Кадр из фильма «Делай это!» |
На фоне страстей «Святой Анны» — традиционного фестиваля студенческих фильмов, который устраивает ВГИК, — московский Дом кино с утра до вечера жужжит, как улей, в бесконечных дискуссиях будущих киногениев. На фоне соловьевского фестиваля «Дух огня», который уже второй раз в эти же дни проходит в холодном Ханты-Мансийске и где любовь зрителей к магии экрана подтверждает принадлежность кино к «важнейшему из искусств», «Лики любви» поражают своей безупречной организацией и стойким интересом своего зрителя. За девять лет существования фестиваль, не раз менявший свой регламент любви, положенной в основу его концепции, создал себе стойкий имидж интересного кинофорума.
Конечно, на любом фестивале главное — конкурсная программа, но с не меньшим интересом зрители смотрят ретроспективные показы. На придумки их директор программ Сергей Лаврентьев — большой мастер.
Одна из ретроспектив, показанных на «Ликах», называлась «Давай сделаем это помедленней». Лаврентьеву пришла идея показать зрителю кубинский фильм «Лусия», который был золотым призером Московского МКФ 1969 года. И уже к нему «подверстали» другие знаменитые фильмы о любви, увенчанные престижными наградами и созданные ведущими режиссерами мира. Славная вышла компания: от знаменитой экранизации «Войны и мира» Льва Толстого Кингом Видором, с Одри Хепберн, Мелом Феррером и Генри Фонда в главных ролях, до фильма Романа Полански «Тэсс» — экранизации одноименного, очень популярного романа Томаса Харди, в котором снялись Настасья Кински и Питер Фирд. Была возможность освежить в памяти, а для некоторых — впервые посмотреть «Красное и черное» (режиссер Клод Отан-Лара, образы Стендаля на экране воплотили Жерар Филип и Даниель Дарье), «Оклахома» Фреда Циннемана, «Свет далекой звезды» Ивана Пырьева, «Диалог» Яноша Хершко и «Супружеская жизнь» Андре Кайата.
Вторая ретроспектива называется «Давай переоденемся». Это комедии, в которых герои ради любви готовы на все, даже надеть не свойственное своему полу платье, чтобы добиться взаимности или защитить собственное чувство. Все это известные сюжеты — от «Гусарской баллады» до «Двенадцатой ночи», популярнейшая когда-то «Тетка Чарлея» и ее известный советский прототип «Здравствуйте, я ваша тетя», широко известная американская лента «В джазе только девушки» и ее почти неизвестная «тезка», сделанная в Германии в 1951 году — «Фанфары любви».
Естественно, не обошелся фестиваль и без «Эротических историй». На этот раз их представил Бернард Хайбер под номером 23. Любовь в них протекает под Аполлинера вприкуску с медом. А в фильме «Верх — низ» Фридриха Тора в разных концах земли герои вспоминают свою летнюю встречу.
Специальные показы знакомили зрителей с новыми работами известных киномастеров, которые буквально со следующего месяца появятся в прокате. Здесь и «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, которые уже полным ходом идут на украинских экранах. В этом удивительно поэтичном фильме кино и, соответственно, цитаты из него становятся жизнью и спасением для трех героев, переживающих бурю страстей во время знаменитых парижских событий 1968 года. И шесть комедийно-эротических эпизодов о наскучивших друг другу любовниках в картине Тинто Брасса «Делай это!». И семейная драма Демьена Одуля «Заблуждение» с Летицией Каста и Бенуа Мажимелем. А новому российскому фильму Всеволода Шиловского «Ночью не все кошки серы» некий элемент мистики придает кошка, являющаяся наравне с героями Марии Шукшиной и Александра Бастедо одной из главных действующих лиц.
Гостья фестиваля Ханна Шигула, которую не одно поколение кинозрителей знает, помнит и любит по фильмам Фассбиндера, в частности по знаменитой ленте «Замужество Марии Браун», находилась на эмоциональном подъеме, связанном и с приездом в весеннюю Москву, и с награждением «Серебряной стрелой», и с тем, что ее помнят и чтят. Муза Фассбиндера с удовольствием общалась со зрителями и журналистами, вспоминая свою работу с мастером, общение со звездами, делилась надеждами и планами, которые касаются ее будущих работ в кино. Она в прекрасной форме, и жаль, что для нее, как и для многих ее коллег по киноцеху, периоды ожидания работы значительно превышают рабочие моменты. А ведь они умеют и многое могут сказать сегодняшнему зрителю.
Но обратимся к конкурсному показу, то есть к тому, ради чего и затеваются фестивали. При широкой его географии и национальном разнообразии, он невыносимо отдает вторичностью. И не оттого, что тема любви, казалось бы, рассмотрена со всех сторон, а из-за бесконечных повторов уже когда-то найденного и рассказанного. Производить впечатление счастливой супружеской пары и действительно быть счастливыми — разные вещи, говорит в своем фильме «В городе» испанский режиссер Сеси Гей. Возможна ли двойная мораль в любви — рассуждает немец Норберт Баумгартен в «Освобожденной зоне», помещая своих героев в устоявшийся мир маленького провинциального городка. Из замкнутого, «вчерашнего» мира книжного магазина пытается вырваться молодая героиня совместной франко-тунисско-марокканской ленты Лейла (фильм «Книжный магазин», режиссер Найфел Сехеб-Эттаба). И дружба, и любовь подвергаются испытанию славой и… побеждают, следуя всем законам среднестатистического Голливуда в фильме норвежского режиссера Моргена Тилдума. Когда тебе остается жить всего два месяца, как 23-летней героине канадско-испанского фильма «Моя жизнь без меня» (режиссер Изабель Койше), нужно успеть распорядиться судьбой мужа и детей и… влюбиться.
Корейское и китайское кино, которым уже не первый год увлечены все ведущие кинофорумы мира, и на «Ликах» стоит несколько особняком, выказывая свой по-восточному мудрый и спокойный взгляд на мир. Вопросом, существует ли рефрен в истории любви из поколения в поколение, задается в картине «Классика» кореец Квак Чже-Ен. А китаец Сун Чжоу в фильме «Поезд Чжоу Ю» рассматривает сильное чувство в двух измерениях — тихой грусти и яркого всплеска радости. Обе эти картины — явные претенденты на один из призов.
Но главный провокационный акцент фестиваля — фильм француженки Катрин Брейя, который владелец прав на фильм в российском прокате студия «Централ Партнершип» назвала, как одноименную книгу — «Порнократия», в отличие от оригинального названия «Анатомия ада». Эта предельно откровенная лента с блестящими актерскими работами Амиры Касар и Рокко Сиффиреди, снятая в манере полотен эпохи Возрождения, по словам автора-режиссера, пытается по-новому взглянуть на канонизированные Ветхим заветом взаимоотношения Мужчины и Женщины. Главный объект творчества Катрин Брейя — любовная страсть.
В 20 лет Катрин издает свою первую книгу. В 1972-м снимается в знаменитом «Последнем танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. В 1975-м дебютирует как сценарист, а через год — как режиссер: фильм «Действительно юная девушка» она сняла по собственному роману «Отдушина». Катрин Брейя принимала участие в работе над сценариями известных фильмов Феллини («И корабль плывет»), Лилианы Кавани («Шкура»). Практически не было фильма, снятого Брейя, который бы не шокировал зрителей как в собственной стране, так и за рубежом.
Хотя режиссер и отрицает это, но она, мягко говоря, не очень высоко ставит мужчин, попросту говоря — не любит их и их мужской мир. Поэтому ее нынешний герой — гей, и встречаем мы его в сугубо мужском мире — гей-клубе. А затерявшаяся там красавица, решившая свести в туалете этого клуба счеты с жизнью, в благодарность за спасение «делает из зверя человека», по словам самой мадам Брейя, отвечающей на мой вопрос о границе, пролегающей между исследованием первородного греха и агрессивным феминизмом.
— Я всегда была за власть без власти, — декларирует далее гостья фестиваля. — У нас есть власть над собой. Если мы обладаем властью над другими — это тирания. Мужчина в моем фильме внезапно получает власть знания. Он отказывается от грубой силы, и это его возвышает. Думаю, для женщины рассказ этой истории свидетельствует о подлинной любви к мужчине.
Фильм наверняка вызовет еще не один спор среди специалистов и любителей кино, особенно среди тех, кто, не зная, любит цитировать Библию.
Приз «Золотая Стрела»
За лучший фильм
«Освобожденная зона», режиссер Норберт Баумгартен, Германия
Приз «Серебряная Стрела»
За лучшую мужскую роль
Ондржей Ветхий за роль в фильме «Крутые радости», режиссер Юрай Нвота, Словакия — Чехия
За лучшую женскую роль
Сара Поли за роль в фильме «Моя жизнь без меня», режиссер Изабель Койшет, Испания — Канада
За лучший романтический дуэт
Сидсе Бабетт Кнудсен и Бъорн Къеллман за роли в фильме «Взгляни налево — увидишь шведа», режиссер Наташа Арти, Дания
Специальное упоминание жюри
Сон Е-Дзин и Чо Сён-Ву за романтический дуэт, фильм «Классика», режиссер Квак Чже-Ён