Стоит запомнить! Открытие-2017 в украинской культуре

27 декабря, 2017, 16:04 Распечатать Выпуск №49-50, 28 декабря-13 января

Актер, музыкант, писатель, художник могут раскрыть свой творческий потенциал тогда, когда распорядится судьба. 

ZN.UA под занавес года предлагает известным режиссерам, продюсерам, арт-критикам определить на свой вкус тех представителей искусства, которых можно назвать подлинным открытием 2017-го в сфере культуры.

"Открытие" — в культурной среде — не зависит от возраста, паспортных данных. Актер, музыкант, писатель, художник могут раскрыть свой творческий потенциал тогда, когда распорядится судьба. Иногда им десятилетиями приходится ждать своего звездного часа. И так бывает часто, и так бывает со многими. 

Например, она больше десятка лет играла во Львовском кукольном театре кошечек и петушков, зайчат и волчат, но вот в 2017-м судьба улыбнулась и подарила ей почти космическую роль — принца Гамлета. После премьеры о ней заговорили критики, не скрывал восторга и автор перевода Юрий Андрухович. 

Или он — еще в 1991 г. окончил актерский факультет, со временем, в 1996-м, — факультет телевизионной режиссуры, долгое время работал на телевидении, преподавал. И только в 50 лет снял свой первый полнометражный фильм, к которому благосклонно отнеслись и коллеги-режиссеры, и кинокритики. 

Или еще одно чрезвычайное открытие 2017-го — находчивый киевский художник, который не дождался осуществления своей розовой мечты (он стремился в Голливуд) и сам себе создал такой "Голливуд" на Троещине. И заставил в него поверить почти все украинское арт-сообщество. Эта его глобальная арт-мистификация 2017-го получила Гран-при в рамках престижного конкурса. 

На большом киноэкране было много открытий — это актеры и молодого, и уже среднего поколения, проявившие свой творческий потенциал и свою неопровержимую харизму в "Киборгах", "Сторожевой заставе", "Припутнях", других лентах. 

Вот почему есть о ком рассказывать нашим режиссерам, коллегам, друзьям в сериале ZN.UA "Открытие-2017". 

Владимир Тышков, партии в Опере

Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО, главный режиссер Национальной оперы 

Молодой украинский бас Владимир Тышков удостоен Первой премии на престижном итальянском вокальном конкурсе им. Тоти даль Монте в городе Тревизо. Этот исполнитель, ставший подлинным открытием года в нашей оперной жизни, активно входит в репертуар главного музыкального театра страны, отмечающего в этом сезоне 150-летие. 

 

Владимир Тышков
Владимир Тышков

Голос Владимира наделен уникальной красоты тембром, а также насыщенностью по всему диапазону и, бесспорно, обратит на себя внимание слушателей.

 Нет сомнений, впереди у него успешная и яркая оперная карьера.

А в уходящем году Владимир Тышков органично влился в группу солистов Национальной оперы Украины. Несмотря на то, что он еще студент Национальной музыкальной академии Украины (класс Петра Коваля), молодой исполнитель заявил о себе как на сцене театра, так и на престижном итальянском конкурсе. 

В его сегодняшнем репертуаре — партии Спарафучиле в "Риголетто" Дж.Верди, Имама в "Запорожце за Дунаем" С.Гулака-Артемовского, Бонзы в "Чио-чио-сан" Дж.Пуччини.

На 4 февраля запланирован дебют Владимира Тышкова в партии Верховного жреца друидов — Оровезо — в "Норме" В.Беллини. Примечательно, что этот вечер станет дебютом в сложнейшей белькантовой опере не только для него, но и для мировой оперной звезды Людмилы Монастырской, которая впервые исполнит заглавную партию этой оперы в театральной постановке (дебют Людмилы в концертном исполнении произведения состоялся в Харькове в начале декабря).

Уже в конце февраля, в "Аиде" Дж.Верди, посвященной юбилею выдающегося украинского дирижера Стефана Турчака, Владимир впервые исполнит партию Фараона, а марте будет готовиться к премьере оперы Дж.Пуччини "Богема" (партия Коллена), над постановкой которой будет работать режиссер Кристина Мути (супруга всемирно известного дирижера, многолетнего музыкального руководителя миланского театра Ла Скала Риккардо Мути).

