На этой неделе состоялся сбор труппы («Иудин день») в главном драмтеатре страны — имени Ивана Франко. Открыли сезон уже 19 сентября спектаклем «Кайдашева сім’я». А буквально неделю назад франковцы вернулись из Омска, где выступили на международном театральном фестивале «Академия-2008» со спектаклем «Царь Эдип» по Софоклу в постановке Роберта Стуруа.
Казалось бы, вовсе не театральный центр, а город «за семью морями», Омск все же уверенно утверждает себя как град Мельпомены. Театральный фестиваль, которым могут похвастаться жители Омска, не по зубам даже сытым столицам. Уж Киеву — так тем более.
К нашему национальному позору: в столице Украины сгинули все более-менее некогда заметные театральные форумы! Пытается выплыть лишь гоголевская «шинель», которую кроит на свой вкус В.Троицкий, но и это наряд в экспериментальном ключе.
Омск же приглашает на «побывку» крупнейшие театральные бренды Европы. Только на недавнем фесте гостили… Знаменитый Берлинер-ансамбль (Германия) — спектакль «Арто и Гитлер в романском кафе». Нашумевший театр «Шаубюне» (Берлин) — спектакль «Концерт по заявкам». Белградский национальный театр (Сербия) — «Госпожа министерша». Малый театр Вильнюса (Литва) — со спектаклем Римаса Туминаса «Мадагаскар»…
Много работает в самом Омске режиссер Евгений Марчелли, ранее недолго трудившийся в Вахтанговском (там ставил «Отелло»). А сегодня ставит и Стриндберга, и других классиков.
Франковцев позвали с «Эдипом» и со Ступкой. И со Стуруа, разумеется (последний не приехал). Так как все эти имена вкупе с великим Софоклом — для театральных собраний более чем притягательны. И композицию Стуруа по мотивам древней Греции театралы Омска, по мнению франковцев, оценили радушно, положительно.
Спектакль, который в Киеве в дни премьеры был принят настороженно, все же выявил неожиданный запас прочности, способности дыхания «на длинную дистанцию». Со временем, когда улеглись премьерные тревоги, постановка обрела сценическую упругость, столь необходимую для рисковых сочинений грузинского мастера. И многие ходы-переходы в его аппликации, наконец, прояснились. Особенно в плане распределения: отчего это царь Эдип в возрасте, а мать Иокаста ему в дочери годится. Ибо шарады Стуруа и стоит читать как «перевертыши» — это же не каллиграфия на ровных линиях ученической тетрадки, а почерк обманчивый, нервный — как тайнопись: шифруйте…
Говорят, в Омске — далеком от нас городе — театральному ренессансу лично способствует губернатор области г-н Полежаев. Не то чтобы он этим только и живет. Есть же еще и полезные ископаемые в этом регионе… Просто именно этот человек — не только как начальник — искренне увлечен искусством театра. И деньги, которые всегда крутятся в таких краях, он знает на что пустить. Не на фуршеты. И не на строительство безумных монстров в центре города. А на театр, который лечит душу и определяет имидж населенного пункта.
А я вот себе думаю: почему-то на Киевщине издревле губернаторы любят не театр, а аграрные промыслы — и торжествует здесь исключительно бесконечный дерибан земли-матушки от столицы аж до самых до окраин! И не дождаться нам, видимо, европейского счастья в виде лучших тамошних премьер до тех пор покуда все «дачные» участки Вера Ивановна не поделит… Быстрей бы уж! А то заждались.
Ну и, возвращаясь к франковцам, первая премьера их нового сезона заявлена на 17—19 октября. Режиссер Андрей Приходько представляет «Легенду о Фаусте» — свою версию популярной истории о добре и зле. В спектакле, впрочем, одно перетечет в другое, поскольку Фауста-Мефистофеля попеременно будут играть отец и сын Ступки. Якобы — нет «только зла», нет «только добра», ведь одно без другого невозможно (таков скрытый посыл режиссера). И мысль его, очевидно, не нова. Но для Фауста совершенно небанальна. Все так и было!
Уже на ноябрь франковцы обещают еще одну премьеру, через которую контрапунктом проходит скорбная тема Голодомора — «Божья слеза» (пьеса современного автора Николая Космина). Это камерный спектакль. В главной роли предположительно народный артист Украины Лесь Сердюк, художник Владимир Карашевский.
На очереди «Назар Стодоля» Шевченко, «Женитьба» Гоголя и «У неділю рано зілля копала» Кобылянской.
Сложно предположить, как выстроится этот новый сезон в главном театре страны. Потому что прошлый (сезон) был выигрышным: пять равноценных и разножанровых премьер, среди которых бесспорные достижения — «Эдит Пиаф», «Лев и Львица», «Кайдашева сім’я». (Был и сугубо кассовый блокбастер — «Фигаро».) А количественный фактор тоже немаловажен нынче — в эпоху нытья и бездельничания. Скажем, в соседней Русской драме на большой сцене за прошедший сезон — лишь одна полупремьра, очередной «переримейк» «Ревизора», которому после Ю.Мажуги (в роли Городничего) лучше бы на покой, да как же, — 200-летие Гоголя на носу, вот и надо отчитаться.