ТЕРРИТОРИЯ «Г»

Поделиться
О развлекательных программах ТВ Без всяких намеков. Известная программа «Территория А» здесь ни при чем...

О развлекательных программах ТВ

Без всяких намеков. Известная программа «Территория А» здесь ни при чем. Ибо она называется «каналом искусств». «Территория Г», которой мы сейчас займемся, к искусству, как нам кажется, имеет отдаленное отношение.

Попробуем обозначить и определить эту обширную территорию телеразвлечений. Что здесь находится, слышится и видится?

Приближаясь к границам территории, слышим раскаты фонограммного смеха и бурных аплодисментов, раздающихся над рядами и группами телезрителей, молча расположившихся на своих стульях, креслах и диванах в ожидании заслуженного отдыха и развлечений.

Тут же видны лозунги и транспаранты передач и крылатых телевыражений: «Вам светят сумасшедшие бабки!», «Я куплю тебе новую жизнь», со своего портрета главный долгоносик орет: «Главное у телебаченні идиотские программы розважального направления!»

Приглашенный на ток-шоу одинокий голос возмущается: «За кого они нас, зрителей, принимают?» (Коренной вопрос, к которому мы еще вернемся.)

Еще издалека виден расположившийся в центре территории грандиозный «монумент зависимости и независимости от зрителей», который венчает монументальная фигура (вся в зелени)

г-на Рейтинга.

Делегации от каналов и передач регулярно поклоняются великому Рейтингу, возлагают цветы и проекты, молятся на него. На всей территории Г идет напряженная работа, виден размах индустрии развлечений. Музыкально дымят, грохочут «хит-фабрики» с их безостановочно двигающимися «хит-конвейерами». Тысячи работников обслуживают эти конвейеры, выпускающие стандартную и типовую продукцию в виде ансамблей, балетов и отдельных исполнителей попсы.

На центральной площади в праздники и будни регулярно и неизменно проводится главное хитовое действо - ХИТ-ПАРАД! Широчайший ассортимент хит-парадов! От «Национального хит-парада» (имеющего в себе «Хит-фабрику», «Три точки», «Хит-журнал», «Шоу-ринг») и «Песни года» (годовой хит-парад) до «Мелорамы», «BIZ-парада» и еще нескольких десятков парадиков на каналах поменьше.

Поражает, как изменились симпатии государственного ТВ в отношении эстрадной музыки. Я еще помню, как на Крещатике, 26 начальство стирало записи концертов Дюка Эллингтона и Бени Гудмена, не пускало в студию Булата Окуджаву, «накладывало» классику на трансляцию фигурного катания, когда спортсмены исполняли рок. Изменились времена. Теперь госТВ самое передовое, смелое и рисковое в хитовом деле. «Эти перемены связаны с кардинальными изменениями в работе 1-го канала, с общей тенденцией на сокращение политических передач», - сказало руководство и, чтобы не отстать от хитовой моды, стало развлекать, как все. И в голову не пришло государственно подумать о том, чтобы уровень развлекаловки не опускался хотя бы ниже пояса. Нам ни к чему практика восточного соседа, который государственно организовал канал «Культура» - без пошлости и совсем без рекламы. Наш хит-конвейер никому не удастся остановить. У нас же своя территория Г.

Родившись в шоу-бизнесе чужедальной Америки, протрясясь в «Обозе» Вани Демидова, наш хит-парад имеет свой состав и сюжет. Несмотря на хит-конвейерное производство, шикарный свет и звук, ненужный балет и прикольные имена и названия ансамблей и солистов (от Кати Чили, Астраи до «Зе вйо», «Пылающего шифера», «10А-4» и даже «Воплі Відоплясова»), а также следование современным модерновым стилям украинского автентичного фольклора в соединении с драм-н-бас, трип-хоп, индастриал и психоиндастриал, все сводится ко всеобщему хиту-знаменателю: «Ай Лав Ю - Я тебя люблю».

В результате уже всем понятно: хитов много - хороших песен мало. Звезд полно - талантливых поэтов, композиторов, исполнителей мизер. Патриотическое намерение сделать песню убогой по содержанию, западной по форме, украинской по языку (как тын вокруг своего огорода) свершилось. Какая разница, на каком языке идет пошлость, непрофессиональность, убожество? И чем больше западного, тем сильнее ощущается родной провинциализм.

Здесь на «Территории Г» ширится соревнование за место в «горячих десятках». Годами поочередно меняются в первой тройке местами вечные И.Билык, El.Кравчук, А.Пономарев, остальные - как придется.

Все музыкальные программы «Территории Г» построены одинаково. Легкое вступление о том, какая забойная у нас передача и ее зрители, новости шоу-бизнеса своего и мирового, интервью под аплодисменты с парой-тройкой звезд, несколько сплетен, конкурс видеоклипов или отрывков из них, положение в хит-параде, реклама и анонсы солистов и коллективов, бороздящих страну. Все. Колорит же зависит от личностей ведущих. Но каких!

Анжелика!.. Я буду сдержан и строг в определении этого щебетанья, фонтанирования милых глупостей (без пауз и остановок) и высочайшего уровня самолюбования и кокетства в кадре. Сейчас таких нет не только на Бродвее, но даже в провинции, а раньше встречались лишь в клубной самодеятельности и народных театрах.

Не успеваешь опомниться, как Анжелика уже прощается с нами. «Смотрите!.. И ожидайте моего нового появления в эфире!..»

Энергичной тучей над «Территорией Г» проносятся долгоносики, уничтожая на оставшихся лужайках остатки юмора, здравого смысла, остроумия и нежлобизма. Одна из самых громких хитовых (ударных) программ, имея в виду регулярное битье (удары) по головам актеров и телезрителей, а также дикий ор главного долгоносика. Как выкрикнется ими «Сало в шоколаде»! или какая другая «вкуснота» - так и начинается массовая диспепсия как на самой территории, так и за ее пределами. Скучнеют долгоносики от беспрерывной травли. Надоедают. Хотя уже и два года долгоносикам. Сколько вообще они живут в природе?

Родственники долгоносиков по территории и духу - «Маски-шоу». Есть и отличия: вместо ударов по голове - бросают в голову помидоры. Здесь точнее сюжеты: «Маски в колхозе», «В партизанском отряде». Солидная массовка, прекрасные декорации и костюмы, много актеров-солистов, экспедиции в Крым вызывают в итоге чувства весьма нежелательные в юмористике - ощущение недоумения и неловкости от такого количества глупости.

Какие корабли - даже лайнеры заходят в территориальные воды Г. Сам «Титаник»-11 - оскаровый победитель всех и вся! На одном из каналов киноведущая, приглашая зрителя на это кино, воскликнула: «Кажется, и наша страна (с приходом «Титаника». - Ю.И.) станет цивилизованной»… Бедная наша страна, несчастная наша великая кинематография!.. Дождались шикарного зрелища по поводу гибели тысяч утопших людей, но за сколько миллионов сделанного и с какой техникой! Но как безыскусно! И возопил режиссер-создатель (посильнее главного долгоносика) при вручении всех призов: «Я царь всего мира!..». Закрутился теперь и на наших экранах видеоклип с главной песней суперфильма с кадрами красивых мучений главных героев. Трогательно. Становимся цивилизованными.

Тут раздался паровозный гудок, и мы увидели проезжающих по территории в «СВ» знаменитую Верку Сердючку с не менее знаменитым секс-символом Украины О.Сумской. Все вскричали: «Ура! «Роксолана» вернулась в повторе на 1-й канал!». Заждались. Эх, если б был я турецкий султан, не знаю, что бы я сделал с этой «Роксоланой»!..

Итак, едет Верка. Ее критиковать нельзя. Ибо она создана для того, чтобы быть своей, родной и народной. Миновали те времена, когда мы презрительно посмеивались над Голохвастовым или хохотали над отрицательными персонажами А.Райкина. Верка Сердючка - это не алкаш, решивший культурно выпить и закусить «у греческом зале». Верка Сердючка - звезда, и к ней ирония не подходит. А подходит умиление, скажем, суржиком Сердючки.

Как звучит слово на территории Г! Мило, нахально. И действительно развлекает. В танце на майдане Конго вот такое народное признание: «Зроби мені хіп-хоп! Я кохаю Гриця - він робив мені хіп-хоп». Прекрасно! К вопросу о сплошной американизации нашего теленаселения. На телеканалах настолько уверены в поголовном знании английского, что титры и тексты на клипах и фильмах идут уже соответственно. Есть на нашем ТВ и свои языкотворцы. Табачук потрясает лингвистический мир соединением неизвестного понятия BIZ с любым производным в названии передач.