Владимир Тышков — не только обладатель насыщенного низкого мужского голоса, в каждом спектакле он раскрывается и как интересный драматический актер. Этот синтез — вокала и драматической игры — всегда очень ценен и важен в современном оперном искусстве. Поэтому поклонникам перспективного баса остается пожелать новых встреч с исполнителем в новых спектаклях Национальной оперы. 

Надежда Крат. Гамлет — женщина

Олекса КРАВЧУК, художественный руководитель Львовского театра "И люди, и куклы"

В этом году во Львове в театре "И люди, и куклы" поставили спектакль "Гамлет" В.Шекспира (перевод Ю.Андруховича). Роль принца датского сыграла женщина — замечательная актриса Надежда Крат. После своего Гамлета она стала подлинным открытием года для критиков и зрителей. Безусловно, такая роль — начало нового творческого этапа актрисы. 

открытия года_6
Надежда Крат

Надежда родилась в Червонограде. Окончила Львовский национальный университет им.И.Франко (украинская филология). В театре с 2002 г. Ее предыдущие роли — Аистенок, Колобок, зайцы во всех возможных пьесах, а еще — лисицы, котики и петушки, мальчики, девочки, веселые медвежата. 

В этот театр она пришла "по объявлению". 

Итак, Гамлет — Крат. Гамлет... Но почему Крат? 

Не знаю. Может, она что-то точно слышит. Может, о чем-то важном говорит — с собой, с куклой, со зрителем? Может, потому, что часто сомневается. 

С куклой она действительно общается часами, и тогда исчезает одна реальность и рождается другая. 

Где кукла? Где Гамлет? Где Крат? 

Еще, возможно, именно потому Крат, что она способна думать на сцене и никогда не стоит на месте. Она словно что-то "знает" — и вместе с тем "не знает". Поэтому тогда, когда она "знает—не знает", в спектакле все звучит и все наполняется новым содержанием. 

И еще — она хорошо чувствует форму. Форму как вопрос, который в спектакле иногда оставляет без ответа. 

Возможно, потому — Крат, что она не боится женского и мужского начал. 

И, возможно, потому, что (слава Богу!) не имела традиционного театрального образования и поэтому тотально открыта ко всем импульсам творчества. 

Возможно, потому, что она живет не сюжетом, а темой, касающейся конкретно ее. 

И со зрителем общается уже не Гамлет, а Надежда Крат, живой человек, ведь Гамлет — это порождение наших иллюзий. 

Возможно, потому Крат в роли Гамлета, что она постоянно ищет контакты со зрителем — как живой человек, — разрушая и создавая "свой театр". 

Возможно, потому, что она трактует текст по-своему и точно, чувственно. И еще — избегает "концепций". 

Возможно, потому в роли Гамлета Крат, что определенную тему она трансформирует в особую энергию, которая захватывает весь зал. 

Для ее Гамлета важно не только "что?", а важнее — "как?"

Гамлет-женщина — не новость в мировом театре. Гамлета, как известно, играли Сара Бернар, Алла Демидова. Сейчас известный режиссер Юрий Бутусов выпускает своего "Гамлета" именно с женщиной в главной роли. 

Следовательно, Гамлета-женщину, в нашем случае — Гамлета-Крат, требует наше время... 

Роман Ясиновский. Канатоходец

Стас ЖИРКОВ, художественный руководитель киевского Театра "Золотые ворота"

Две разные роли на театральной сцене и в большом кино — спектакль "Папа, ты меня любил?" и фильм "Киборги" — стали настоящим открытием талантливого украинского актера Романа Ясиновского в 2017-м. 

Рома Ясиновский — актер с уже достаточно большим опытом творческой работы (и в театре "ДАХ", и на съемочных площадках). И в то же время Рома Ясиновский — это актер, в котором не прекращается постоянная внутренняя борьба. И такая борьба, кстати, присуща большинству талантливых актеров, с которыми я работал. Рома — необычайно талантливый актер. Он верующий человек. Он знает, что есть ад и есть рай. Эти координаты ему известны из его же собственной жизни. И такой опыт — для него сверхважен. Ведь только страдавший человек и может понять страдания другого. 

