Сцена из спектакля |
За исключением немногочисленных читателей альманаха «Современная драматургия», мы, живущие в Украине, практически ничего не знаем о том, что происходит сегодня в российской драматургии. Разве что несколько пьес А.Птушкиной идут в киевских театрах. Большинство из них написаны уже довольно давно и, не оплодотворенные современной режиссурой, смотрятся, мягко говоря, архаично.
Новый спектакль «Не бросайте пепел на пол!», поставленный молодым киевским режиссером Ольгой Гаврилюк по одноименной пьесе москвички Елены Скороходовой, призван, кроме всего прочего, приоткрыть завесу над этой малоизвестной пока областью творчества наших ближайших соседей.
По жанру пьеса ближе всего к фантасмагорической комедии, и в этом драматург сознательно следует тем традициям великой русской литературы, которые так гениально развивали Гоголь и Булгаков. Камерная, написанная для двух исполнителей пьеса рассчитана на показ в небольшом зале, когда практически исчезает незримый барьер между зрителями и актерами. Здесь неприемлема малейшая фальшь, от создателей спектакля требуется почти ювелирная работа. Более того, режиссер сама усложнила себе задачу, дополнительно введя в спектакль три бессловесных персонажа, которых нет в пьесе. Однако ей удалось счастливо преодолеть все подводные камни в обманчиво-плавном течении сюжета.
Действие пьесы происходит в Богом и людьми забытом посёлке, расположенном в так называемой «русской глубинке». Сюда попадает сбившийся с дороги молодой бизнесмен из Москвы (Яша Яковлев). Бросив застрявшую в лесных болотах иномарку (сказано же, «в России нет дорог, а есть только направления»), он мечтает только об одном: вырваться побыстрее из этого гиблого места. В обветшавшем зале старого поселкового кинотеатра он встречает странную особу, которая нахально и неумело пытается завоевать его симпатию (Ольга Когут). Со временем на наших глазах происходит чудо: «гадкий утёнок» преображается в очаровательную молодую женщину, живущую здесь в полном одиночестве в ожидании «прекрасного принца». А поселок — и не посёлок вовсе, а бывший женский монастырь, разрушенный когда-то большевиками. Дед героини — чекист, а бабка — сестра расстрелянной этим чекистом настоятельницы монастыря. Таким образом, в жилах девушки течет кровь одновременно и жертвы, и палача. У героя появляется шанс поменять свое существование обеспеченной белки в московском колесе на совершенно другую жизнь. Но для этого нужно иметь мужество заглянуть внутрь себя, осознать и отбросить всё, что было в его жизни до этого...
Вне всяких сомнений, женский образ является главным в этом дуэте и выписан драматургом с особой любовью. Ольга Когут замечательно играет свою героиню — чудаковатую, но бесконечно трогательную и искреннюю. Кажется, что палитра выразительных средств актрисы бесконечна. Несомненно, сегодня Ольга — одна из самых интересных актрис на киевской сцене. Недаром М.Резникович, обладающий «абсолютным нюхом» на актерские дарования, пригласил ее в свой театр из Донецка, где она переиграла в местном муздрамтеатре огромное количество ролей. Достаточно посмотреть ее работы в Русском драматическом театре им. Леси Украинки «Ревизор», «Долетим до Милана», «Тайны Мадридского двора», чтобы понять: такой яркий талант заслуживает пристального внимания режиссеров. Ольга Когут прекрасно поет и танцует, но самое главное — у неё есть то самое, ниспосланное свыше, необъяснимое актерское «шестое чувство», которое и заставляет замирать сердца людей, сидящих в зрительном зале.
Мы, кажется, уже свыклись с тем, что живем в атмосфере китча: реклама, убогая архитектура, идиотские телешоу и американские боевики — вот та культурная среда, в которой мы вынуждены обитать. Зрители уже стали забывать, зачем ходят в театр. Зачем они покупают билеты (часто совсем недешевые) и ждут заветной даты, и надевают лучшие свои одежды, и сидят в зале, с нетерпением ожидая начала спектакля?.. Увы, времена, когда театральный спектакль мог изменить мировоззрение и даже судьбу человека, ушли безвозвратно. Ушел «тот самый» зритель, всё изменилось. Но если, выходя после спектакля на улицу, мы испытываем какие-то необыкновенные чувства и ощущаем желание творить, любить и совершать благородные поступки (хотя бы просто подарить цветы любимому человеку), то значит, настоящее искусство еще не утратило свою волшебную силу. И это вселяет в наши сердца Надежду.