Музыкальные произведения последних пятидесяти лет пестрят необычными оригинальными тембровыми сочетаниями. Композиторы в качестве инструментов стали использовать электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику — радиоприемник, магнитофон, синтезатор, а затем и компьютер. В музыкальную композицию нынче попадают всевозможные природные и технические шумы, искажения акустических звуков. Окружающий нас мир стал более музыкальным. Даже в звуках простых бытовых предметов композиторы умудрялись найти нечто привлекательное. Со сцены зазвучала «музыка» алюминиевых кастрюль, медных тазов, стиральных досок, стеклянных бутылок и многого другого. Вопрос — в качестве этой музыки, её художественно-эстетическом уровне.
Ярким примером мирного сосуществования в современной музыке разных типов инструментальной ориентации — традиционной и параклассической — стали два концерта музыкантов из Германии. На одном из них, 21 апреля, в исполнении Камерного оркестра современной музыки «Брайзахер Гласперленшпилер» прозвучало произведение Хельмута Фламмера «Игра стеклянных шариков». На другом, 23 апреля, с классической программой выступил немецкий трубач Райнхольд Фридрих, который приехал в Киев сразу же после выступления на фестивале «Два дня и две ночи новой музыки» в Одессе. Так у киевлян появилась возможность сравнить два разных мира современной инструментальной музыки Фламмера и Фридриха.
Эрнст Хельмут Фламмер (род. в 1949 году) практически неизвестен в Украине. Его творческое наследие уже сейчас насчитывает большое количество музыкальных произведений как для традиционных, так и нетрадиционных исполнительских составов. Среди них сочинения для большого симфонического оркестра, для камерных оркестров разных составов, в частности с усилением роли группы ударных инструментов; для фортепиано, для голоса. Особенно композитор увлекается электронной музыкой. Считая, что очень часто современные музыкальные проекты с электроникой — это лишь набор отдельных звуков, а не художественные целостные композиции, сам он долго работает над электронным произведением и пытается выстраивать чёткую драматургию. В начале 90-х годов, по словам композитора, его посетила мысль создать пьесу для необычного, нетрадиционного инструментального состава, но высокого профессионального и художественно-эстетического уровня. Так возникла идея «Игры стеклянных шариков» — произведения для 50 стеклянных предметов (бокалов), настроенных, благодаря разному их наполнению водой, по четверть тонам. Специально для исполнения этого произведения был создан камерный ансамбль современной музыки «Брайзахер Гласперленшпилер» («Брайзахские игроки на стеклянных шариках»). Этот ансамбль возник 11 лет назад, в 1991 году, в результате сотрудничества композитора Хельмута Фламмера и педагога Юргена Брауна (род. в 1936 году), ставшего впоследствии художественным руководителем ансамбля. Именно Юрген Браун создал камерный ансамбль из десяти исполнителей, каждому из которых предстояло играть на пяти бокалах. Состав ансамбля неоднократно менялся, и в настоящее время среди исполнителей есть не только студенты и педагоги музыкальных вузов, но и представители других профессий, в частности архитектор, лингвист. Для них участие в этом ансамбле всего лишь хобби, чего никак не скажешь о профессиональном уровне исполнения, об увлеченности современной музыкой.
Киевская премьера «Игры стеклянных шариков» состоялась в Круглом зале Детского музыкального театра. Стеклянный купол, большое пространство, перспектива ввысь, прекрасная акустика — всё располагало к восприятию чего-то необычного, неземного и создавало благоприятные условия для исполнения «стеклянного сочинения» Хельмута Фламмера. По словам самих исполнителей, этот зал как нельзя лучше обустроен для такого хрупкого искусства, как игра на стеклянных предметах. Кроме того, немецких гостей вдохновила выставка абстрактной живописи Николая Кривенко, картины которого были выставлены в том же зале. По отзывам участников ансамбля, живопись очень тонко сочеталась с музыкальным миром «Игры стеклянных шариков»: пастельная палитра красок, минимум средств (один насыщенный цвет, внутренне как бы движущийся, переливающийся) и максимум выразительности. Выразительность музыкального исполнения зависела в некоторой степени и от расположения участников ансамбля. Они находились на разных уровневых плоскостях: часть из них внизу — посередине зала; а часть на балконе — слева, справа или сзади от слушателей, то есть по кругу. Идея круга проявилась и в манере исполнения, и в драматургии произведения. Так, магическое извлечение звуков из стеклянных бокалов происходило не только благодаря приёмам ударных инструментов (удары деревянными палочками по бокалам, создающие широкий спектр тембров: от сухих ксилофонных до насыщенных колокольных); но и благодаря вращательному движению рук по ободку бокала, что создавало эффектную иллюзию тембров деревянных духовых инструментов (в частности флейты), а иногда и струнных (в их нетрадиционном звучании). В самом произведении идея круга улавливается и в композиционном плане: начало пьесы издалека, как бы ниоткуда и в конце истаивание, уход в никуда. Внутри произведения — постоянное нарастание звучности и резкие провалы, а далее вновь начинается новая волна нарастания. После первого взмаха руки дирижёра переносишься в неземное космическое пространство, растворяешься в звуках Вселенной, не ощущаешь течения времени и на миг соприкасаешься с Вечностью.
По словам Фламмера: «Ансамбль «Гласперленшпилер» будет существовать дальше, несмотря на нетрадиционность исполнительского состава и исполняемой им музыки». Хельмут Фламмер и Юрген Браун вместе со своим ансамблем будут пытаться «перебросить мостик» через пропасть между современной музыкой и обычной слушательской аудиторией.
В концертном зале Дома учёных царила совершенно другая, более строгая атмосфера. Райнхольд Фридрих — один из самых талантливых и популярных трубачей современности. Его творческая карьера насчитывает огромное количество выступлений на международных конкурсах, концертных турне по разным странам Европы. Он часто выступает как солист со всемирно известными ансамблями, такими, как Берлинские Барокк-солисты, Капелла Истрополитана, Камерным оркестром имени Ференца Листа, Венским и Цюрихским камерными оркестрами, а также с Филармоническим оркестром радио Франции, Берлинским симфоническим оркестром и многими другими. Репертуар Райнхольда Фридриха состоит из произведений новейшей музыкальной литературы для трубы или корнет-а-пистона и старой музыки с её оригинальными историческими инструментами, среди которых труба времён барокко или клапанная труба. К сожалению, на концерте в Киеве была возможность услышать лишь пьесы для корнет-а-пистона и трубы. Райнхольд Фридрих представил произведения композиторов XIX и XX веков, среди которых пьесы Ж.К.Пеннекана, Ф.Томе, Ж.Ибера, А.Берга и П.Хиндемита. Начало концерта стало своеобразной демонстрацией исполнительского мастерства на корнет-а-пистоне. При исполнении произведений Ж.Пеннекана и Ф.Томе Райнхольд Фридрих показал необычайное владение виртуозной техникой. В пьесах кантиленного плана (Г.Енеско), составляющих следующий блок концерта, исполнитель поразил мягкостью тембра трубы, тонкой нюансировкой динамических оттенков, колоритной игрой регистровых красок. Особое место, по словам самого Райнхольда Фридриха, в его сердце занимает Соната для трубы и фортепиано Пауля Хиндемита. Это произведение Хиндемит написал в 1939 году в эмиграции, поскольку пришедшие в Германии к власти нацисты объявили его искусство «дегенеративным», а в официальной прессе начали кампанию против него. Соната для трубы и фортепиано — одно из самых драматичных сочинений Хиндемита, о чём ярко говорит использование в коде траурного финала Сонаты (III часть) хорал Иоганна Себастьяна Баха «Все люди должны умереть».
Перед киевской публикой Райнхольд Фридрих выступил в дуэте с прекрасной пианисткой Анной Кириченко (уроженка Одессы). После окончания музыкальных курсов в Моцартеуме города Зальцбург она стала доцентом высшей музыкальной школы Hans Eisler в Берлине, а также высшей школы музыки и театра в городе Кёльн. В 2001 году состоялся её дебют в Берлинской филармонии. На киевском концерте Анна Кириченко продемонстрировала высокий профессиональный уровень исполнения фортепианной музыки, поскольку выступала не только в роли аккомпаниатора, но и солиста. Её сольное исполнение трех пьес для фортепиано (Пастораль, Гимн, Токката) Ф.Пуленка и Сонаты для фортепиано (опус 1) А. Берга было великолепным.
«Традиционным» концертом публика осталась довольна, включая присутствовавших Хельмута Фламмера и Юргена Брауна с ансамблем «Гласперленшпилер». По их мнению, в современной культуре оба тембровых направления (академические инструменты и нетрадиционные) имеют право на существование.