Студия Довженко приютит униженных и разоренных? Роман Балаян предложил киноотрасли стратегию «большого переселения»

Поделиться
Студия Довженко приютит униженных и разоренных?  Роман Балаян предложил киноотрасли стратегию «большого переселения»
На гектары Национальной киностудии им.Довженко и в стены администрации президента залетела револ...

На гектары Национальной киностудии им.Довженко и в стены администрации президента залетела революционная идея известного кинорежиссера Романа Балаяна — перенести на территорию студии разнообразные отечественные киноинституции. Создав таким образом не виртуальную, а реальную модель всеобщего «кинобратства», которое если и не снимает, то хотя бы не дружит друг против друга.

Именно в текущем году — в 2010-м — исполняется 85 лет с того исторического момента, когда был утвержден план строительства производственно-технической базы «украинской кинематографии». То есть киевской кинофабрики. То есть будущей Национальной киностудии имени Довженко.

Надо заметить, что большевики не мямлили. И начали активную стройку века спустя два года после того плана, уже в 1927-м (проект архитектора-художника В.Рыкова).

И в том же году сразу запустили кино — «Ванька и Мститель» режиссера А.Лундина.

Со временем к работе на студии подключались разные режиссеры. Например, культовый Дзига Вертов. В тот период на нашей студии он снял первый звуковой документальный фильм. И название картины даже сегодня звучит актуально, метафорично — «Симфония Донбасса».

В общем, большевистская настырность, а также ленинский лозунг «важнейшим из искусств…» свое дело сделали. Уже в 1929-м «заквасили» на киевской студии добрый десяток разных картин! (Среди них даже такой шедевр шедеврович как «Земля» Александра Довженко).

Нынче же (для сравнения) — как бы мостик из социализма в эпоху дикого капитализма — на этой студии с горем пополам домучивают одну «фильму». Экранизацию не лучшей украинской советской пьесы «Дикий ангел» А.Коломийца (в главной роли Б.Ступка). Ибо студия имени А.Довженко превратилась в «гектары памяти» по некогда значительному и времяформирующему кинематографу... Превратилась в тихую заводь, где на закате лет коротают дни прежде маститые мастера: сегодня их студийные кабинеты чаще пустуют, сверкают лишь таблички на дверях: «В.Савельев», «А.Муратов», «В.Гресь»… и другие официальные лица.

«Время ни на миг не остановишь!» Бурность промышленного кинопроизводства перетекла на частные фабрики (под Киевом) по выпуску «мыла» и «муви». Довженковцам же досталось почетная и бренная миссия (словно бы крикливому Горлуму, герою «Властелина колец») — хранить «то», не всегда понимая «что»…

При этом: поддерживать потертые штаны а) разными арендами;
б) забавными «варягами», скажем, из фестиваля GOGOGLfest, утрамбовавшими за десять дней довженковские стежки-дорожки не хуже асфальтового катка.

/img/st_img/Balayan_9240-.jpg
/img/st_img/Balayan_9240-.jpg
Роман Балаян
Возможно, именно GOGOGLfest В.Троицкого, звонко оккупировавший студийную территорию и превративший ее в эдакий аналог театрального «братства кольца», и навеял члену Европейской киноакадемии Роману Гургеновичу Балаяну романтические мысли о… О том, о чем он и написал детально — персонально А.Герман, заместителю главы администрации президента Украины.

В распоряжении «ЗН» оказался текст этого письма: «Последние два десятилетия неустроенность отечественной киноотрасли и киносообщества Украины настолько снизили творческие инициативы, что уже давно пора кричать: Finita!

Молодые кадры нашего киноинститута, студии имени Александра Довженко, студии кинохроники и студии научно-популярных фильмов и анимации давно мечтают лишь об одном — куда бы податься на халтуру, дабы прокормиться. Это тревожная тенденция. Она может привести к окончательному нивелированию творческих дерзаний украинских кинематографистов, к апатии, и, как следствие, потере художественных критериев в нашем киносообществе.

У меня возникла идея, которая при содействии государства, возможно, могла бы разбудить сонное киноцарство Украины. Суть в следующем… И киноинститут, и все вышеупомянутые студии необходимо перенести на территорию киностудии имени Довженко — она весьма вместительна и огромна.

Что же касается зданий тех киноинституций, то их можно продать, а на вырученные средства модернизировать их же хозяйства — на студии Довженко.

Есть вероятность, что, будучи сконцентрированными в одном месте, эти киноинституции ощутят чувство локтя, конкуренцию, творческое взаимообагащение в беседах и встречах, а также в практической работе на разных площадках, но все-таки на одной территории. То есть непрекращающееся общение, соревновательность и попросту творческое сообщежитие не могут не родить новых замыслов, идей… Ведь по отдельности все эти украинские киноорганизации обречены. Об этом знают все. И здесь давно не возникает никаких вопросов.