Каков показ на территории? Скажем, обыкновенного эстрадного концерта, простите, шоу. Что за качка (при плохом звуке и свете) была устроена с помощью изменения горизонта камеры на палубе концерта «Славянского базара» из Одессы! В добавление к этому, когда Ф.Киркоров пошел в зал к народу, режиссер сопровождал довольно крупно не только его проход, но и набычившегося за ним качка-охранника - и это был потрясающий и небывалый кадр.

…Пройдясь летними тропами обширной территории развлекательных жанров, все же нельзя не задаться вопросом: «Неужели здесь нет ничего стоящего, положительного ни в музыке, ни в остроумии?..».

Почему же! Удачно пошутили насчет одесского лета и пляжа тамошние джентльмены. Хорошо смешат в соседнем «Городке». В миске табачуковского хитового винегрета сверкнули жемчужины концертов Фрэнка Синатры и Элтона Джона. Российское телевидение порадовало концертом памяти Ю.Визбора. Наша «Табула Раса» демонстрирует на всех каналах клип «Кино про машину»-«Я люблю свою машину». Мне нравится, я тоже люблю свою машину, а режиссер этого клипа (по умению) - отнюдь не дурак, как пишется в титрах. По-прежнему радуют энтузиазмом «Джаз-степ-танц-класс» и весь этот «тетовский джаз».

Но как афористично сказала ведущая одного из каналов: «Життя прожити - не «чупа-чупс» висмоктати». И всю территорию развлекаловки перейти, добавим. Отмеченные выше «отдельные успехи» есть исключения из железных правил и установлений теле-шоу-бизнеса на означенной территории.

Эти законы были установлены не нами и установлены давно. Вот бесконечная и идиотически повторяющаяся реклама, без которой ТВ жить не может. На Западе к ней, часто глупой, привыкли, а мы еще негодуем и чертыхаемся. «Реклама у нас уже глупая, а мы еще нет», - так верно и оптимистично заметила в одной из передач писательница Т.Толстая, живущая и там, и здесь. Мало того, эффективная реклама должна быть глупой, примитивной и пошлой. Тогда ее смотрят миллионы. Это - закон, выведенный научно и неоспоримо. Рекламному бизнесу не нужны три-четыре умника, ему нужны миллионы телезрителей. Хорошо, что мы к этому еще не совсем привыкли. Но привыкаем.

«Ящик» должен быть забит развлекательным мусором - до краев. Шоу-бизнес строится на понимании неоспоримой истины, что, в основном, примитив и пошлость овладевают массами. Именно таковы рейтинговые развлекательные передачи, под которые рекламодатели и спонсоры только и дают хорошие деньги. На которые и может в наших условиях существовать телевидение. Главный довод менеджеров: вы что хотите, чтобы мы делали высокоморальные и высокоинтеллектуальные передачи, которые никто не будет смотреть? Тогда вообще все ТВ прекратится. Вы этого хотите?

Есть один прокол в сих правильных рассуждения. Набивая «ящик» рейтинговым мусором, загоняя на «Территорию Г» как можно больше народу, причем абсолютно добровольно, выполняется двуединая задача. Делается это все же и для собственного телеразвития, и для собственной зарплаты, и для раскручивания сомнительных поп-звезд, весьма небедно процветающих. Но! По другую сторону экрана терпят от шоу-развлекаловки души и мозги целых поколений телезрителей. И это тоже факт.

«Праздник вкуса!», «Ощутите американский вкус!», «Взрыв вкуса!», «Бездна вкуса!». Имеем дело с невинным преступлением в области морали и культуры - решительной порчей вкуса. При мерцании экранов перестанем разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. И этим летом делается все, чтобы трудящиеся массы остались не только без денег и штанов, но и без культуры.

А вообще-то не надо ни на кого жаловаться и кого-то клеймить. Каковы мы, наши симпатии - такое у нас и ТВ. Все и всё смотрим. Плачем, мучаемся, кривимся, но смотрим. И, оказывается, качество телепрограмм зависит от количества наших просмотров.

А что же делать? «Территорию Г» не задушишь, не убьешь. И не надо. Все зависит от того, насколько мы правильно пользуемся величайшим демократическим приспособлением XX века - переключателем телепрограмм.

Переключите или выключите! И все. Спасение телезрителей не в руках начальников, менеджеров или Верховной Рады, а в руках самих телезрителей. Факт. Технический. Что на «Территории Г» они - без нас?!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме