ТЕКСТИЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ В МУЗЕЕ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Поделиться
В выставочных залах Государственного музея Т.Шевченко спустя пять лет киевляне вновь увидели выставку художественного текстиля двух киевских художников - Музы Кирницкой и Алексея Мороза...

В выставочных залах Государственного музея Т.Шевченко спустя пять лет киевляне вновь увидели выставку художественного текстиля двух киевских художников - Музы Кирницкой и Алексея Мороза. Это чрезвычайно яркие и талантливые мастера текстиля, подлинно одержимые этим искусством, преданно служащие ему уже на протяжении тридцати лет.

Супруги Муза Кирницкая и Алексей Мороз еще в 60-е годы вместе прошли серьезную профессиональную подготовку в стенах Московского текстильного института. Как творческие индивидуальности они развились уже в Украине, по возвращении из Москвы в Киев, где им довелось после учебы в вузе работать в разных областях художественного текстиля. Муза Кирницкая на протяжении нескольких десятилетий являлась ведущим художником Киевского шелкового комбината. Алексей Мороз, как художник-текстильщик, в 70-80-е годы работал в архитектуре, будучи сотрудником уникальной лаборатории декоративного текстиля Киевского Зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования жилых и общественных зданий.

Именно поэтому так по-разному проявляются творческие дарования М.Кирницкой и А.Мороза в пределах единого по своим принципам и техническому исполнению жанра - в росписи по шелку.

Муза Кирницкая подходит к росписи на шелке как к искусству декоративно-изобразительному, тяготеющему к камерным образам, которые она создает на основе флоральных мотивов. В ее очень декоративных и одновременно ювелирно отточенных композициях всегда есть ощущение необычности, неожиданности художественного образа. Ее импровизации на тему цветов лишены каких бы то ни было штампов, общепринятых приемов.

Лирический склад дарования Кирницкой позволяет создавать ей утонченные по настроению и состоянию со своим особым шармом и обаянием росписи, отличающиеся высоким профессионализмом художницы, выраженном в композиционной завершенности в их колористической изысканности, в абсолютном владении ею материалом.

Многолетняя работа Алексея Мороза в архитектуре выработала у этого автора иные профессиональные навыки, приближая его к монументальному мышлению. Архитектура ориентировала текстильщика на крупные композиционные решения, на взаимосвязь с архитектурной средой. Тем не менее, его произведения в интерьерах общественных зданий - в виде сценических занавесов и гобеленов в залах кинотеатров, дворцов культуры, холлах гостиниц, лечебных учреждений никогда не носили помпезный, ложнопарадный характер. В них никогда не решалась так называемая тогда «актуальная тема». Мороз еще в 70-е годы разрабатывал исключительно не фигуративные, беспредметные, абстрактные композиции, и такая эстетическая позиция была для него принципиальной.

В его работах резче, чем у других текстильщиков, выявлялись формальные поиски, дизайнерские приемы. Уже в те годы сформировался его абстрактно-геометрический стиль. По сути Алексей Мороз был пионером геометрической абстракции в художественном текстиле Киева. Он воспринимался своеобразным феноменом в среде киевских мастеров декоративного искусства. Лаконизм его пластического языка был больше сродни искусству Прибалтики, Японии. Тогда казалось удивительным, что Мороз всегда находил возможность свободного проявления в архитектуре своих авангардных замыслов, основа которых заключалась в эстетике природы материала, в аскетизме вкуса, в многозначной, предпочитающей намек поэтике.

Поэтому геометрические абстракции Мороза в его росписях на шелке, представленные на выставке в Музее Т.Шевченко, не воспринимаются случайными, не являются каким-то модным увлечением автора. Это не тот случай, когда художник не может устоять под натиском авангардных новаций и меняет свой пластический язык. Абстрактные композиции Мороза - результат долгой последовательной работы над решением формальных задач еще в архитектурном текстиле. И, нужно заметить, в них он передает удивительное разнообразие текстильных интонаций.

Экспериментальный текстиль Алексея Мороза, включенный в экспозицию выставки, - коллажи на основе шерсти льна, - также ориентирован на архитектурную среду. Это поиск художника современной декоративной текстильной формы, которой можно заменить в жилом и общественном интерьере фундаментальное искусство гобелена - дорогостоящее и сложновыполнимое в нынешней кризисной ситуации. Мороз пытается трансформировать классический гобелен, при этом стараясь сохранить сущностное качество этого текстильного жанра - его теплоту. Это попытка найти какую-то иную «ипостась» гобелена. Пожалуй, в текстильных коллажах Мороза на выставке особенно остро почувствовалась неординарность пластических идей этого автора, его умение мыслить в материале, его свободное владение различными техниками текстиля.

Можно высказать крайнее сожаление по поводу того, что киевские художники имеют столь ограниченные возможности работы в интерьере. Практически эти возможности свелись к нулю. А как хотелось бы восстановить связь интерьерной среды и декоративного текстиля. На выставках, которые устраивает в последние годы Музей Т.Шевченко, всегда оказываешься втянутым в эстетическую атмосферу вдумчивых, углубленных художественных произведений, располагающих к неспешному созерцанию, сопереживанию, к проникновению в образный мир. Такое ощущение не покидало на выставке Музы Кирницкой и Алексея Мороза. Думается, выставка этих замечательных мастеров надолго останется приятным воспоминанием для всех, кто ее увидел.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме