Сценическое движение. Как выживают в столице «малые» театры?

Поделиться
Отдельные критики утверждают, будто столица Украины стоит на пороге театрального бума.

Отдельные критики утверждают, будто столица Украины стоит на пороге театрального бума. Только за минувший год некоторые из экспертов «Киевской Пекторали» пересмотрели около восьми десятков театральных премьер! Сама цифра уже о чем-то свидетельствует. То есть театр не сломал даже экономический кризис, а засилье телевизионных развлечений, наоборот, предрасположило к живому искусству еще больше приверженцев. Действительно, в последнее время внимание киевского зрителя сосредоточено не только на знаменитых театрах-брендах (Национальный театр имени Ивана Франко, Русская драма или Театр драмы и комедии на Левом берегу), но и на разнообразных «маленьких» сценических коллективах. А таких на театральной карте Киева все больше.

Как они сегодня живут и как выживают?

Кто занимается их творческой судьбой и экономическими факторами выживания?

Можно ли вообще сегодня причислить Киев к «европейским театральным столицам»?

Именно на такие вопросы ZN.UA и отвечали руководители некоторых «малых» театральных центров, которым, возможно, судилось со временем большое будущее.

«В столице должно быть как минимум две сотни театров!»

«Театральная мастерская Андрея Билоуса» (А.Бетко). Существует уже два года. В репертуаре три спектакля: веселая молодежная постановка «Упопабыласобака», эмоциональная «Сволочь» и понравившаяся зрителям известная пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Следующая премьера - «Квадратура круга» (над комедией работает режиссер-дебютант О.Меркулова). Сам Андрей - довольно известная фигура для театрального Киева. Некоторые помнят его яркую работу еще в кино: Мамай в одноименном фильме Олеся Санина. Билоус также осуществил ряд интересных постановок в Театре драмы и комедии на Левом берегу у Эдуарда Митницкого, в «Сузір’ї», в Новом театре на Печерске, ставил он и в других городах - в частности, в Николаеве. По предыдущим итогам «Киевской Пекторали», его «печерский» спектакль по мотивам Андрея Платонова «Счастье» - среди фаворитов киевских критиков. Между тем Андрей на базе малой сцены Национального дворца «Украина» создает еще и уникальный театральный центр, где могли бы работать разные актеры и режиссеры.

- Наша «Театральная мастерская» в течение всего своего существования не имела никакой государственной поддержки, - рассказывает ZN.UA Андрей Билоус. - Но, очевидно, такова судьба всех негосударственных театров... Мы существуем исключительно за счет продажи билетов. Государство не замечает такого пласта национальной сценической культуры. А спонсоры или меценаты откликаются только на громкие коммерческие проекты, которые часто не имеют никакого отношения к искусству. И такая ситуация подталкивает нас к более тщательному формированию репертуара. Такого, который мог бы привлечь как можно большее количество зрителей. От молодежи и до людей старшего возраста.

Что же касается «своего» зрителя, то Андрей говорит, что за два года существования «Театральной мастерской» об этом говорить еще рановато. Ведь театр требует времени, чтобы его нашел «свой зритель». И все же зритель, идущий в «Театральную мастерскую», - вдумчивый человек, который не ищет в театре только развлечений. Человек, нуждающийся в настоящем человеческом общении, эмоциях и чувствах.

- По моему мнению, у Киева есть все предпосылки для того, чтобы стать со временем театральным городом, - говорит Андрей. - Наш город имеет интересную театральную историю, в нем живет и творит уникальный пласт интеллигенции. Конечно, без государственной поддержки по-настоящему театральным городом Киеву не стать. Для этого в столице должно быть минимум сотни две театров! Причем разных по художественным направлениям.

«Чиновники из управления культуры требовали закрытия нашего театра»

Киевский театр-студия «МОСТ». Этот центр создали в 2005 году как учебную студию. А в 2006-м открылся их первый театральный сезон (спектакль по пьесе Н.Нежданой «Тот, что отворяет двери»). В репертуаре на сегодняшний день - 11 постановок. Драматургия разная: Н.Нежданая, А.Витер, Ю.Мисима, В.Гомбрович, Т.Уильямс, Ж.Вормс, Ж.-П. Сартр. В ближайшее время готовятся премьеры: «Охота на охотника» по пьесе А.Витра, «За закрытыми дверями» Ж.-П. Сартра и «Мечты, которые сбываются» Т.Щастиной. Сегодня «МОСТ» работает в помещении Культурного центра издательства «Смолоскип».

- Наш театр не поддерживают никакие государственные институты, - рассказывает ZN.UA Юлия Гасилина, художественный руководитель театра, режиссер, театровед. - Более того: представители управления культуры в свое время даже требовали закрытия нашей студии... Но этого им сделать не удалось! Не чиновники же наш театр открывали. Так что и не им его закрывать. Вообще вкусы представителей управления остались на уровне 70-х годов прошлого века.

Мы, правда, получали некоторые предложения о сотрудничестве со стороны меценатов... Но от театра требовали определенного репертуара, который, по мнению спонсоров, должен был немедленно захватить определенный слой зрителя. За пять лет существования у нас все же был период меценатской поддержки: один бизнесмен предоставил нам на полтора года замечательное помещение для репетиций. И мы за это ему очень благодарны. Но... кризис вынудил то помещение продать.

Юлия Гасилина говорит также, что диапазон аудитории этого театра довольно широк. От студентов до Ассоциации пенсионеров Украины. И точнее называть зрителя театра «МОСТ» «активным театралом», которому интересно что-то новое. Возможно, не последнюю роль в этом играет умеренная цена на билеты. Люди приходят вновь и вновь... Значит, спектакли интересные и довольно трогательные.

- Киев, на мой взгляд, все же театральный город, - продолжает Юлия. - И даже на примере театра «МОСТ» это можно подтвердить: зрители идут на неизвестные им пьесы, потом пишут отклики. Мы же не можем сделать мощную рекламу! Полагаемся только на Интернет и «зрительскую почту». И это срабатывает! Возможно, не все наши спектакли популярны, но именно зрители формируют лицо театра, его репутацию - и это главное.

«Приходилось играть даже перед четырьмя зрителями...»

Центр искусств «Новый украинский театр». Имеет две составляющие. Для взрослых - собственно «Новый украинский театр», а для малышей - театр «Божья коровка». Центру уже около десяти лет. У его истоков - режиссер Виталий Кино, ученик Эдуарда Митницкого (в свое время Виталий ставил большие спектакли в Театре на Левом берегу, в Театре Франко). Начинал его коллектив с отдельных проектов на разных сценах, ездил на фестивали, гастролировал. А с декабря 2009-го артисты «поселились» на Михайловской, 24-ж. И уже за первый сезон поставили или адаптировали под новую сцену разные спектакли. Украинская классика - И.Карпенко-Карый, «Безталанна», русская классика - А.Чехов, «Беззащитные существа», мировая классика - «Шекспириада». Также есть пять спектаклей для детей по произведениям Пушкина, Кропивницкого, Остера, Козлова. «Новый украинский театр» в этом сезоне пополнил свой репертуар современной комедией Н.Уваровой «Мошенницы?.. Лесбиянки?!. Красавицы!» и сказкой-легендой «Чудо-дерево».

- Наш театр, можно сказать, существует не только вне законов экономики, логики и здравого смысла, но и вопреки этим законам, - делится с ZN.UA Виталий Кино. - Совершенно нет поддержки ни от власти (у нас статус частного театра), ни от меценатов (ни к кому не идем на поклон). Наши главные и единственные «спонсоры» - зрители! Поэтому и ценим каждого из них. А они чувствуют наше отношение и приходят на спектакли.

За то небольшое время, что работаем на постоянной площадке, приходилось играть спектакли и перед пустыми залами (когда в зале присутствуют 12-15 зрителей, из которых билеты приобрели только два-три человека). Год назад, помню, на спектакль было продано только четыре билета - и пришли две бабушки с внуками. Они были страшно удивлены, что для них все же играли... Через неделю они пришли снова. И привели с собой еще троих своих подруг с внуками...

Так мы (при отсутствии средств на рекламу) и привлекали зрителей.

Приятно, что сегодня две группы зрителей - взрослые и маленькие - начали «смешиваться». После посещения детского спектакля родители возвращаются к нам вечером. И наоборот: те, кто сначала пришел на Чехова, узнают о «Львенке и Черепахе» - и уже приводят своих деток. Когда театр только открывался, наши актеры рассчитывали в большинстве своем на молодого зрителя, поскольку актерский состав театра - молодой. Когда-то кто-то даже назвал нас «самой молодой труппой Европы». Но выяснилось, что у каждого спектакля - свой зритель. Наш зал на Михайловской небольшой - всего 40 мест.

Что же касается темы «провинциальности» театрального Киева, то Виталий Кино убежден:

- Столица за полвека часто пополнялась за счет сельских жителей. Ничего плохого в этом не вижу. Но... Кто-то возразит, что украинский театр берет свое начало из сельских народных обрядов. И даже в наше время можно увидеть образцы в обрядах и т.п. Впрочем, традиций посещаемости профессионального театра у нас все же нет. Я лично за то, чтобы в Киеве открывались новые и новые театры.

«Нам отказали... Но мы не опустили рук!»

Театр «Открытый взгляд». Этот коллектив создан в 2008 году группой молодых актеров и режиссером и художественным руководителем театра Ксенией Ромашенко. Задействовано 14 профессиональных актеров. Ксения поставила все спектакли «Открытого взгляда» - а это восемь постановок. Коллектив уже побывал с гастролями в Харькове, Одессе, Львове, Хмельницкой и Киевской областях. Сейчас готовятся к гастролям в Виннице, Житомире, Чернигове, Белой Церкви. Театр базируется в театральном центре Киево-Могилянской академии (улица Ильинская, 9). На сегодня в репертуаре «Американская Рулетка», «Женитьба», «Ночь после выпуска», «Наталкина мечта».

- Знаю, что во многих крупных столичных театрах на самом деле нет дефицита бюджета, но они постоянно «не в гуморі» от того, что не хватает денег, - говорит Ксения Ромашенко. - При этом большие театры «раздувают» свои штаты до невозможности. А наш коллектив работает исключительно за счет кассовых сборов. Показываем спектакли каждую неделю... У нас есть «свой зритель», который знает: каждые выходные в театре «Открытый Взгляд» - спектакль. Нам весьма повезло со спонсором, который изготовляет для нас полиграфию. Да, это только полиграфия, но и за эту помощь мы очень признательны. Но по другим экономическим аспектам наш театр никто не поддерживает. Мы несколько раз обращались к городским властям. Например, сначала, еще в 2008-м, хотели открыться от Дарницкого района, ведь мы первые несколько месяцев базировались в ДК «Дарница». Уже было подготовлено много документов, и даже район проголосовал за принятие штатного расписания киевского театра «Открытый взгляд». Но... Начался кризис, и нам было отказано. В прошлом году мы обратились в управление культуры с просьбой выделить хоть что-нибудь, каких-то восемь-десять ставок, не говоря уже о полноценном штатном расписании... К сожалению, нам снова отказали. Естественно, что все это время не сидели сложа руки. Ведь репертуар непредвиденный. И каждый зритель найдет в репертуаре тот спектакль, который и будет ему интересен.

Ксения говорит, что работы коллектива неоднократно получали одобрительные рецензии. А в 2008-м коллектив вступил в Национальный союз театральных деятелей Украины.

А 5 марта состоится еще одна премьера - драмедия «Наташина мечта», во главе угла которой довольно громкая пьеса драматурга Ярославы Пулинович.

- Да, именно драмедия - не драма, не комедия... Ведь в жизни все рядом: веселое и печальное, нежное и жестокое. Это современный и проникновенный спектакль о двух девушках, о двух Наташах, одна из которых живет в детском доме, а другая - в обеспеченной семье. Они разные, и одновременно похожи в своей простой и понятной мечте. Мечте о «большой любви»...

А уже в первых числах апреля театр планирует показать новый спектакль «Гаппи» по одноименной пьесе В.Сигарева.

- Наш зритель молод душей. Это зритель, для которого театр не здание, не буфет, не занавес... Станиславский однажды сказал: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, то, возможно, и не надо было бы столько отдавать ему труда. Но театр - это искусство отзеркаливать именно жизнь...»

Иногда стоит у себя спросить: какое последнее театральное событие вызвало в социуме наибольшую заинтересованность? Трудно сказать… В наших больших театрах иногда все довольно лениво. А вот городская власть практически ничего не делает, чтобы поддержать небольшие творческие коллективы.

Относительно нас - абсолютная апатия власти. Хочется надеяться, что ситуация изменится. Да, мы хотим, чтобы зритель стал жадным к театру, чтобы ждал премьер, встреч с актерами, режиссером. И, думаю, здесь мы все же на правильном пути.

«С каждым годом количество наших театралов увеличивается»

Киевский театр «Золотые ворота». Один из самых старых и уважаемых «малых» театров столицы. Его руководитель - известный режиссер Валерий Пацунов. «Золотые ворота» были созданы свыше тридцати лет назад приказом Министерства культуры. Со временем театр перевели в подчинение городской власти. Не имея собственного помещения, сегодня «Золотые ворота» играют на улице Грушевского, 1-а, - в помещении кукольного театра. За три десятилетия некоторые спектакли Пацунова становились украшением международных форумов. Сейчас в репертуаре «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Калигула» Альбера Камю, «Убийца» Федора Достоевского, «Эвридика» Жана Ануя, «Бомж-иллюзион» Христо Бойчева, «Человеческий голос» Жана Кокто и др. Продолжаются репетиции «Идиота» по Ф.Достоевскому. Но из-за отсутствия финансирования дата премьер новых спектаклей часто остается «открытой».

- Вообще мы можем гордиться киевлянами, ведь они по-настоящему любят искусство театра, - убежден Валерий Пацунов. - И это не реверанс, а взвешенный вывод, сложившийся на основании многолетних контактов не только с киевлянами, но и со зрителями многих стран Европы, в которых нам посчастливилось работать. Если даже удвоить количество киевских театров, разных по форматам, вкусам, стилям, формам, то, глубоко убежден, количество зрителей тоже удвоится. Киевляне любят театр. Это подтверждается статисткой. С каждым годом количество театралов увеличивается. Даже несмотря на подорожание и цен, и самой жизни.

Если оценивать уровень «театральности» Киева как столицы европейского государства (по критерию количественному), то наш город, к сожалению, - провинция.

Столицы самых маленьких и бедных европейских государств имеют как минимум полсотни театров разных калибров и на разные вкусы, находящихся на содержании государства, муниципалитетов, меценатов, благотворительных фондов и т.п. При этом основное количество театров сосредоточено в центре города. Например, в центральной части Праги размещаются около 40 театров, на Бродвее - около 100, в центральной части Москвы - около 50. В целом в Москве - около 200 театров. А в Киеве на Крещатике не найдете ни одного театра! Такого Европа не знает!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме