Смотров новых украинских фильмов - немало. И в рамках фестивальных форумов, и просто "в рамках". Недавно снова-таки "в рамках" ГогольFest состоялся показ фильмов-лауреатов премии "Золотой СУК", позиционируемой как самая демократичная и открытая.
Сегодня, пожалуй, это единственный из немногих киноконкурсов, дающих характеристику не только фильмам, но и зрителю.
На участие в конкурсе было подано более 200 фильмов, из них отобрали четыре десятка. И путем зрительского голосования определили пятерку лучших в разных категориях.
В подборке были фильмы режиссеров, которые побеждали на главных украинских кинофестивалях, участвовали в престижнейших киносмотрах мира. Отдельные критики отметили, что этот конкурс был "одной из самых сильных программ украинского кино за все годы".
Столь пафосная характеристика, однако, не вылилась в соответствующие результаты голосования.
В категории лучший видео-арт победил Денис Сполитак с работой "Десерт". Герои - три колоритных персонажа, играющие в русскую рулетку. Фильм густо декорирован, насыщен деталями и интенсивной музыкой. Он напоминает роскошно тюнингованный автомобиль, который впечатляюще газует на старте и глохнет где-то на середине дистанции.
Развязка сюжета так и осталась недодуманной или недоснятой. Складывается впечатление, что изначально это задумывалось как игровое сюжетное кино. По крайней мере, до кульминации сюжет фильма двигается по всем законам драматургии.
Однако, провалив финал, лента, словно в оправдание, была окрещена видео-артом. К которому, правда, она имеет столь же условное отношение, как и к игровому кино. Ведь концепция в арт-кино - все равно, что развязка - в игровом. Она определяет.
Словом, если лет десять назад недоведенный до ума фильм маскировали под определение "артхаус", то сегодня ему на смену пришло слово "видеоарт".
Следующим в программе был показан клип Indytronics - Clone Fight, признанный лучшим музыкальным видео. Клипмейкерство - единственный жанр украинской киноиндустрии, который развит не хуже, чем в других странах. Отечественных клипмейкеров ценят за границей, а стоимость музыкального видео у нас нередко превосходит бюджет короткометражного фильма. Так что победа Indytronics - Clone Fight в этой категории воспринимается, по меньшей мере, недоразумением. Включив наугад любой музыкальный канал, уже за первый час увидишь несколько более достойных украинских клипов.
После двух слабых работ творение Саши Даниленко "Велопортреты" становится весомым контраргументом желанию уйти посередине сеанса. Хотя лента была признана "лучшей" анимацией.
Берлин, Киев, Харьков, Нью-Йорк и ряд других городов показаны через особенности велосипедов, встречающихся на их улицах. Например, для немецкой столицы характерны велосипеды, пышно украшенные всяческими безделушками и звонками. А в Париже безопаснее иметь старый, грязный велосипед - такой не украдут.
Цветастый Уэс Андерсон в этом фильме встречает схематичного Питера Гринуэя. По эстетике картина напоминает лихой пролет по ленте новостей социальной сети, как если бы в друзьях у вас были одни велолюбители, живущие в разных странах.
Даниленко прославился благодаря мультяшным клипам на песни "Дахи Брахи", ТНМК, "Очеретяного кота" и других групп. Сегодня он - один из эксклюзивных украинских кинематографистов, которые абсолютно справедливо имеют статус "свободный художник". Каждый его фильм появляется, словно из ниоткуда, становясь событием. Стили и жанры он меняет так же часто, как покрышки на своем велосипеде. А места обитания - как диски с любимой музыкой в плейере. Каждый такой диск обычно заслушивается до дыр и выливается в очередное музыкальное видео.
Мечтательный драйв "Велопортретов" сменился в программе сухой, рутинной картиной Ксении Марченко "Там внизу тихо", отмеченной призом за лучший документальный фильм.
Лента приоткрывает закулисье киевского метрополитена. Она фиксирует монотонное патрулирование дежурных по станции, медитативное скольжение машинистов темными тоннелями, тяжелый труд уборщиков, механиков и монтеров, незаметно работающих по ночам.
"Там внизу тихо" увлекает, прежде всего, темой. Ведь многим пассажирам интересно заглянуть за двери, на которых висит табличка "Посторонним вход воспрещен".
Несмотря на то, что по своей структуре лента сбивчива и размашиста, в ней ясно прочитывается олицетворение театра в метрополитене. Здесь есть и своя вешалка в виде Бюро находок, и занавес - противопожарная стена, каждую ночь поднимающаяся перед входом на станцию.
Чтобы каждый из проходящих здесь повседневных спектаклей оканчивался хорошо, в метро трудится 7,5 тыс. специалистов. А зрителем является каждый из полутора миллионов пассажиров, ежедневно пользующихся этим транспортом.
Увы, тысячи метро-сюжетов, которые бы могли кристаллизоваться в увлекательные фильмы, так и остаются похороненными под землей.
Лучшим игровым фильмом назвали комедию Павла Острикова "Голден лав" (фильм недавно был отмечен и на "Открытой ночи"). В нем показана провинциальная вечеринка одиноких сердец, где каждый персонаж получает возможность выбрать "вторую половинку", пару минут пообщавшись друг с другом. Происходящее зритель видит глазами застенчивого Виктора, которому доводится общаться с самыми разными представительницами прекрасного пола. Каждый разговор становится для него настоящим испытанием.
Все персонажи нарочито комичны и банально эксцентричны, как в развлекательных шоу. Режиссером и автором сценария картины выступил Павел Остриков, с недавнего времени известный как юморист. "Его сольный концерт напомнит вам ливерную колбасу, ведь чего там только ни будет" - говорится в анонсах его выступлений.
Несмотря на то, что режиссеру всего 26 лет, благочестивый юмор этой картины вращается вокруг среднего возраста и местами напоминает "хохмачество" советских комедий. Даже в безобидной голливудской анимации этот юмор смелее и резче. Будь у нас объективный киномир, эту ленту обвинили бы в "консерватизме" и заигрывании с "папочкиным кино". А так - отдают главные призы. Весной лента удостоилась еще и главной награды конкурса "Украина: путь к миру".
Каждый из победителей получил статуэтку в виде сука, выкрашенного золотой краской. Что кроется под этим ловким символом? Аллюзия на новые побеги украинского кино? Карикатура на "Золотую пальмовую ветвь"? Или на полено папы Карло, из которого наш бедняга-кинематографист изготавливает собственный шедевр, зачастую оставаясь с носом?
Конкурс проводила организация СУК (Современное Украинское Кино). Проект дал возможность взглянуть на наше кино под "массовым" ракурсом. Он диагностирует положение дел и в кино, и в умах зрителя. И как оказалось, за его любознательностью нет ни капли требовательности.