Новогодние теле- и радиоэфиры традиционно «проклеены» популярной музыкой. Как ни странно, именно Украина стала массированным поставщиком на шоу-рынок СНГ коммерческого саунда. Помимо раскрученных имен наших песенников-«миссионеров» (например, Квинты или Меладзе), одним из главных хитмейкеров 2005-го оказался киевский композитор Олег Макаревич. Его композиции — рекордсмены всех возможных ротаций. Эти песни — в репертуаре столбовых поп-идолов. Сразу двум его шлягерам достались дипломы-регалии на недавней резонансно-пафосной «Песне года-2005» (демонстрируемой НТВ и ICTV). Впрочем, о главном нынче хитмейкере — в СМИ ни единого слова. «ЗН» попыталось разговорить «тайного» и на сегодня главного «агента» шлягерного конвейера, и оказалось, что это вообще первое в его жизни интервью.
Поставщик выигрышного репертуара для Ротару, Повалий, Баскова показался человеком скромным. Иной бы наверняка уже «застолбил» своим присутствием все телепрограммы и страницы, этот — как преподаватель вуза: застенчивый интеллигент. Не сразу поверишь, что именно он возродил для модных форматов даже Софию Ротару: после шлягера «Белый танец» у нее началась взрывная хит-парадная волна и фактически вторая молодость. А в 2005-м эфиры «истязали» дуэты Повалий—Баскова («Отпусти меня», «Ты далеко»), написанные им. Сегодня за Макаревичем — охота. Московские шоу-корпорации предлагают ему заманчивые предложения поработать на «Саму» или «Самого»… Он отказывается. Говорит, что пишет медленно. Да и хит может родиться не всегда. И живет не в центре, а под Киевом, в Вишневом — очень скромно, без евроремонта в общем.
— Хитмейкер, надеемся, не обидное для вас определение? Ведь хитмейкером считается сам маэстро Паулс, чьи мелодии любимы по сей день. Вам, кстати, не кажется, что наблюдается момент исчерпанности мелорынка — однообразие ритмов, подражательство, римейковость?..
— Я часто задаю себе этот вопрос. Время действительно изменилось. То, что было популярно в 80-е — а это золотая пора упомянутого вами Паулса — все то сегодня воспринимается иначе. Нынешние молодые ребята, к сожалению, забывают о том, что песня должна быть как доступной, так и содержательной, взволновать, зацепить и текстом, и мелодией, и эта зацепка должна возникать на уровне подсознания.
— Должно быть, римейки во главе с их «королем» вам не по душе?
— Меня это раздражает. Мне кажется, что они сами ничего не вкладывают в композицию, а перепевая, просто скользят по поверхности, не возвращаясь к истокам. И я, между прочим, одно время был одержим «битлами», Клэптоном, «выпадал в осадок» от группы «Дженезис». Сегодня иные кумиры и приоритеты. Но по-прежнему самое сложное — сделать мелодию запоминающейся. Ведь музыкальный фон концентрирован. И не всегда помогают объемы ротаций. Если композиция не зацепит — тогда напрасный труд и никакой это не хит, а однодневка. Хороший барометр популярности — дети. Если они поют твои песни — значит, попал. Мне, видимо, повезло, потому что часто наблюдаю, как подрастающее поколение напевает «Белый танец», «Ты улетишь», «Отпусти меня», «Ты далеко», даже «Сердце».
— Уже в третий раз «взяв Кремль», не решились переключиться только на Москву?
— Не люблю разговоров на эту тему. Дело ведь не в деньгах. А в том, что не каждый артист может сказать простое человеческое спасибо. А там обычно как: пришли, заплатили, ушли…
— Как вы все-таки попали в орбиту Ротару? Ведь долгое время ее как будто заклинило на песенках Матецкого, а потом почти одновременно появились украинские авторы — Руслан Квинта, поэт Виталий Куровский и вы.
— Все, как всегда, случайно. Композиция «Белый танец» предназначалась для другой певицы, но той материал не понравился. Тогда Руслан Квинта предложил показать песню Софии Михайловне. «Белый танец», кстати, не возник бы без моей жены. Она в принципе у меня и помощник, и подсказчик, хотя не музыкант. Как-то я поймал один красивый музштрих, начал воспроизводить его на фортепиано, а супруга услышала и говорит: «Это что-то классное, запиши, чтоб не забылось!» Я записал на микрофон, но идею как бы отложил в долгий ящик. Чуть позже Виталий Куровский придумал текст (хочу сказать о нем самые добрые слова, он очень одаренный человек). А София Михайловна, впоследствии прослушав композицию, просто протянула руку: «Спасибо, очень понравилось». И еще добавила, что за всю ее карьеру вот так сходу ее увлекли лишь две песни — «Лаванда» и «Белый танец». Между прочим, и это не из области фантастики, был период, когда мне едва ли не каждую ночь снилась… исключительно Ротару. Картинки разные: знакомство на бульваре, общение… Когда рассказал ей об этом, она в ответ: «Вещий сон!» Я ведь раньше жил в Житомире, играл в ресторане, потом убежал оттуда после года подобного «творчества». Остаться там — значило ни на шаг не продвинуться в музыкальном плане.
— А на Баскова как вышли? Или он сам возник?
— И с Басковым меня познакомила София Михайловна. А позже, когда сочинял «Отпусти меня», то все размышлял: кто бы это мог исполнить? Песня понравилась Николаю, затем появился дуэт: Таисия Повалий — замечательная вокалистка. Благодаря гармоничности и вокальному слиянию двух этих звезд ровно одиннадцать недель «Отпусти меня» лидировала в хит-парадах.
— Не секрет, что за хорошие песни сегодня идет подковерная война: перекупают, враждуют, как недавно примадонна с Долиной не поделили песню Фадеева.
— Вы знаете, меня это не касается. Так как работаю напрямую с конкретным исполнителем.
— Влияет ли композитор на ротацию?
— Автор? Нет! Автор должен делать такую музыку, чтобы ее с удовольствием слушали. Часто выходит, что некоторые мои песни стали для некоторых исполнителей некими визитками. Для Оксаны Билозир в свое время была написана «Горобина ніч». После некоторого творческого затишья этот саунд ее поднял. Я бы хотел, чтобы Оксана пела и дальше. Она умеет это делать и у нее все-таки есть особая исполнительская изюминка.
— Как думаете, повлияла ли на ее песенный имидж работа в министерстве?
— Когда речь идет о политике, творчество отходит на задний план. Я вот себе честно признался, что бизнесмен из меня никакой, хотя частенько и страдаю от этого.
—Существуют ли исполнители, с которыми вы не согласились бы работать даже за очень большие деньги?
— Не хочу называть конкретные имена, чтобы никого не обидеть. Но есть люди, которым не пишу даже за очень большие деньги. А есть те, для которых напишу бесплатно.
—В тандеме композитор—артист на первый план всегда выходит исполнитель со своим диктатом. Часто ли при этом возникают творческие конфликты?
— К мелодиям, слава Богу, претензий нет. Но вот по аранжировкам случаются споры. Например, к «Ты улетишь» три раза пришлось менять аранжировку! Первый вариант был в современном стиле, но София Михайловна, послушав, сказала, что это для нее слишком смело. Здесь приходится подстраиваться под артиста. Я не жалуюсь, потому что для меня эта работа была приятной, и всегда реагирую положительно, когда артист говорит: «Нет, это не мое! Мелодия классная, но вот что-то с аранжировкой не то...» Признаю и понимаю.
—Учитывая новую ирландскую систему отбора конкурсантов на «Евровидение» не хотели бы предложить свой «продукт»?
— Не против. И мне интересно, кто на этот раз поедет на конкурс.
— Вы бы написали для «Грынжол»?
—Нет.
—А для Сердючки?
— Люблю похулиганить...
— На первом месте у вас фактор творческий, а не финансовый?
— Самое важное — человеческий фактор. Да, нравится, когда песни в эфире. Хотел к этому прийти и пришел. Хотя в свое время мама видела меня архитектором.
—Какие из композиций авторов-конкурентов вы можете выделить и в глубине души сказать себе: «Жаль, что не я»?
— Нет такого. Но некоторые песни Меладзе нравятся, они очень стильны.
— А «Океан Эльзы»?
—Уважаю. Знаю их еще с того времени, когда они были не так успешны. Но вокальный потенциал у Вакарчука всегда был на «отлично». Сейчас они профи, делают свое дело талантливо, заняли свою поколенческую нишу.
— Как думаете, почему украинская песня так резко отошла от своего исконного балладного мелодийного распева? И даже в вашей мелодике этого мало. Или это уже не нужно?
—Нет, как раз нужно. К сожалению, рынок и формат не стимулируют ту музыку, которую раньше писали Ивасюк, Мозговой... Радиостанции ставят свои барьеры и рамки. Если предложить что-то медлительное, никто его не дослушает и обязательно переключит. Когда мне говорят, что нужна украинская песня, я прошу для начала принести текст. И часто уже сами слова вдохновляют на мелодику, так как можно очень красиво обыграть каждую строку, которая сама по себе распевна.