открытия года_1
Роман Ясиновский

Конечно, он всегда в зоне самозащиты, в зоне иронии и сарказма. И это хорошо. Возможно, именно это и не позволяет внедриться в его глубокий насыщенный внутренний мир каким-то другим, "инопланетным" элементам. 

Его актерская работа в спектакле Театра "Золотые ворота" "Папа, ты меня любил?", по мнению многих критиков, является лучшей из мужских ролей в 2017-м. Дуэт Романа Ясиновского и Александра Яремы — настоящая бомба. 

Его же работа в "Киборгах" — сверхважная. Заметно, как этот актер проходит по канату сложной сверхзадачи — тонко сыграть человека, разорванного самой жизнью. Сквозь смех, иронию, сарказм и трагедию этого потерявшегося между мирами воина выныривает маленький мальчик, которого недолюбили, и который, так же как и Саша из нашего спектакля, кричит посреди ночи: "Папа, ты меня любил? Люди, вы меня любите?". 

Актер Роман Ясиновский — из тех, кого любят. И режиссеры, и зрители. Его необыкновенный талант и актерская харизма будто просятся в лучшие произведения на основе классической и современной драматургии. Именно этот актер, ловкий и бравый канатоходец, в том или ином фильме, в том или ином спектакле пройдет свой путь — уверенно, достойно, удерживая баланс дрожащими руками.

Роман Луцкий: универсальный рыцарь

Алла САМОЙЛЕНКО, кастинг-директор 

В творческом заделе этого актера и до нынешнего года были интересные киноработы, но с появлением на экранах "Сторожевой заставы" Роман Луцкий для многих стал подлинным открытием нового украинского кино. 

Долгое время отечественная киноиндустрия была не в состоянии создать ни одного нового громкого актерского имени, вроде голливудских звезд, которые способны привести в кинотеатры зрителя. Звездами у нас до сих пор считают актеров, появившихся на экранах еще во времена СССР. Причина? И не одна — отсутствие массового кино, равнодушие медиа к украинским актерам, слабая пригодность актерской школы именно для кинематографа, отсутствие целенаправленного поиска интересных для большого экрана лиц. 

открытия года_2
Роман Луцкий

Есть хорошая новость: похоже, наступает момент, когда эта негативная тенденция будет преодолена. Мы являемся свидетелями зарождения в нашей стране того самого овеянного мечтой института звезд, движущей силы любой продуктивной кинематографии мира, делающий вопрос полноценного самоокупающегося функционирования киноиндустрии просто риторическим. 

Год 2017-й принес нам первого универсального героя, способного влюбить в себя аудиторию — от старшей группы детского садика до пенсионеров, независимо от пола. Этим героем стал Роман Луцкий, актер Ивано-Франковского театра им. И.Франко. 

Это не было внезапное появление никому раньше не известного актера из провинции, ибо еще несколько лет назад вышло сразу два фильма с его участием — "Братья" режиссера Виктории Трофименко и "Параджанов" режиссеров Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой. Однако эти фильмы были не для массового зрителя. Кроме того, рынок, по инерции, не воспринимал украинское кино как нечто достойное внимания, первые ростки нового кино так и остались в кругу интереса лишь небольшого количества причастных к кинопроизводству людей. Потом был короткий сериал производства "1+1", "Столетие Якова", в котором Луцкий сыграл главную роль. 

Но свойство телевидения в том, что оно, к сожалению, анонимирует актеров. В отличие от большого экрана. Момент славы в жизни актера, наконец, случился с выходом картины "Сторожевая застава" режиссера Юрия Ковалева. Страну охватила настоящая "Романомания". 

На примере громкого появления Романа Луцкого в этом фильме в роли богатыря Олешко вполне возможно отыскать алгоритм и вывести некоторые закономерности: объединение хорошо прописанного в сценарии персонажа с личной харизмой актера в картине для широкой зрительской аудитории — и мы имеем популярность, узнаваемость, стремление больше узнать об актере, желание увидеть его на экране еще и еще. 

Можно спорить о художественных качествах ленты, но реакция зрителей сразу вызвала большой интерес печати к актеру, стремление продюсеров привлечь его к своим новым проектам. 

Стало понятно, что зритель очень рад появлению своих новых героев, и, несмотря на скептицизм редакторов, публикации об украинских актерах привлекают намного больше читателей, чем об иностранных актерах. И что, оказывается, актерам есть чем поделиться со своей аудиторией, а участники рынка, наконец, испытали острую потребность в общей работе по созданию новых реалий отечественного кино. 

Интересно, сколько новых открытий принесет нам следующий год?

Анна Огий. Как пахнет мята

Дмитрий ВЕСЕЛЬСКИЙ, художественный руководитель киевского Малого театра

По итогам предновогоднего опроса столичных театральных критиков, в десятку лучших спектаклей столицы в 2017-м попал проект Малого театра "Холодная мята" по произведениям Григора Тютюнника. Это режиссерский дебют актрисы Анны Огий. 

открытия года_5
Анна Огий

Анна Огий — замечательная театральная актриса, красавица. Одной из первых ее ролей на сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра была главная роль в моем детском спектакле "Даринка, Гриць и Нечистая сила". Успех этой постановки в большой степени зависел от образа, который создала на сцене Анна, тонко чувствуя жанр, энергетику зрительского зала. В ее творческом заделе — много интересных образов и в кино, и на сцене Театра драмы и комедии. В частности, для многих стала неожиданностью ее обреченная красавица Лариса Огудалова в спектакле Тамары Труновой "Бесприданница. Версия" по пьесе Александра Островского. Молодая актриса тонко почувствовала современную стилистику этой постановки, ее иронические и трагические ритмы. 

Что касается режиссерской работы, то такие идеи у Анны Огий вызревали давно. Я впервые услышал о ее желании сделать инсценировку рассказов Тютюнника еще до своей работы в столичном Малом театре. Я знал о ее замысле, влюбился в него. И не было никаких сомнений, что Анна реализует свою мечту на камерной сцене нашего театра. Именно на камерной сцене. Ведь Тютюнник — он такой: глаза в глаза, из рук в руки. В его произведениях есть и узнаваемый быт украинцев, и нежная поэзия души нашего народа. В произведениях Григора Тютюнника — почти физическое ощущение украинских лугов, залитых апрельским паводком. Недаром Олесь Гончар назвал Григора Тютюнника живописцем правды. 

Спектакль объединяет несколько новелл выдающегося автора. Они о разных героях, о разных их отношениях. И почти в каждом сюжете — отголосок собственного опыта автора, его ранней взрослой жизни, — ведь когда Тютюннику было шесть лет, его отца отправили в Сибирь. Впоследствии писатель пытался преодолевать металлические леса советской системы, писал о сельской жизни украинцев, не приукрашивая ее, как это делали литературные генералы из Союза писателей. Мне кажется, что Анна Огий ощутила этот авторский драматизм и перенесла его в спектакль. Она пригласила в проект нескольких исполнителей из других театров. Занималась тренажами, упражнениями, искала общий язык. Эта неспокойная творческая команда осуществила экспедицию на малую родину Тютюнника, а оттуда они привезли особые ощущения и интересные наблюдения, которые помогли им в создании спектакля. Анна Огий — только в начале режиссерского пути. Однако заметно, что она одержима театром, она постоянно в творческом поиске. Высокая оценка киевскими театральными критиками ее постановки — это важный повод двигаться дальше, открывать новое в театре.

Михаил Алексеенко. Из Голливуда на Троещину

Галина СКЛЯРЕНКО, арт-критик, куратор

В 2017-м Гран-при на всеукраинском конкурсе "МУХи" (Молодые украинские художники), организуемом с 2009 года "Щербенко-артцентром" в Киеве, получил Михаил Алексеенко. Международное жюри отметило его проект среди десяти лучших работ молодых художников.

Ироничный проект Михаила Алексеенко "Голливуд—Троещина" привлек не только авторской фантазией, лихой выдумкой и изобретательностью, но и прежде всего — обращением к одной из самых актуальных ныне проблем: постепенным замещением реальной жизни ее виртуальным аналогом. 

Алексеенко
Михаил Алексеенко

Итак, Михаил, сообщил в Сети, что едет в Голливуд. Якобы его туда пригласили для реализации амбициозного проекта. А на самом деле молодой художник уединился в своей квартире на Троещине. И оттуда, предварительно изучив Лос-Анджелес и Калифорнию по интернету, начал публиковать в соцсетях свои "репортажи". Используя для них разные фотографии, но со своими комментариями. 

Михаил с помощью таких постов и фото, а также абсолютного погружения в виртуальную реальность, сумел провернуть великолепную и убедительную арт-мистификацию. Дело в сети дошло даже до изменения часового пояса его аккаунтов. На разных фотографиях Алексеенко — "из другого мира" — публиковал фото красот Лос-Анджелеса, американских пляжей, восхитительные пейзажи. 

Художник настолько уверенно погрузился в виртуальный мир и придуманный образ, что даже стал покупать подарки "в Америке" для своих друзей. 

Онлайн-путешествие Алексеенко выглядело настолько реалистично и убедительно, что ни у кого не вызвало ни малейших сомнений. 

Сама же история проекта начиналась вполне реально. Вот что рассказывал сам художник: "Американский кинопродакшн пригласил меня в Голливуд для создания серии стритбордов для нового проекта. Но поскольку виза у меня была только туристическая, я не мог там официально работать и решил, что сделаю все не выходя из дома". 

Но, очевидно, поездка в Калифорнию — его мечта, отказываться от которой не хотелось. 

Вот так и возникла идея этой остроумной арт-мистификации, которую серьезные эксперты признали одним из самых ярких событий нашей художественной жизни в 2017-м. 

Комментируя этот проект, разные критики в основном интерпретируют его как проблему "зависимости от социальных сетей". 

Однако сама тема намного шире. Виртуальный мир открывает перед человеком и художником огромные возможности. И здесь главное — не заблудиться в его беспредельности. 

Михаил родился в Киеве в 1989 году. В 2013-м окончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (мастерская станковой графики профессора А.Чебыкина). Он один из участников и основателей группы "Йод" и арт-сквота "Хаят". Участник и лауреат конкурсов рисунка в Киеве и Харькове. Фантазия молодого художника столь непредсказуема и дерзновенна, что и в 2018-м от него можно ожидать увлекательнейших мистификаций. 

Остап Украинец: это не псевдоним!

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ, литературный критик 

Дебютный роман "Малхут" от молодого прозаика Остапа Украинца стал настоящим открытием литературного года благодаря стилистической и идейной необычности текста. 

остап украинец
Остап Украинец

Коллега-журналист однажды спросила: "Разве не странный псевдоним у этого юноши? И зачем было брать "Украинец"?". 

Остап Украинец — переводчик, а теперь и писатель, амбициозный, оригинальный и… без "псевдо". 

Родился на Франковщине, затем грыз филологический гранит в Могилянке. Лет пять назад принес в редакцию "Всесвіту" отрывки из повести Говарда Лавкрафта "Герберт Уэст: реаниматор", а со временем — перевод "Бесплодной земли" Томаса Элиота (оба материала были напечатаны). Около полгода назад Остап "взбудоражил ад" в Фейсбуке, изложив довольно щекотливые, сатирически-комические комментарии по поводу нового романа Любка Дереша. 

А сам Остап в этом же году заявил о себе романом "Малхут" (издательство "Фабула"). 

Знаю Остапа довольно давно, еще с тех пор, как он, 11-классник, пробовал себя на конкурсе Малой академии наук Украины в секции "Зарубежная литература". Тогда его исследование, показавшееся жюри несколько "расхлябанным" или "своевольным", подтвердило, что перед нами — исследователь, который живет словом и фанатически верен скандинавско-германской мифологии. 

"Малхут" — роман с героем. Мы привыкли к философско-эссеизированным романам, в которых главный герой — авторское сознание или же рефлексии персонажей. Остап через почти 117 лет создал героя наподобие Евгения Рафаловича. 

Игнаций Каминский имеет выразительные психологические, географические, ментальные, речевые особенности. Его можно четко представить, а значит "примерить" на себя или же оттолкнуться от его истории, конструируя собственное ментальное путешествие по роману. 

Читателям нравится наслаждаться как мастерски сплетенным сюжетом, так и "живым" главным героем, имеющим свои коллизии, любовные интриги, вкус и вообще оригинальный, нестандартный тип мышления. "А ще — тільки в цьому він навіть собі зізнавався дуже обережно — йому понад усе хотілося опинитись біля когось, із ким він міг би поговорити. 

Самотність невеличкої квартирки після цього сну тиснула на нього, не давала дихати. Марія, дружина, гостювала в батька, що лише поглиблювало почуття відчуженості від решти світу. Хотілося вийти кудись, піти на прогулянку в парк чи до Ринку, але здавалося, наче під кожним деревом стоятиме той-таки жид, потрясаючи ярмулкою".

Во-вторых, роман "Малхут" приглашает читателя в мир псевдоисторичности, или же стилизованно-имитированной историчности. В английской литературе конца ХХ — начала ХХІ в. много попыток вновь открыть викторианскую Англию. У нас  же "ревизия" прошлого в романе "Феликс Австрия" Софии Андрухович стала событием, поскольку речь шла о попытке даже на языковом уровне воссоздать отдаленное время, погрузив читателя в эпоху падения Австро-Венгерской монархии. 

Остап Украинец пишет о Станиславе середины ХІХ в. Но, наряду с изображением дистанциированной во времени локации, известной сегодня как Ивано-Франковск, молодой прозаик пробует реконструировать "табуированную" для большинства память о рыцарском ордене, который был центром этого города во времена Речи Посполитой. 

Игнаций Каминский случайно наталкивается на загадочные письма, в которых речь идет о союзе свободных стран, существовавшем в то время в Станиславе. История более чем загадочная. В 1930-х в СССР вышло в печать несколько исторических работ, в которых попутно упоминались политические взгляды российских декабристов, считавших, что Украина обязательно должна получить свою автономию. 

Такие сюжеты, сказанные вроде впопыхах, будто мимоходом, всегда возбуждали читательский интерес. Такие истории всегда вызывают резонанс. История в целом, трансформированная через определенную писательскую точку зрения, становится привлекательным объектом для широких читательских кругов. Опыт романов Умберто Эко или же Дэна Брауна это подтверждает. 

Историю, в которой есть настоящая загадочная "история", можно сделать успешным продуктом массового рынка. 

Остап Украинец почувствовал этот нерв, в конце концов, выпускник бакалаврской программы "Филология" НАУКМА разбирается в стратегиях современного романа. 

Иногда в стилистике рассказчика попадаются лишние слова, желание представить определенные образы гипертрофировано. Это не укор, а размышления о методе или, скорее, стиль. Понимаю, что молодой писатель ищет себя, поэтому у него "гасові лампи, догораючи" именно "нестерпно чаділи". 

Однако диалоги прописывает Остап умело: читаешь реплики героев — и чувствуешь, как временные границы естественно растворяются.

Аркадий Непыталюк. Улыбка Бога

Михаил ИЛЬЕНКО, кинорежиссер

Фильм "Припутні" нашел своих приверженцев сред киносообщества, и, возможно, меньше его оценил массовый зритель. Но режиссер фильма Аркадий Непыталюк, несомненнно, — среди творческих открытий 2017-го. 

Это его первый полнометражный фильм, хотя в этом году режиссеру исполнилось 50. Замечательный возраст для художника: много еще впереди, но и за плечами немалый опыт. 

непыталюк
Аркадий Непыталюк

Аркадий Непыталюк родился в селе Лехновка на Хмельнитчине. Окончил актерский факультет, позже учился на факультете телевизионной режиссуры. Стажировался в Нидерландах, Германии. 

Почти 20 лет работал режиссером на телевидении. 

Год назад дебютировал как кинорежиссер, поставив короткометражку "Кров'янка". И почти одновременно —длительная работа над полным метром. 

"Припутні" — реализация предыдущего творческого опыта режиссера и свидетельство его искреннего творческого голода именно по игровому художественному кино. 

Вот как раз между опытом и голодом — в контексте ленты — и есть некий конфликт, который делает этот фильм еще более интересным, более объемным. В фильме (в основе которого пьеса Романа Горбика) чувствуется именно авторский стиль, желание режиссера вырваться на безграничное пространство и наслаждаться им. 

С другой стороны, "Припутні" представляют на украинском экране одного из персонажей как своеобразный переход от антигероя (этакий депрессант) к настоящему герою, уже готовому на поступок. 

Особого внимания заслуживает финал, когда мы видим, что судьба все же улыбнулась — конкретным героям, нашей земле. И это, безусловно, добрая улыбка Бога. 

Меня привлекают в кино именно такие нелинейные истории. Интересует именно такой авторский способ режиссерского мышления и общения со зрителем. 

Впрочем, нетерпеливый зритель, который, возможно, хотел лишь развлечься, просматривая этот фильм, должен был бы досмотреть его до конца и увидеть ту самую улыбку Бога. 

Такое кино вписывается в формат далеко не всех международных фестивалей, ибо на многих из них чаще ищут в новых лентах депрессивных героев. 

Как по мне, эта картина — одна из самых интересных в 2017-м: она ярко свидетельствует об индивидуальном творческом пути, который сознательно избрал для себя режиссер Аркадий Непыталюк.

Антон Логов и "Сердцебиение" актуального искусства 

Анна ПАРОВАТКИНА, арт-критик 

Молодой художник Антон Логов представил в 2017-м свой масштабный проект "Сердцебиение", созданный под эгидой Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни. 

В уходящем году Антон Логов стал одним из наиболее востребованных в Украине современных художников. Критика и зрители отмечали его инсталляции "Улей" (представлен во львовском Дворце искусств в рамках выставки Show Promise ) и "Безвременье" (на фестивале в Кропивницком), "Дожди Утопий" и "Пейзаж" (участвовали в арт-программе Гогольфеста), "Икар" (в рамках выставочного проекта "Механизм эволюции" Института проблем совриска). 

Логов
Антон Логов

Сейчас в киевском ТЦ "Глобус" можно оценить новый масштабный проект Антона Логова — "Сердцебиение". Он создан под эгидой Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни — Музея Революции Достоинства и Украинского института национальной памяти в качестве попытки осмысления событий Майдана. 

В отличие от многих своих коллег, г-н Логов мало полагается на самопиар и рекламу. Он просто много работает. В том числе и над собой. 

Даже в сравнении с 2016 годом, когда писали о его, сильно впечатлившей многих, инсталляции "Реинкарнация", созданной для мегапроекта Павла Гудимова и Андрея Алферова "Тени забытых предков" в Мыстецьком Арсенале, прогресс в творческих поисках художника — налицо. 

Его успех на арт-сцене не случаен.

Как, кстати, вполне заслужен — кропотливой работой, прежде всего, — и успех еще, как минимум, одного имени из числа молодых художников, которое в 2017-м регулярно отмечали разные эксперты. Речь — о львовянке Kinder Album. 

Со своим фотопроектом "Не мой отель" она оказалась в числе 12 номинантов конкурса МУХи (Молодые украинские художники). Запомнилась и по участию в большом и интересном совместном украино-польском выставочном проекте Алисы Ложкиной и Евы Сулек "Мистецька праця. ART WORK" (июнь, Мыстецький Арсенал, август — Городская галерея во Вроцлаве, Польша). 

Именно Kinder Album — хотя художница и сейчас вполне хорошо известна любителям украинского совриска, — имеет все шансы стать одной из самых ярких арт-звезд Украины наступающего 2018 года.

2017-й, тем временем, возможно, не самый яркий год для визуального искусства Украины. Центр тяжести арт-жизни страны словно заклинило в госсекторе. Там есть финансирование. А частные галереи, по-прежнему не живут, а, скорее, выживают. Был яркий проект молодых украинских художников в формате биеннале, запущенный Минкультом и прошедший в Мыстецьком Арсенале (при участии НХМУ). 

Яркими проявлениями арт-жизни в стране в 2017-м стали арт-скандалы. Конфликт вокруг Львовской картинной галереи. Шум вокруг конкурса на должность директора Одесского художественного музея художника и куратора Александра Ройтбурда. 

В феврале обсуждали погром персональной выставки художника-анархиста Давида Чичкана. В поддержку Чичкана и Центра выступили международные институции. 

А уже на исходе 2017-го, в ноябре, художник Никита Кадан и куратор Евгения Белорусец обвинили киевский Музей-квартиру П.Тычины в цензуре (предлогом стала, опять-таки, работа Чичкана). Итак, все по кругу: Чичкан, Кадан, "левая" идея, неожиданная "цензура". 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно