Необычная столичная артакция «Ночь в музее» продолжалась восемь вечеров. За это время все жаждущие сумеречного прекрасного могли лицезреть экспонаты девяти киевских музеев. Причем каждый вечер перед посетителями были открыты двери только одного из этих культучреждений. Для Киева такая акция в новинку, хотя подобные мероприятия давно проводятся в Нью-Йорке, Будапеште, Лондоне, Париже, Лос-Анджелесе и других городах.
Свои двери перед ночными посетителями открыли девять музеев. По словам главы Шевченковской райадминистрации Виктора Пилипишина, задолго до открытия попасть в музеи вечером жаждали около 20 тысяч желающих — в десять раз больше, чем предполагалось.
Впрочем, такой ажиотаж мог быть вызван двумя обстоятельствами: во-первых, акция эта совершенно бесплатная; во-вторых, многих подзадорило оригинальное новшество ночных бдений. Уже за два дня до старта проекта заявки не принимались — аншлаг!
Экскурсии, как правило, проводились с 21.00 до 23.00. По полчаса на каждую группу (по 20 человек). Таким образом тот или иной музей в вечернее время смог принять более сотни экскурсантов. Именно они, эти ценители, попавшие в музейные сумерки, и казались себе героями голливудского хита «Ночь в музее» (как известно, в этой ленте ровно в полночь оживали все экспонаты).
Первым распахнул свои двери Музей западного и восточного искусств имени Ханенко. Уже на парадной лестнице посетителей встречали… хозяева дома Богдан Иванович и Варвара Николаевна Ханенко.
«Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас в своем доме. Позвольте представиться, меня зовут Богдан Иванович Ханенко. А это моя супруга — Варвара Николаевна. Справа от меня — волшебные штучки. Это недавнее изобретение — электричество!» — гордо указывает Богдан Иванович на электрофонарики в форме стакана.
Затем он приглашает гостей осмотреть его дом со всеми экспонатами, которые погружены в загадочный полумрак.
В своем кабинете владелец дома демонстрирует одну из тех деталей, на которую обычный посетитель мог бы и не обратить внимания. Это фамильный герб Ханенко. Он красуется на одном из верхних сводов. Далее — в зале Средневековья — гостей приветствуют уже музыканты и танцевальная пара, кружащаяся в старинном ритме. По ходу господин Ханенко говорит: «Витраж XVI века везли на лошадях из Европы в Киев три месяца. Очень осторожно везли. Чтобы не повредить ни одной детали! На картине из стекла изображено сошествие Святого Духа на апостолов…»
Затем он показывает статую, с которой и началась его коллекция. Экскурсанты подошли и увидели… молодого человека в «бронзе». Эта живая статуя впоследствии поклонилась всем 15 экскурсантам.
А вот в следующую комнату вход преградили Дон Кихот (он закричал: «Демоны!..») и Санчо Панса (этот успокоил хозяина: «Да какие же это демоны? Это экскурсия»). Во Французском зале ночных ценителей встретили д’Артаньян и герцог Бекингем. Режиссеры музейного спектакля слегка изменили классический сюжет «Трех мушкетеров». Теперь д’Артаньян прибыл в Англию, чтобы забрать 12 картин, подаренных герцогу королевой.
В зале, где всегда можно увидеть подготовительный этап работы Веласкеса — портрет инфанты Маргариты, находилась сама малышка. Горничная расчесывает ей белокурые локоны, в то время как провожатый рассказывает гостям о шедевре Диего Веласкеса. Эту картину Ханенко искал всю жизнь, считая ее венцом своей коллекции. Хотя при жизни и отзывался о ней весьма сдержанно, так как это лишь набросок великого мастера (сам шедевр в Мадриде).
***
Далее Национальный музей медицины. Из-за переизбытка желающих туда пропускали только «избранных». В холле ночным экскурсантам вручили фонарики. А экскурсовод первым делом решил напомнить: «Сегодня мы собрались в здании, где были расчленены сотни трупов!» От этих слов одна впечатлительная «экскурсантка» упала в обморок, и ее унесли на носилках два санитара.
Здесь также решили дополнить ночную экскурсию актерами из Театра на Подоле. Посетители с энтузиазмом рассматривали как лики великих докторов от Гиппократа до Пирогова, так и хирургические инструменты прошлых столетий, причем некоторые из них, особенно стоматологические, напоминали скорее орудия пыток. А уж когда посетители попали в русскую баню (раньше она считалась панацеей от многих хворей), то одна из фигур неожиданно сошла со стенда с ведром — «чтоб пару додать». Таким же образом внезапно «ожил» один из коллег доктора Пирогова по операции. А пробегающие по лестнице медсестра и врач обсудили, как нерадивый пациент поступил с последним чудом медицины — французскими горчичниками. Оказывается, он посчитал нужным наклеить их на одежду, и потом разуверился в их чудодейственной лечебной силе.
***
Завершающим этапом акции «Ночь в музее» стало театрализованное действо в «Софии Киевской». Костюмированная постановка перенесла гостей в ХІ век в эпоху Ярослава Мудрого. Сказка начиналась прямо с порога. Гостей встречали актеры, переодетые в рыцарские доспехи. Вид их был довольно грозен. К тому же они вопрошали всех: «Кто вы? Зачем и куда свой путь держите?» А недалеко от входа обосновалась ярмарка, где виртуоз-гончар лепил из глины горшки, а ремесленники торговали изделиями из бисера, дерева, вышиванками, скатертями и соломенными скульптурами.
Правда, немногие посетители смогли приобрести себе в дом что-то из старины — кусались цены: самые мелкие поделки стоили десятки гривен.
Обойдя собор, можно было увидеть, как развлекалась молодежь XI века: рыцари сражались на поролоновых дубинах, а сидящая неподалеку на дереве юродивая предсказывала во весь голос будущее. Причем прогнозы ее были довольно плачевными — сердце от этого уходило в пятки. Рядом на траве постоянно наматывала нитки на катушку еще одна «плакальщица», изливающая душу своим трем перепелам, а молодой парень, собираясь на войну, клялся в любви невесте. Командный центр дружины, располагавшийся чуть дальше, был огражден яркими факелами и орденами с государственной символикой.
Здесь же «прогуливались» братья — Кирилл и Мефодий. Они приглашали гостей посетить экскурсию в Софийском соборе. Там тоже свое таинство: священник исповедовал горожан, молились молодые девушки, чинно прохаживался дьяк. А напоследок хор «Киевская Русь» а капелла исполнил псалмы. Финальную же часть действа заняла торжественная церемония прощания с Анной Ярославной перед ее отъездом во Францию.
В общем, акция «Ночь в музее» прошла весьма активно и изобретательно. Директора столичных музеев явно заинтересовались этой нестандартной идеей. Да и недюжинный поток посетителей в ночное время подтверждает выгодность проекта.
Чиновники и бизнесмены — главные ценители и покупатели
На территории «Софии Киевской» также был устроен благотворительный аукцион, организатором которой выступила известная киевская художественная студия, галерея «Раритет-Арт». Конечно, не всем творениям лучших современных художников Украины удалось уйти с молотка, хотя цель аукциона была более чем благородна…
— Мы лидеры на артрынке Украины, поэтому нас и пригласили устроить этот аукцион, — рассказал «ЗН» владелец сети галерей «Раритет-Арт» Олег Торгало. — Здесь представлены лучшие художники Украины — как народные, так и заслуженные — Ковтун, Гурин, Бабак, Чурсина, Кулаков, Шелест… Мы работаем более чем с 200 художниками Украины. На момент нашего диалога на аукционе уже продано 22 картины из 50 на сумму порядка
40 тыс. долл. 40% публики, которая приобрела наши картины — чиновники, а 60% — бизнесмены. Большая часть вырученных средств будет направлена на строительство детского дома семейного типа. Хочется, чтобы было как можно меньше беспризорных детей на улицах. Думаю, что это хороший пример, так как артбизнес Украины сейчас находится на подъеме.