начинается для вас работа над тем или иным образом?
- Я создаю не портреты, а лики. Мне интересно, какова миссия того или иного человека в этом мире. Пытаюсь уловить главное, что есть в данной личности. Смотрю, в каком возрасте его лучше изобразить. В этом плане ощущаю черты лица, рисую без изначального портрета. Меня интересуют не пустые личности, а те, у которых богатый внутренний мир, у которых есть где покопаться…
- В вашей мастерской - портрет Маргарет Тэтчер. Давно над ним работаете?
- Еще 20 лет назад начала рисовать Маргарет Тэтчер. И вот "железная леди" ушла из жизни. И сейчас я дорисовываю ее черты лица "керамическими красками", потому что обжиг уже сделан. А вот эта работа - Анатолий Борисович Соловьяненко "Соловейко в темнім гаї сонце зустрічає". Его решила сделать в серых тонах. Я его таким помню при жизни: седина и серый костюм. Несколько раз смотрела фильм "Однажды в Америке", потом нарисовала Роберто де Ниро.
А эта работа - моя гордость. Валерий Гергиев. Начала рисовать портрет, не отдавая себе отчет, зачем. А тут в августе - война между Россией и Грузией. В Осетии погибли его родственники. И маэстро дает концерт в Цхинвали на площади, в оркестре 500-600 человек. Смотрю телевизор - он поворачивает голову и бросает взгляд именно на меня, как мне показалось. Этот взгляд я и запечатлела в работе.
- Много приходилось слышать о ваших добрых отношениях с Николаем Амосовым. Кем был для вас этот человек и какие личные чувства хотели вы вложить в его портрет?
- Моя дружба в Николаем Амосовым началась с того, что я нарисовала его портрет, после того как он удачно прооперировал мою сестру Лялю. За это я просто боготворила выдающегося хирурга. Вложила в его портрет все свое сердце, поэтому дороже этой работы у меня ничего нет. Даже в керамике ее уже не было смысла делать. Не люблю повторяться! В портрете Николая Амосова сделала акцент на его сути ученого, гения, цельного человека, который не распыляется ни на какие мелочи.
Когда он увидел этот портрет, то начал приходить ко мне в мастерскую. Я поняла, что он нуждался в общении, но сама его побаивалась. Как правило, Николай Михайлович приходил не с тем, чтобы хвалить. Говорил: "Почему ты не работаешь? Вот это я уже видел, и это видел…" Поэтому я знала, что перед ним нужно отчитываться. Бывала у них в доме. Его жена Лидия Васильевна - изумительная женщина. Дом - полная чаша, хотя о нем всегда говорили, что он аскет и всегда на диете.
Представьте, как-то сюда пришли физики с некими аппаратами, которые чувствуют энергетику. Так вот, они определили, что энергетика этого портрета соразмерна с живым человеком. А однажды из Америки приехали галеристы и как вцепились в эту работу - мол, продайте за любые деньги… Я сказала, что не могу, друзей не продают.
- А что скажете о портрете Феллини?
- Он сам говорил: "Я - диктатор!" Но режиссер таким и должен быть, иначе ничего не получится. Мне тоже надо обретать такие качества, учиться стоять на своем. А я, как правило, не хочу никого обидеть. Бывают в жизни неприятные моменты, но я начинаю сразу волноваться, нужно тратить свое здоровье, а я после операции на сердце... Тяжело художнику и творить, и быть менеджером.
- Людмила Ивановна, когда-то вы сделали на Байковом памятник Владимиру Щербицкому. Отношения к этой исторической личности по сей день неоднозначное…
- Владимир Васильевич и интересовал меня как личность. Да, тогда была та система. Были колхозы, совхозы, он очень любил "Динамо", спортсменов, они его "батей", "отцом" называли. А что? Какая тогда была команда, какие театры - что в этом плохого? Уже после смерти его стали называть "катом українського народу". А где в это время был тот же Кравчук? Ведь он решал многие идеологические вопросы. Легче всего назвать "катом" человека, которого с нами нет. А надо быть справедливым.
Знаю, что, когда он умер, никто не хотел делать ему памятник, тогда как при жизни многие художники кормились у него с руки. Я же не видела в нем ужасного человека. Наоборот: Щербицкий для меня - страдающий человек… У него большая драма с детьми: сын погиб, не сложилась судьба дочери. А жена - изумительная, преподавательница в школе. Знаю, что после смерти Владимира Васильевича у них осталась только квартира на Грушевского, никаких дворцов и дач.
- Что вас сегодня больше всего волнует - в искусстве, в творчестве, в стране?
- Даже судя по себе могу сказать, что культура сегодня в загоне. Вот мне 75 лет, но ни я не знаю министра культуры, ни он меня не знает. Да, мне не раз говорили "Спасибо!", потому что я нарисовала для ЮНЕСКО огромное полотно в 55 кв. м. А на улицу выходишь: "Вы - гений!" Я им говорю, что не могу быть гением в таких условиях. Здесь нет никакой гордости.
- А что вдохновляет вас сегодня более всего?
- Меня вдохновляет, например, музыка Гии Канчели, просто балдею… Когда слушала его Шестую симфонию, было впечатление, будто летаю в космосе. Недавно смотрела в театре Франко постановку Роберта Стуруа "Солдат, любовь, охранник и президент", где музыка Гии Канчели, и я опять как будто летала в космосе. Очень талантлив Александр Билозуб в театре Франко. Его постановка "Дві квітки кольору індиго" о Катерине Билокур и Фриде Кало - потрясающая. Всегда испытываешь огромное удовольствие при столкновении с таким художником. Ведь не всегда все надо выражать словами, а можно пластикой тела, музыкой. Для меня это было бесподобным.
- А теперь вопрос об учителях в искусстве…
- Михаил Врубель, Катерина Билокур, Мария Приймаченко, Ганна Собачко, Микалоюс Чюрленис, Николай Рерих, Клод Моне, Виктор Васнецов, скульптуры Амадео Модильяни, мой учитель Нина Ивановна Федорова… Благодаря портретам Валентина Серова я стала портретисткой. В Барселоне была потрясена архитектурой Антонио Гауди. Это откровение, открытие художественных возможностей… Невероятно, что такой маленький человечек может сделать столько всего для мировой культуры.
- У вас много учеников?
- Почти все мои ученики за границей. Зарабатывают большие деньги и живут неплохо. Говорят, что, мол, за границей я была бы миллионером. Но я в Украине, и имею то, что имею. Преподавала год в университете культуры и искусств на территории Лавры. Видимо, не очень пришлась на кафедре… Студенты меня любили, но не всем преподавателям это нравилось. Отдавала им иного свободного времени, они днями просиживали у меня в мастерской.
- Людмила Ивановна, вы долгое время занимались оформлением храма Андрея Первозванного, церкви Рождества Христова, храма Николая Чудотворца на Черниговщине…
- Я верующий человек. Мой духовный наставник - Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II. Когда я его нарисовала, то он сказал, что запечатлела не его, а себя, свою душу. И добавил: "Но я таким стану…"