Тарас Яницкий: "Бандура — это космос"

Поделиться
Тарас Яницкий: "Бандура — это космос"
Известный украинский бандурист в интервью ZN.UA рассказал о судьбе знаменитой Стретовской школы кобзарского искусства; поделился впечатлениями от поездок со своим инструментом в США и на Восток Украины (в зону АТО); рассказал об уникальной истории Детройтской капеллы бандуристов, которая в следующем году планирует турне по Украине.

Известный украинский бандурист в интервью ZN.UA рассказал о судьбе знаменитой Стретовской школы кобзарского искусства; поделился впечатлениями от поездок со своим инструментом в США и на Восток Украины (в зону АТО); рассказал об уникальной истории Детройтской капеллы бандуристов, которая в следующем году планирует турне по Украине.

Затребовано ли сегодня, в безумное время Интернета, творчество бандуриста, кобзаря, миссионера и популяризатора народного творчества и уникальных народных инструментов? Оказывается - да. Тарас Яницкий признается, что у него за неделю бывает пять–шесть концертов, причем разножанровых. Недавно выступал в Национальной филармонии; был джазовый концерт в одном из клубов. А в прошлом году его пригласили на фестиваль лучших арфистов мира во Франции. Не так давно в Доме актера - с огромным успехом - играл концерт авангардной музыки композитора Владимира Павликовского (вокально-оркестровая партита-дума "Дніпровська сага" для Киевского академического ансамбля "Дніпро"). Бандурист говорит, что этот композитор "расшифровал ген бандуры". Он написал много сольных частей именно для этого инструмента. А тем временем в большинстве оркестров бандура звучит как фон, инструмент не получает надлежащего развития…

- Бандуру я услышал, наверное, еще в утробе матери, ведь она студенткой меня родила, - рассказывает Тарас Яницкий. - Когда растешь в семье бандуристов, то слышишь инструмент круглые сутки. Представьте, впервые я узнал, что такое сцена, когда мне было семь лет. Мой отец, известный музыкант Иосиф Яницкий, создал семейный квартет - он, мама Мария, старший брат Роман и я. Нас пригласили в Эстонию, мы выступали в Таллинне. В семь лет я ехал на свой первый концерт.

- И какие у вас были ощущения?

- Конечно, с тех пор загорелся сценой, полюбил инструмент. Поэтому и стараюсь повернуть бандуру к своим студентам с другого ракурса, чтобы они радовались каждой ноте. Чтобы в их творчестве не было ничего механического. Чтобы пропускали каждое произведение сквозь наш исторический опыт и сквозь свои переживания и чувства. Ведь каждый из них влюблялся, переживал свои трудности… Из такой трансформации рождается оригинальность и неповторимость исполнения.

Моя мама преподает в Школе джазового и эстрадного искусства, а отец - в Стретовской школе. Старший брат работает в Национальной капелле бандуристов им. Майбороды солистом. И мы до сих пор даем концерты семейным квартетом...

- Г-н Яницкий, вы уже не один год являетесь преподавателем знаменитой Стретовской школы кобзарского искусства. Какие времена переживает сегодня это учебное заведение? Чувствуется ли тяга молодежи к народному инструменту?

- Сказать откровенно, школа переживает сложный период. И если анализировать всю историю кобзарства, то у кобзарей часто бывали трудные времена... Вот и сейчас живем уже в XXI в., украинской независимости скоро 26 лет, но государство минимально поддерживает кобзарское искусство. Потому и нет у нас достойного отношения к уникальному национальному инструменту.

К сожалению, и Стретовскую школу пытаются "закрывать" почти каждый год. Но в этом году, как и в прошлом, удалось отстоять это учебное заведение.

- А почему так происходит? Как аргументируют возможное закрытие?

- Какие-то постоянные отговорки… Школа небольшая. Там не надо какого-то невероятного бюджета. Иногда гонорары той или иной звезды на Евровидении в разы больше, чем общее содержание нашей школы на один учебный год.

После окончания кобзарской школы дети поступают в вузы. Их приглашают в национальные коллективы. Несколько выпускников сделали вокальную карьеру в Европе. Например, Максим Куценко - бывший выпускник Стретовской школы. Все участники ансамбля "Шпилясті кобзарі" (руководитель Ярослав Джусь) - также. Некоторые ученики вернулись в Стретовку и работают преподавателями игры на бандуре.

Стретовка - в 75 км от столицы. Можете представить, сколько сейчас стоит бензин! Поэтому ездят туда преподавать только истинные фанаты искусства бандуры. Лучшие музыкальные кадры приезжают в Стретовку из Киева. Я и сам преподаю там академическую бандуру, аранжировку, чтение партитур, импровизацию.

Стретовский педагогический колледж кобзарского искусства считается вузом, в нем могут учиться студенты после 9 и 11 классов. Вообще Стретовка является мощным центром кобзарства. Дети имеют возможность там и жить, и учиться. Они обеспечены инструментами (хотя и не в лучшем состоянии). Поэтому всегда ждем молодежь в Стретовке - я с радостью всех послушаю и убежден, что состоится не одно открытие будущего молодого бандуриста. Тем более что в Стретовке учатся дети из разных регионов Украины. У меня, например, были студенты из Донецка, Крыма, Николаева, а не только с Запада. Было даже несколько студенток из Молдовы, которые до того вообще никогда не играли на бандуре. Но увидели инструмент - и загорелись!

Школа такого типа - единственная в мире. У нас в программе также и игра на старосветских инструментах: кобзе Вересая, старосветской бандуре, торбане, лире. На них играли еще наши прапрадеды.

Преподает игру на старинных инструментах в Стретовке невероятный фанат своего дела Владимир Кушпет. Мастер является безусловным лидером для молодежи. А главное - он сильный теоретик в этом деле, написал много книг о старцевании и по методике - по каждому инструменту отдельно.

- Есть дети, которые с недоверием относятся к народному инструменту, а некоторые, возможно, вообще видят его впервые в жизни. Как вы прививаете им любовь к бандуре?

- Когда в сентябре ученики приходят на обучение, я всегда их спрашиваю: "Что вы знаете о бандуре?". И добавляю: "А давайте теперь по-настоящему знакомиться с инструментом…". Для этого сравниваю бандуру с фортепиано. Рассказываю, как можно по-разному добывать звук.

Но в фортепиано есть клавиша - посредник между молоточком и струной. Звук отличает лишь скорость удара. А на бандуре можно показать все градации звука. Здесь нет посредника. Много зависит от того, какими руками - теплыми или холодными - касаемся струны. Здесь миллион градаций, в зависимости от того, играем мы кончиком пальца или ногтем.

Словом, бандура - это космос. И по тембру звучания с бандурой не может сравниться ни один инструмент. Это невероятное богатство тембра. Мы можем имитировать клавесин, орган, арфу, гитару. Но тембр бандуры повторить невозможно.

Так рассказываю первокурсникам, и они уже по-новому смотрят на инструмент - не с позиции академизма. Стараюсь привить им любовь к бандуре, чтобы учеба превратилась в волшебство, а не в бытовое занятие.

- Очевидно, не впервые вам задают такой вопрос, но спрошу и я: все-таки в чем существенные отличия между кобзой и бандурой, между кобзарями и бандуристами?

- Я бы хотел, чтобы это отличие было минимальным в плане понимания инструментов. Чтобы это было словно объединение инструментов. Часто бандуристы и кобзари друг друга не понимают.

Я стараюсь сделать так, чтобы эта дистанция была как можно меньшей. Академическая бандура никогда бы не возникла, если бы не было ее прародителей - древних инструментов. И меня очень радует, что, когда появилась академическая бандура, старинная не исчезла. Эти два инструмента идут параллельными путями. Сейчас кобза и академическая бандура - это не архаические инструменты, на которых играют только дедушки или слепые. Молодежь увлекается, им нравится тембр, неповторимый звук. Я даже один инструмент - кобзу - мастерю сам.

В академическом инструменте имеем хроматический строй - как в фортепиано. Строй, который принесли в этот мир Бах и его "Хорошо темперированный клавир". А кобза - только белые клавиши.

И знаете, в чем уникальность кобзарей? В чем естественность их инструмента? Старинную кобзу можно подстроить под голос кобзаря. А в академической бандуре каждая струна имеет свой уровень
звучания.

- А какие ваши впечатления от фильма Олеся Санина "Поводырь", ведь эта лента о судьбе кобзарей в Украине.

- Конечно, фильм смотрел. Это художественная история, а не документальная. Но она позволяет задуматься о том, какие репрессии пережили украинские кобзари. В целом фильм хороший, он произвел впечатление на молодежь.

Почему кобзарей коснулись такие жестокие репрессии? Потому что бандура - это, так сказать, еще и политический инструмент. Когда вслушиваешься в звуки бандуры, невольно задумываешься: а кто же мы такие? Начинаешь совсем по-другому мыслить. А раньше кобзари были как журналисты - несли информацию, ведь в думах, балладах пересказывались все актуальные события. Бандура призывала к борьбе, к переосмыслению, к самодостаточности. Так что это не просто инструмент, это сверхинструмент.

Я часто своим студентам говорю, что надо стучать в закрытую дверь. Поскольку редко что-то падает с неба "просто так". Только через усердный труд можно донести информацию о бандуре.

Мы уже почти 26 лет живем в независимой Украине, но большинство украинцев, к сожалению, до сих пор не знают об инструменте и его возможностях. В их представлении на инструменте играют лишь обездоленные люди. Я вдребезги разбиваю эти стереотипы, когда играю за границей… И всегда слышу одно и то же: "Мы не знали, что у вас есть такой замечательный инструмент, и на нем можно исполнять не только старинные мелодии, но и современные…".

- А из каких стран чаще всего поступают приглашения на концерты с бандурой?

- Чаще всего бываю во Франции, Германии, Швейцарии, Испании. Конечно, и в Америке. В этом году хочу повторить прошлогоднее турне, которое объединит страны Европы, и хочу еще раз побывать в Америке. В прошлом году я две недели работал там с Детройтской капеллой бандуристов. Кстати, это одна из самых больших капелл в мире, которая имеет такие же истоки, как и Национальная капелла им. Г.Майбороды.

- Несколько слов об истории Детройтской капеллы…

- В годы Второй мировой войны часть бандуристов вывезли на принудительные работы в Германию. Но со временем им удалось перебраться в Америку. Тогда и появилась Детройтская капелла бандуристов.

В следующем году они планируют турне по Украине. Я им стараюсь помогать с коммуникацией: какие площадки лучше привлечь, какие мастер-классы провести, чтобы показать, что бандура - живой инструмент.

Американцы в пятом поколении ценят бандуру, научились хорошо ею владеть, знают много украинских песен.

Они ежегодно устраивают кобзарский лагерь неподалеку Кливленда. И туда съезжается молодежь из Америки и Канады. Я в прошлом году преподавал в этом лагере. Подъем - в 7.30, и до десяти вечера мы работали, учили молодежь играть на бандуре.

В той местности живописная природа, как в Карпатах. Первые недели я даже просил американских украинцев показать мне хоть частичку Америки. У меня было впечатление, что я приехал в принаряженную Украину. Природа и ландшафт очень ее напоминают. Так что если удастся, то в этом году повторю американское турне.

- Вы часто ездите на Восток Украины, в зону АТО, выступаете с бандурой перед солдатами. Как они воспринимают народный инструмент?

- Часто военные говорят: "Нас не может отвлечь ни телевидение, ни кинофильмы, а вот бандура…".

Даже врачи констатировали, что бандура производит на солдат терапевтический эффект.

Я посетил много городов на Востоке Украины. Даже сложно перечислить все небольшие города. Часто ехал с волонтерами, когда в маленький бусик набивались все на свете, что уже и места не хватало. Ездил с ансамблем "Дніпро", с организациями "Мистецький спецназ", "Народная филармония". Были разные площадки - и в клубах, и среди палаток, и в окопах, и в столовых.

Наблюдая за солдатами, лучше понимаю, что именно там происходит: это другое видение мира, другое отношение к жизни и смерти… Ребят особенно волнуют народные думы, песни, потому что это наша генетика…

- В прошлом году вы были гостем и участником фестиваля лучших арфистов мира во Франции…

- Даже не думал, что меня пригласят, оплатят дорогу и проживание. Ведь за инструмент надо так же платить, как и за себя. В багаж его нельзя сдавать, иначе побьют. Я прислал им несколько своих записей и получил письмо от оргкомитета: они были очень поражены и предложили мне открыть это мероприятие сольным концертом. Можете себе представить, как это почетно! У меня такого почета не было даже в Украине. У меня были невероятные ощущения, когда украинский флаг был среди других флагов мира. Потом несколько часов я подписывал диски и программки. Французы говорили, что им это не присуще, но их души очень зацепила бандура.

Франция ведь давно состоялась как культурная нация, и там привыкли, что уже все знают в этом мире. А я исполнял на фестивале разную музыку: и классическую, и органную, и музыку из кинофильмов, в частности из "Амели". Конечно, они не все знают, где находится Украина, а тем более о событиях, которые у нас происходят. И о том, что Украина исторически была очень тесно связана с Францией…

Знаете, раньше я разрабатывал целые программы развития бандуры. Ведь у нас так же, как и в Америке, можно организовывать замечательные кобзарские лагеря. К сожалению, государственной программы развития бандуры нет. А, представьте, даже в советское время Министерство культуры заказывало композиторам произведения для бандуры.

