Опережая Санта-Клауса, примерно из тех же краев и с подарками гуманитарного свойства, в Киев на прошлой неделе прибыли посланцы финской кинематографии. 7—9 декабря с.г. в Доме кино состоялся просмотр семи новых полнометражных лент из страны Суоми. Поскольку фестиваль был приурочен ко Дню независимости Финляндии, зрителей приветствовал посол этой страны в Украине г-н Тимо Репо и его супруга г-жа Оути Репо. А собственно картины представляли глава отдела международных связей Кинофонда Финляндии г-жа Кирси Тюккюляйнен и режиссер г-н Раймо Ниеми. Гости оказались столь раскрепощенными и остроумными на сцене, что сорвали аплодисменты публики еще до начала просмотра. Между тем во всем чувствовалась весьма серьезная и ответственная оргподготовка акции: отлично изданный буклет-каталог, два содержательных проспекта (о развитии национального кино и о стране в целом), респектабельный прием «по случаю».
Подборка картин оказалась весьма стереоскопичной: по времени — от ретро 40-х гг. до наших дней, в пространстве — от финского села до столицы и от приморья до лесной глуши, по диапазону страстей — от неистовой агрессии до полного пацифизма и экологической умиротворенности. А еще тематически: мужское и женское, взрослое и детское, финское и прочее, интимное и эпичное. Так, «Крутые» (1999) Алекси Мякела — вестернизированное повествование о настоящем беспределе, учиненном только что вышедшей из-за решетки парочкой мордоворотов в родимом селе и окрестностях. Викингового вида и нрава, Антти и Юсси организуют бизнес на продаже нелегального спиртного, а попутно не прочь сочно расквасить кому-нибудь физиономию или даже череп. Возмездие неотвратимо, но и оно смахивает на суд линча. Женская версия выброса агрессии дана в фильме с ироническим названием «С любовью, Майре» (1999) Вейкко Аалтонена, где комплексом насилия одержима, напротив, интеллигентная дама с психопатическими наклонностями. Честно говоря, антропологически я так и не уразумел для себя, почему в столь прохладных краях точка кипения достигается столь легко и быстро. Остается считать, что для «сугрева». От всемирно известных бр. Каурисмяки в программу был делегирован Аки с фильмом «Облака плывут вдаль» (1996). Эта социальная драма о попытках скромной официантки «выплыть» в собственном бизнесе из непростой материальной ситуации. От фирменной постмодернистской иронии Аки тут остался лишь легкий юмористический шлейф. И уж вовсе нешуточна социопсихологическая сага Пирье Хонкасало «Огнеглотательница» (1996), рассказывающая о судьбах двух сестер на фоне последнего полувека. Стиль финских лент отличается неспешной созерцательностью и нежесткостью драматургических конструкций, что, впрочем, не мешает им к финалу «выезжать» к общезначимой «морали». Вот, скажем, один из лидеров текущего национального проката военно-эпическая «Засада» (1999) Олли Саарела отличается прекрасной операторской работой (Щел Лагеррус), постановочным и актерским мастерством, умением авторов в подаче исторической канвы событий искусно балансировать между патриотической и общегуманистической их трактовками. Речь идет о взводе велоразведчиков, пробирающихся в 1941 г. по тылам советских войск курсом на Мурманск. В этой пацифистской по идее и классно-европейской по художественному исполнению ленте очень любопытно наблюдать за авторскими поисками баланса между упоминаемым и неупоминаемым в описании тех политических контекстов, в которых в те годы выступали Финляндия и СССР, а также за дозированием мер осуждения и оправдания «своего» и «чужого» насилия.
Наконец, две из показанных работ стоит, наверное, отнести к «детскому» кино. «Танец с завязанными глазами» (1999) Матти Ильеса превосходно воспроизводит фактуру 60-х гг. и психологические эксцессы взросления двух мальчишек из приморского городка. Измена отца матери — предвестие собственных интимных драм. Общение с местным бомжем и попытки бегства из глуши за моря-океаны — уроки грядущих битв за личную свободу. Игры с оружием и динамитом — закалка зреющего мужества. Правда, один из пацанов из последней забавы живым не выйдет, но другой продолжит свой рискованный, как и всякое детство, путь к взрослости — с закрытыми глазами по краю обрыва к огромной и загадочной Луне (последний кадр фильма).
«Мальчик и рысь» (1999) Раймо Ниеми — более благостная по настроению экологическая мелодрама. 13-летний Томми с отцом-зоологом живет в лесном заповеднике, где традиционно пошаливают рыси (режут домашних оленей), а охотники столь же привычно отстреливают зверя. Мальчик буквально грудью встает на защиту прирученной и в целях эксперимента отпущенной на свободу гигантской кошки. Приручить хищника, вырвав его из естественной среды, или оставить на воле, смирившись с его плотоядной натурой? Истинно сказано ранее: «Благословите зверей и детей!» «Мальчик и рысь» — это первый финский фильм, купленный США для внутреннего проката. Еще 33 страны мира сделали то же самое. Два млн. долл., затраченных на съемки, вернулись сторицей. Это ли не успех национального кино?
Трудно представить себе две страны более контрастные, чем наши. Финны — чемпионы мира по распространенности мобильной связи (65 мобилок на 100 человек) и по пользователям Интернетом (25 на 100). Финляндия — вторая в Европе и третья в мире по количеству газет на душу населения. У них на пять с хвостиком миллионов граждан в год выпускается в среднем 15—20 полнометражных фильмов, а язык всего лишь 7% шведского нацменьшинства имеет статус государственного и используется на специальных каналах госрадио и ТВ. Наконец, зимой у них холоднее на свежем воздухе, а у нас — в жилых помещениях. И все же, и все же — взгляните в направлении Северного полюса. Это чья там звездочка горит ровным и ясным светом? Вполне можно ориентироваться.