Сон»:
версия национальной идеи
Этот фильм уникальный. Это художественная картина, сделанная из документального материала. Он разыскан, подобран в киноархивах Красногорска, Белых Столбов, многих стран Восточной Европы. 19 сентября состоится премьера фильма «Своя доля. Сон» в столичном Доме кино. Ожидается культурное событие из ряда эпохальных.
Кстати, больше чем год в рубрике «Зеркало века» «ЗН» знакомило читателей с уникальными снимками: это выхваченные из потока времени, из хроникальной документалистики начала века портреты наших выдающихся современников, которые жили и работали в Украине в 1910-30-е годы... Снимки эти «оживают» в ткани фильма, действие которого развивается по законам драматургии. Итак, было найдено и отреставрировано 17 километров хроники (9 часов экранного времени, если бы склеить все подряд).
Игорь Малахов, автор сценария и режиссер фильма:
- Так много утрачено, но сколько же на самом деле «неоткрытого» лежит в архивной пыли: к съемкам Петербурга подклеено кадры с видами Владимирской горки и Подола в Киеве, среди событий на фронтах мировой войны - кадры с Грушевским во Львове во время занятия города русскими войсками... Столыпин на Крещатике за три часа до фатального выстрела, царь Николай в Карпатах, слон, пашущий украинский чернозем... Очень странно видеть то, что до тебя видели когда-то только свидетели: города, давно сменившие свои лица, моды, детали и мелочи жизни, а главное - людей, которые смеются, танцуют, любят - просто живут в своем времени - они не знают и не думают о будущем.
А будущее - впереди голод 32-33 годов, новая - вторая за столетие - мировая война и много иных событий. Будущее - это и мы, постчернобыльские, вглядывающиеся в моментальные снимки времен начала века. Fin de siecle, конец века, вглядывающийся в свои истоки... Мы - не хуже и не лучше других. У нас, как у каждого народа, - своя доля. Вот о чем, в самых главных чертах, этот фильм.
Расспрашиваю дальше Игоря Малахова.
- В картине - ни слова за кадром, только удивительная музыка Святослава Лунева.
- Оговорюсь сразу: неигровое кино живет по законам музыки: работает с темами, импульсами. Сами кадры, контекст - все как бы диктовало эстетику того времени, начала столетия, как оно развивалось на нашей земле. Украинская идея и своя доля - для нас был важен именно этот стержень.
- Актуальная ныне тема и решенная в таком неожиданном ракурсе.
- Поскольку моя первая профессия - историк, я хорошо осознавал, что фильм этот делался и для того, чтобы мы поняли - как жить дальше. Одна из основных целей всей нашей акции «Своя доля» - формирование чувства Отечества. Необходимость осмысленности себя во времени предстала перед многими и многими. Ведь сколько рядом растерявшихся от поворота истории, утративших, казалось, твердую почву под ногами! Я хотел предложить свою версию, свой миф. В сознании каждого народа живет миф, фиксирующий идею его самоидентификации. Он меняется с течением времени, и искусство разных эпох показывает нам его срезы. С появлением кинематографа во многих культурах сложился киномиф, например, американский, японский, французский, русский. Украинский кинематограф возник рано, в конце предыдущего века. Затем - 10-е годы ХХ ст.: продюсер Харитонов, легендарный фотограф-оператор Дмитро Сахненко. Позже, 20-е годы: Довженко, Кавалеридзе, Савченко. Мы претендуем на то, чтобы в конце ХХ века сделать кино, содержащее национальный миф.
- Почему именно так выстроен материал, ведь кроме «сюжета истории», в фильме присутствует особый «сюжет эмоции», я бы сказала, «сюжет ощущения»?
- Многое подсказывал сам материал, поистине уникальный, никем не затребованный, не осознанный. Удивительная находка: во всех специальных учебниках написано, что съемки пионера украинского кинематографа Дмитра Сахненко «Хроники Екатеринослава» считаются потерянными. И вот мы нашли несколько сот метров этой пленки. Кадры карнавала в теперешнем Днепропетровске по случаю первых побед в мировой войне 1914 года. Есть и другой уникальный материал: съемки братьев Пате и Гомон - представительства этих французских студий работали в Киеве и Одессе; съемки российских кинопромышленников: Ханжонкова, Дранкова, польских, чешских (тогда - австрийских) операторов. Затем - советская кинопериодика до 30-го года. Есть такие кадры: первая российская олимпиада, происходившая в Киеве в 1913 году, портрет Поддубного, портрет Грушевского во Львове в 1914 году, не виданный никем сюжет - первая мировая война в Карпатах, царь, посещающий линию фронта. Из более поздних редких кадров - женские стрелковые кружки
20-х годов, карнавал собак, поставленный Петрицким как художником, всяческие трюки, выделываемые летчиками на аэропланах. Но главное - не в этом. Главное - возможность осознать через этот фильм, чем жили люди на этой земле, в чем состояла их история - не на уровне политики, идеологии, экономики. Как они любили, радовались, чего боялись, чему удивлялись. Национальная идея: здесь всегда жили люди, которые хотели быть счастливыми, они много работали, сеяли хлеб, рожали детей... но счастливой и богатой жизни никак не получалось... Украина - для людей, и они заслужили жизнь, достойную человека.
- И все-таки, в вашем понимании - каков он, украинский национальный миф?
- Мне кажется, Украина со времен Шевченко осознанно творила свой национальный миф. Затем в разных проявлениях культуры этот миф развивался. Но не настолько широко и укорененно, как мне представляется. Для этого не существовало соответствующих обстоятельств. Мы теперь вот, в конце века, предлагаем свою версию такого мифа. Поэтому фильм и называется «Своя доля». Итак, первая глава, «Жизнь» - переселение украинских крестьян на новые земли и убийство Столыпина. Здесь завязывается узел противоречий, начало моей драматургии. «Война» - о первой мировой войне на украинских землях и - почему падают звезды с неба. «Книга Царств» - почему начинаются затмения. Это - украинская революция, гражданская война, смена властей и человеческие судьбы. «Кордон» о том, как люди жили с двух сторон, народ, разделенный границей между Польшей и СССР. Днепрельстан - тоже кордон посреди Днепра, самой большой реки Украины. «Небо и земля» - о том, как люди начинают осознавать себя, понимать, почему происходят солнечные затмения.
- Трудности в работе?
- Много пошло крови на розыски материала, его накопление. Надо вспомнить и о подарках судьбы. Например, я отыскал в Санкт-Петербурге ленту: украинская демонстрация летом 1917 г. в Петрограде. Лежала бы она там, никем не затребованная. После отчаянных попыток поиска денег я был наконец осчастливлен: нашелся спонсор, который предложил оплатить все расходы, и вот теперь я владелец кусочка зафиксированной украинской истории.
- Несколько слов о вашей творческой группе.
- Об этих уникальных людях я мог бы долго, подробно рассказывать: это лучший оператор комбинированных съемок Георгий Лемышев, с которым реставрировали эту хронику Игорь Барба, прекрасный звукорежиссер, работал наравне с упоминаемым композитором Святославом Луневым, монтажер Валентина Бровкина, мой ассистент - студент Киевского кинофака Антон Трофимов, научный редактор - Николай Попелуха, и мой компаньон, продюсер фильма Евгений Захаров. А всю прессу нес на себе юный уникальный Дмитрий Хопта. Только в прошлом году он подготовил 60 публикаций о нашем проекте.
- И последний, очень важный момент: где вы взяли деньги для осуществления проекта?
- Этот фильм может по праву считаться народным. Его «строили», как «народную стройку», и миллионеры, и простые люди, отдающие свои последние деньги, готовые умереть с голоду. Я в первую очередь назову их фамилии: Сергей Пашинский, Руслана Этенко, Александр Селюков, Вира Нанивська, Эмиль Голуб, Владимир Савчук. Принимали участие в финансировании фильма и Международный фонд «Відродження», и «Фонд сприяння розвитку мистецтв», канал «1+1», газета «Зеркало недели». Очень приятно, что наконец в нашем проекте приняло участие и родное государство - перед самой премьерой фильма. Мы всем благодарны за поддержку.