Под таким девизом 14—16 января в Берлине прошел Международный хореографический фестиваль-конкурс для детей и юношества «Танцолимп», основанный год назад выпускником Одесского хореографического училища, известным солистом театров оперы и балета Одессы, Вены, Берлина, учредителем Европейского агентства культурных проектов Алексеем Бессмертным.
В конкурсе приняли участие более 600 посланцев 26 стран Европы, Азии, Америки. Представители Украины выступили с заметным успехом.
Директор «Танцолимпа» А.Бессмертный прописал фестиваль в Берлине, который считается «мостом» между Западом и Восточной Европой.
Цель фестиваля — поиск дарований, поощрение победителей стипендиями для обучения в лучших балетных школах Европы и Америки. Есть заманчивая мечта — создать детский хореографический «Театр мира».
Участники конкурса соревнуются в четырех номинациях: классический танец, неоклассический (модерн), народно-характерный и эстрадный.
Особенность фестиваля — допуск к участию не только учащихся хореографических училищ, но и любителей. Призовой фонд — 10 тысяч евро — распределяется по всем номинациям. В рамках фестиваля проходят мастер-классы профессионалов.
«Танцолимп» привлек внимание мировых звезд балета. В жюри этого года — прима-балерины Ева Евдокимова (15 лет танцевавшая с Рудольфом Нуриевым), Штефи Шерцер (Германия), известная хореограф Катцуко Окамото (Япония), знаменитые танцовщики Тадеуш Матач (Польша, Германия), Игал Перри (Израиль, США) и др. Второй год во главе жюри — мэтр хореографии Владимир Васильев.
Возраст участников конкурса 8 — 18 лет. Приехали из Японии, Украины, Австрии и др. стран — одиночки, дуэты, коллективы. Все за свой счет. Самые большие группы — из Испании и России.
Из Украины приехали представители любительских групп — студия С.Антиповой из Одессы (уже второй раз на фестивале), большая группа из Керчи «Корабелы» и две девочки из студии театра-балета при Киевском театре драмы и комедии (хореограф Ю.Русанова). Они выступали под флагом Украины. Одесситки заняли третье место, шоу-балет из Керчи — первое.
На фестивале отметили и «замаскированных» украинцев. Это выпускник киевского хореографического училища Саша Кищенко, выпускники донецкой школы хореографического мастерства Вадима Писарева Денис Черевичко и Жермин Ндуди. Они успешно выступили весной 2004 г. в Киеве на конкурсе Сержа Лифаря. Тут-то их и заприметила немецкая балерина Констанц Вернон (в свое время отмеченная премией Сержа Лифаря парижской Академии танца), ныне директор Академии танца в Мюнхене, и предложила им стипендию на два года. Ребята осваивают здесь мастерство танца у русского хореографа Прокофьева, работают много, но постоянно в контакте с домом, в курсе всех событий. Учиться еще два года, потом, возможно, поедут домой... Граждане Украины, они были представлены на фестивале как участники немецкой команды. Саша Кищенко за «классику» занял третье место, а донетчанин Жермин Ндуди получил Гран-при и произвел фурор. Он родился в 1987 г. в Ленинграде, где учился его папа — тогда африканский студент, а потом с родителями переехал на родину мамы. В Донецке Жермин закончил одиннадцатилетку, сочетая учебу в школе с обучением хореографии у Д.Писарева. Увлекался только балетом.
Член жюри князь Никита Д.Лобанов-Ростовский, известный знаток искусства, меценат и симпатик нашей страны (он подарил Украине раритет — пейзаж Шевченко, помогает с выставками украинского авангарда за рубежом), поделился своими впечатлениями от фестиваля. Прежде всего высказал мнение жюри о Жермене Ндуди: «Это феноменально. Как только он вышел на сцену, стало ясно, что это событие. Будущий Барышников, Нуриев...» Узнав, из какой страны приехал этот танцор, князь заявил: «Украина может гордиться таким талантом. Надеюсь, новое руководство Украины создаст такие условия для жизни и работы, что таланты будут оставаться дома». Он также отметил хороший уровень украинских любителей — культуру танца, красочность нарядов. «У них нет этого советского подхода к национальным пляскам, чем грешат коллективы из Сибири. От фольклора ничего, кроме костюмов, не осталось. Многие заимствуют стиль ансамбля Моисеева. Кроме того, иногда хореографы в фольклор вводят танец на пуантах, что вызывает диссонанс». Лобанов-Ростовский похвалил также сербский фольклорный ансамбль за аутентичность, музыку. Неприятно поражает, добавил он, отношение хореографов ряда приватных студий к детям. Им поручают взрослые партии, не давая соответствующей хореографической школы, эксплуатируют обаяние детства, родители же амбициозно способствуют этому и часто портят будущее детям. Думается, Никита Дмитриевич все же получает больше радости от работы в жюри, чем огорчений, ибо на «Танцолимпе» он уже второй год.
Украинских танцоров похвалил и коллега-хореограф из Саратова, отметив умелое сочетание украинской стилистики с особенностями танца модерн.
Нынешний гостеатр оперы и балета в Берлине возглавляет легендарный танцовщик В.Малахов, который сделал свои первые шаги в балете в хореографической студии Кривого Рога.
Фестиваль пользуется моральной (не финансовой) поддержкой берлинских властей, существует за счет спонсорства. Надеемся, что он будет успешно работать и в будущем, давая юным дарованиям путевку в мир большого балета.