Я учился в Национальной академии управления, мне было очень интересно овладевать менеджментом и маркетингом. Предлагал бизнес-идеи, планы, расписывал довольно серьезные прибыли. Надо, чтобы в консерватории читали специальные предметы, которые помогают молодому музыканту раскручивать себя. А так талантливый человек выпускается из консерватории и не знает, что ему делать дальше. Выходит, что у нас каждый музыкант - сам себе и менеджер, и продюсер, и администратор.

Я понял, что Украина еще долго не будет экономически развиваться, поскольку все политики и бизнесмены являются ситуативниками: они хотят хапнуть на сегодня, и никто не хочет вложить деньги и получить прибыль через год-два. Хотят получить сегодня на завтра. А так не бывает.

- Понятно, что существуют проблемы не только с композиторами, но и с инструментами…

- Да, проблема с инструментами существует. Бандур не выпускают вообще. У нас очень многие профессионалы не имеют инструментов, одалживают друг у друга. Я преподаю в Университете культуры и знаю об этом. Усовершенствованные старые инструменты стоят от тысячи долларов.

В той же Стретовке студенты играют на старых советских бандурах. Они были закуплены еще в 1990-е. Но и это радует, потому что дети могут получить инструмент на протяжении четырех лет обучения.

- А расскажите, пожалуйста, о бандурах, на которых играете вы?

- У меня две бандуры. Одну я почти шесть лет переделывал, чтобы добиться нужного звука. Сначала это была академическая бандура, подобная мебели, очень тяжелая, выкрашенная в красный, а сверху еще и толстый слой лака. И звук был закрыт. Я долго исследовал, как делают скрипки, виолончели, добавлял лак, искал другие секреты. Пришлось снять много лишнего дерева. Элементарным постукиванием выяснял, где много дерева, где мало, чтобы оно равномерно звонко звучало. Экспериментировал с высотой подставок подструнников. Это мои ухищрения и поиски. И, собственно, с этим инструментом я и получал Гран-при на разных конкурсах.

Я долго шел к тому, чтобы быть самому себе "творческим руководителем". Долго не соглашался на стационарную работу в каком-то коллективе, чтобы не зависеть от этого коллектива. И так вышло, что в какой-то степени я счастливый человек, потому что у меня есть мощная концертная деятельность, я могу передавать свой опыт, так как очень люблю педагогическую работу. Когда-то я этого не понимал, думал: "Бедные люди!". И всегда сочувствовал преподавателям.

- Как известно, экс-президент Виктор Ющенко являлся пламенным поклонником кобзарского искусства.

- Да, Виктор Андреевич организовывал конкурс им. Остапа Вересая, где я получил Первую премию. После этого Ющенко наградил меня в 2009-м званием заслуженного артиста. Как сейчас помню, церемония проходила в Национальной опере, я не был парадно одет. Думал, что дадут какую-то медальку или грамоту... При Ющенко бандура получила развитие и подъем. Кстати, дети Виктора Андреевича тоже учатся играть на бандуре.

- А кто из современных политиков интересуется этим художественным направлением?

- К сожалению, культура наших политиков оставляет желать лучшего. Они часто приглашают меня на свои корпоративы, чтобы я "удивил" гостей. Всегда у них одна и та же реакция: удивление, что бандура может быть современной! А возможно, они просто устали от эстрады, где только голые ноги, голые… А тут - бандура убивает наповал.

- В вашем репертуаре есть известная и важная для украинцев композиция "Пливе кача". Как она попала в ваш репертуар?

- Я познакомился с этой мелодией очень давно - услышал ее от мамы. Это лемковская песня. А моя мама родом из лемков. Считаю, что жанр лемковских песен до конца не открыт. Они все невероятно тонкой интонации, чувств и необыкновенно красивые.

Эти песни я слышал с детства. Как-то так вышло, что я подружился с арфисткой (она преподает в Королевской академии музыки в Лондоне и работает как концертная исполнительница арфовой музыки). На нее повлияла Революция достоинства. И эта боль реализовалась в инструментальной обработке композиции "Пливе кача". Я сделал переложение для бандуры и попросил у нее разрешения исполнять эту композицию.

С трепетом отношусь к этому произведению. Не видел после исполнения "Пливе кача" ни одного равнодушного человека, который бы не плакал или над чем-то не задумался…

Из досье:

Тарас Яницкий - заслуженный артист Украины, заведующий кафедрой бандуры и кобзарского искусства в КНУКиИ, доцент Киевского университета им. Бориса Гринченко. Уже 15 лет является преподавателем Стретовского педагогического колледжа кобзарского искусства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме