Нынешний фестиваль «Мистецьке березилля» посвящен теме «Мастер». Именно поэтому, с точки зрения Сергея Проскурни, участие в нем Петра Мамонова принципиально.
Действительно, Петр Мамонов - «типичный представитель» своего поколения, вернее, типичный из немногих выживших духовно и физически в серые времена «застоя» и в начале перестроечной эйфории. Мальчик из хорошей семьи, образованный и знающий языки, «косил», чтобы не служить в армии, а потом прошел традиционный для интеллигента трудовой путь -дворник, грузчик, лифтер. Параллельно писал песни, стихи, переводил скандинавскую поэзию. Судя по творчеству, зла не накопил, но отточил иронию, в основе которой приставка «само». Этот творческий потенциал и был фундаментом организованной им рок-группы «Звуки Му», которую с восторгом принимал не только отечественный зритель, но и избалованный зарубежный. Затем началась эпоха кинематографа. Всего ролей - восемь, но, пожалуй, самая популярная, - герой картины Лунгина (друга детства), «Такси-блюз». Для многих эта лента стала «настольным кино» и не «Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля тому причиной, а знакомая «дурь» нашего существования. Звездная кинопопулярность голову Мамонову не вскружила и вместо того, чтобы пойти по пути тиражирования удачного образа, Петр Мамонов увлекся театром.
Театральные опыты оказались удачными. Может потому, что рождаются неторопливо, в деревенской тиши, где, в основном, живет сейчас 47-летний Мамонов. Возраст, как он сам говорит, для мужика критический - время подведения предварительных итогов. Что же за спектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», который стал претендентом на премию «Золотая маска»-97 в номинации «Лучшая мужская роль 1997 года»?
Канву его литературной первоосновы составляет чеховский водевиль «Предложение». К нему в последнее десятилетие не раз обращались взгляды театро- и кинодеятелей. Киевляне, например, видели придуманный «до пальца» Иосифом Райхельгаузом «А чтой-то вы во фраке?..». Мамонов же, разбавил чеховский текст выдержками из собственной книги, включив в круг своей мистерии Ионеско, Ожегова и Ермилова. Собственное, совместно с Леоновым музыкальное оформление, дополняет это минималистское действо, давая полную возможность самовыражения актеру Петру Мамонову. Его умение «вкусно» произносить текст, подкрепляя его марионеточной, иногда абсурдной, но всегда - безукоризненной пластикой, придают действу некий гипнотический момент.
Но вот что я почувствовала во время спектакля и утвердилась в этом, побывав на встрече с самим создателем мистерии. Работа Петра Мамонова, грамотная, талантливая и умная безусловно интересна, но она полна загнанного внутрь… страха. Очень уж не хочется стареть, терять вкус к жизни. Не хочется, чтобы любовь плавно перетекала в состояние глубокой привязанности. В беседе Петр Николаевич часто цитировал графа Толстого, дневники которого владеют им сейчас безраздельно. Надеюсь, и этот период Петр Мамонов переживет и будет радоваться и радовать новыми находками.