Борьба вокруг украинского телевидения, затеянная пару лет назад, давно уже напоминает затяжной мексиканский сериал, со своими «хорошими» и «плохими» героями, с бесконечным калейдоскопом козней и героических поступков. После пирровой победы над главным «врагом» - ОРТ - и выдворением его с телепространства Украины новые сражения, как и ожидалось, вспыхнули за внутреннее перекраивание эфира. «Режиссерские» находки последнего месяца - это массовые акции типа съездов и пресс-конференций в защиту той или иной кусательно-глотательной идеи: дескать, после ее реализации в эфире Украины наконец-то наступит тишь, гладь и Божья благодать. В этом ряду Первый Всеукраинский конгресс производителей телепродукции прошел как-то незаметно, даже буднично - может, потому, что на нем не было скандалов, никто ничего не делил и не использовал средства массовой информации в качестве тарана против своих соперников. А ведь именно на нем, на этом конгрессе, по сути, решалась главная проблема: быть нашему телевидению высококлассным или таким, как всегда?
В нашем мыльном сериале о телевидении ссорятся паны-вещатели - те, кто успел отхватить себе час-два-десять эфирного времени и хочет кусануть еще, в виде прайм-тайма и дополнительной рекламы. А те, кто заполняют это время в эфире, телепроизводители, по-прежнему остаются за кадром, словно рабы в «Рабыне Изауре».
И вот эти-то телерабы собрались вместе, и оказалось, что у них масса общих проблем, независящих от местонахождения студий и форм собственности.
Наш корреспондент встретился с теми, кто задумывал новую организацию - Совет национальных производителей телепродукции, кто готовил и проводил первый ее конгресс. Это президент телекомпании «Золотые ворота» Евгений Просветов, а также Вадим Кулько и Дмитрий Фищенко.
- Ваш конгресс прошел непривычно тихо. Но, на мой взгляд, его значение несоизмеримо со слабым освещением в средствах массовой информации...
В.К. - Те, кто производит телепродукцию, и те, кто пускает ее в эфир, - это независимые организации, часто с очень разными интересами. А внизу, под ними, есть еще одна категория людей, тех, кто непосредственно делает программы. Этот нижний эшелон является совершенно бесправным. Именно ради него мы и задумывали создание Совета национальных телепроизводителей. Т.е. чтобы возникла цивилизованная, отраженная в законе цепочка - от человека, реально работающего за камерой, до организации, непосредственно занимающейся вещанием. Наша главная идея - выделить проблемы, которые характерны буквально для всех производителей телепродукции Украины, и на основе их добиться объединения. Найти общий корпоративный интерес.
- Есть ведь Союз художников, Союз писателей, Союз журналистов....
В.К. - У телевизионщиков страны гораздо больше общих проблем, чем у художников или писателей. Художник может творить в одиночку и сам продавать свои работы. Телепроизводитель - только начальное звено сложного процесса, который надо ввести в правовое поле.
Д.Ф. - Телепроизводство само по себе - дело очень финансовоемкое. Надо иметь достаточно средств, чтобы выпустить качественный продукт. Если аппаратуру для трансляции готового сигнала государство получило от прежнего режима, то современную снимающую технику надо закупать заново. Большинство регионалов работают практически на бытовой технике - профессиональная очень дорога. Только в Киеве, Днепропетровске, Харькове, еще кое-где можно найти качественную аппаратуру. Из-за этого продукция региональных телестудий неконкурентоспособна. Идеи, может, и есть, а воплощать их не на чем.
В.К. - Что получилось у нас в Украине? Каналов стало больше, а найти, что смотреть, - сложно. Для того чтобы хоть как-нибудь заполнить эфир, телевещатели на местах вынуждены ловчить и пускать пиратским образом добытые фильмы и программы. Не имея постоянных рейтинговых передач, они не в состоянии сделать свой канал популярным и иметь нормальные доходы за рекламу. Как может существовать телеканал, если минута рекламного времени на нем стоит 40 гривен? Надо создать рынок телепрограмм, чтобы студии могли продавать свой продукт тем, кто готов за него платить пусть небольшие деньги. Эта продукция будет уже не пиратской, а собственной, лицензионной. А производители, увидев общую планку, будут стараться превзойти ее в здоровой конкуренции. Но для этого нужна хорошая техника.
Д.Ф. - В Украине есть один парадокс. В Германии на один канал, на одного вещателя работает порядка пятидесяти производителей. А у нас на четырех вещателей - один производитель. Да за ними очередь должна бы стоять: дай продукцию! Этого не происходит из-за массового телепиратства, разобщенности студий и их общего низкого уровня. Поэтому и нужен Совет телепроизводителей.
- Как проходил ваш первый конгресс?
В.К. - Предварительно наша организация работала полгода. Мы думали, советовались, предлагали, затем с готовыми предложениями вышли на конгресс. Он проходил два дня в столичном Доме кино. Собрались представители 139 телекомпаний, от государственных до частных, от самых мощных, киевских, до поселковых. Сразу был продекларирован внепартийный принцип. Были и министр информации Зиновий Кулик, и председатель Нацсовета по телевидению и радиовещанию Виктор Петренко, и многие, многие другие. Петренко сказал: «Бороться с телепиратством? Тогда я закрою половину телеканалов. Не бороться? Нельзя. Выход один: выращивать своего отечественного телепроизводителя!»
Мы предложили несколько идей. Первая: чтобы обеспечить всех качественной техникой, надо собрать заявки на нужную технику у всех, кто обладает средствами, найти кредит и государственные гарантии под кредит, чтобы одноразово закупить аппаратуру для всех, - это будет намного дешевле. Техническое оснащение телестудий Украины сразу поднимется на новую ступень. Заодно мы перейдем к одному, цивилизованному стандарту телепродукции.
Второе - создание рынка телепрограмм, более того, телебиржи с постоянно действующей информационной сетью. Мы нанесем серьезный удар по пиратству. Третье направление, которое обозначилось во время общения с регионалами: нужна элементарная организационная помощь плюс лоббистская поддержка в центре. Регионал в своем городке беззащитен в первую очередь перед местной властью. А если за ним будет стоять организация с центром в Киеве... И главное - это инициирование законов, которые вводили бы телепроизводителей в правовое поле.
Д.Ф. - Пожалуй, с самых коммунистических времен я не видел, чтобы обсуждение и голосование проходило так единогласно. Даже из вредности никто не поднимал руки «против».
- Каковы ваши взаимоотношения с Нацсоветом по телевидению и радиовещанию?
В.К. - При подготовке конгресса мы работали с ними в тесной связке. Его представители были на конгрессе, выступали с поддержкой. Нацсовет контролирует вещателей, но не в состоянии заняться теми, кто, собственно, производит продукцию, заполняющую эфир. Нацсовет оплатил проживание делегатов на теплоходе-гостинице «Леся Украинка».
- Как отнеслись делегаты к идее общественного украинского телевидения, ГУРТа?
Д.Ф. - Мнение конгресса было такое. Сама идея общественного телевидения - все «за»! Но когда «общественное» телевидение хотят создать в виде акционерного общества закрытого типа на государственном уже заполненном другими программами канале - это нонсенс. И когда члены наблюдательного якобы совета сами не знают, что их уже ввели в этот совет... Я был свидетелем того, как Леонид Кравчук увидел, что он, оказывается, в наблюдательном совете ГУРТа. Это попытка взять и урвать себе канал, а денежки спрятать в закрытое акционерное общество.
Вопрос к Евгению Просветову, президенту телекомпании «Золотые ворота» и председателю Совета национальных производителей телепродукции:
- В создаваемом совете будут задействованы региональные представители, каждый со своей философией, со своими политическими взглядами. Сумеете ли вы объединить людей разных политических убеждений?
Е.П. - А как директор обувной фабрики «Красный Октябрь», допустим, коммунист, может сотрудничать с директором другой фабрики, скажем, либералом? Мы - производственники. У нас общие задачи, независимо от флага в кабинете. Навязывать какую-либо политическую надстройку мы совершенно не собираемся. Главное - обмен информацией, взаимопомощь и, как результат, общее повышение качества передач на ваших цветных экранах.