В идеале мог бы быть большой украинский киноконцерн или нечто подобное. Эти киноорганизации могли бы перебазироваться на студию Довженко со всеми своими структурами, аппаратурой, прочим скарбом. И хотя бы в этом случае они будут защищены «Национальным» статусом студии Довженко.

Нужно искать разумные пути для юридического решения этого вопроса, чтобы никто не был обижен и ущемлен. Исходя из гуманитарных целей, уверен: именно подобный шаг может принести плоды сотворчества и дальнейшего перспективного сосуществования. Это шаг к созданию большого кинематографического братства Украины».

***

Идея смелая, прекрасная. И еще — несколько тревожная. Чем-то напоминает замыслы ющенковских культурологов — о создании единого киноконцерна. Витает и призрак «Арсенала». Когда на одну территорию на Печерске Ющенко надумал свести экспонаты из всех музеев страны, создав таким образом «Украинский Лувр».

Если идея Романа Гургеновича вдохновит администрацию президента, будет еще одна тема для СМИ — «Украинский Голливуд» на проспекте Победы.

/img/st_img/14f5-.jpg
/img/st_img/14f5-.jpg
Игорь Ставчанский
Директор киностудии имени Довженко Игорь Ставчанский знает о революционной затее Балаяна. И относится к ней больше с дипломатической осторожностью, нежели с романтическим восторгом.

— Мы обсуждали с Романом Гургеновичем эту тему, и я вижу в его инициативе скорее идеологическую составляющую, нежели четкий бизнес-план, — комментирует «ЗН» эту ситуацию г-н Ставчанский. — Дело в том, что многие киноорганизации, которых рассматривали в числе возможных «переселенцев» — по сути, банкроты… Причем давно. Допустим, решением сверху все эти студии переселяют на нашу территорию. Что в итоге? Все их долги ложатся на наши плечи. И не исключено, что «под эти долги» кто-то в дальнейшем может смело претендовать на студийную территорию… Если в деталях обсуждать идею Балаяна, то в первую очередь нужно упомянутые киноорганизации ликвидировать, не признав их долги. И уже затем интегрировать их в качестве отдельных сегментов в «рамки» Национальной киностудии. Этот путь непростой, болезненный. Но надо быть реалистами.

Если же идея Балаяна воодушевит высокопоставленных представителей власти, то не факт, что сохраним нынешнее пусть зыбкое, но все-таки благополучие на киностудии Довженко… Да, пока в работе только одна картина. Но, поймите, это государственная студия. И мы во многом зависим от Госкино. Сейчас в стадии «доработки» проекты, которые запускались еще при Анне Чмиль. В дальнейшем, надеюсь, нам дадут возможность реализовать многие другие — интересные — замыслы…

***

— Сама по себе эта идея может обсуждаться, анализироваться, однако не представляю ни «плана действий», ни «программы мероприятий», которые бы сохранили то, что имеем, а не разрушили окончательно, — комментирует «ЗН» эту тему Константин ШАМИН, директор «Укркинохроники». — Я человек законопослушный:
если дойдет до «переселения» — значит, надо будет действовать… Пока же больше вопросов. Что будет с нашим имуществом? Не станет ли эта затея поводом окончательно «прихлопнуть» студии нашего направления? Даже если продать все оставшееся имущество и купить на него высокотехнологическое оборудование, есть ли гарантия, что оно дойдет до нас? Обратных примеров мы знаем достаточно. И потом… Учтите, что здания «Киевнаучфильма», «Укркинохроники» предполагают особую коммерческую ценность, так как расположены в привлекательных местах столицы. В основном в центре, в районе метро. Возможно, именно здания кого-то заинтересуют в первую очередь, а вовсе не кино… Допускаю, что все мы станем сосуществовать в едином «центре». Но где гарантии, что киноотрасли выделят, скажем,
200 млн. для полноценного развития и люди получат работу? Таких гарантий нет.

***

Студия Довженко (сегодня) — это 17 га земли в центре Киева. И еще 50 тыс. «квадратов» студийных площадей. Поселить там можно не только «Голливуд», но и «Болливуд» с Зитой и Гитой вкупе.

Модель «коммунальной киноквартиры» — возле Шулявской — сколь романтична, столь и трагична. Ибо житие в коммуналке часто напоминает то ли систематизированную модель ада Данте, то ли советский террариум единомышленников. В любом случае последнее слово — за Банковой… Тем более что новых зданий всегда не хватает.

Related video

Скрижали истории

Имя Александра Довженко киностудия обрела в 1957-м (здесь мастер снял свои классические ленты — «Земля», «Иван», «Щорс»). Советские 1960—70-е в справочниках величаются периодом наибольшего взлета киевской студии. В этот период вышли шедевры С.Параджанова, Л.Осыки, И.Миколайчука, Л.Быкова. На студии сохранилось шесть съемочных павильонов. Один из них (площадь 2520 кв. м) является одним из крупнейших в Европе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме
Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК