Ни слова о политике, ни слова о войне, а все о ней — о вездесущей литературе. Первого апреля (ирония судьбы, господа!) Америка спасала рядовую Линч. Точно неизвестно, сколько мирных и не очень мирных иракцев пришлось положить на пути к счастливому освобождению заключенной 19-летней американки, однако американцам, как всегда, все удалось наилучшим образом. Ведь иначе и быть не могло, поскольку им всегда все удается. Излишне рассказывать сюжет, в котором, как всегда, найдется место и храбро-сентиментальному предателю (он же — герой по основной версии) Мохаммеду, вовремя сообщившему кому надо, и те, кто надо, быстро и качественно все выполнили; и увлекательной детективной истории самого освобождения; и тревожным кадрам транспортировки героини в госпиталь в Германии; и смех сквозь слезы родственников и друзей Джессики Линч; и пламенным словам президента Буша-младшего... Короче, американские СМИ в ситуации, казалось бы, не больно героической войны, создали конфетно-телевизионный миф, вовсю использовав различнейшие голливудские приемы, а также пообещав продолжение сериала с непременным хеппи-эндом в последней серии.
Нет, я совсем не собираюсь высказывать собственные суждения о войне и американцах с британцами, поскольку они кричаще однозначны, а потому — неинтересны. Последняя же история демонстрирует, насколько сильным завоевателям требуется «литературное» оправдание своих действий в условиях несанкционированной войны. Все мы знаем, что страдание и боль — наиболее реальные человеческие ощущения. Поэтому подобные имиджевые (а посему спекулятивные) «военно-полевые романы» превращают страдание и боль войны во вполне удобоваримый жанр — эстетично завершенный литературный «клип» с использованием хорошо проверенных клише.
Так же по-литературному умело ведет себя мировая творчески-интеллектуальная общественность, выступающая против войны. Несколько недель назад по Интернету блуждало открытое письмо Пауло Коэльо к президенту США Джорджу Бушу-младшему. Чтобы высказать свой протест против политики американского правительства, суперуспешный бразильский писатель одел маску скомороха, называя Дж. Буша «великим правителем», саркастически «благодаря» его за то, что на многие вещи тот «открыл ему глаза». Коэльо буквально убивает Буша своей пламенной иронией, высказывая мнение «целой армии безымянных людей», которые в современном мире лишены голоса. То есть, если они и имеют голос, но все равно услышаны не будут: протестуй не протестуй... Может, и воспринялось бы это письмо как «крик бессилия» всего антивоенного человечества, кабы не несколько обстоятельств эстетического характера, заложенных в самом тексте послания, — нарциссическое любование собой-протестующим, многочисленные художественные приемы-красивости, умелое использование целого арсенала литературной риторики. Возможно, именно так и должен протестовать писатель. Однако какой-то червячок изнутри подтачивает, будто по Станиславскому, — «Не верю!»
Только ленивый писатель не высказался против войны в Ираке. Свое слово сказал и нобелиант Жозе Сарамагу — этот уважаемый человек даже придумал несмешной анекдот на тему войны. По-настоящему честно об имиджевой стороне войны высказался другой нобелиант Гюнтер Грасс: «Мы не можем видеть мелкие кровавые детали, мы видим очищенную войну, мы ждем ее продолжения по телевизору, как мыльную оперу... » Против войны выступил и известный украинский поэт и коммунист (а по совместительству — представитель украинской парламентской делегации в ПАСЕ) Борис Олийнык, предложивший... послать многострадальный украинский химбатальон к Хусейну в Багдад — иракцам, дескать, он нужнее.
А война продолжает рождать новых литературных героев. Им может стать и капрал войск Ее Королевского Величества, и простая 19-летняя рядовая вооруженных сил США, и погибший тележурналист NBC, и... простой иракский крестьянин Али Абид бен Мингаш, точным выстрелом из обычной винтовки сбивающий американский вертолет Apache Longbow. Кстати, последний из героев стал «национальным» (его уже успели окрестить «иракским Рембо»), получив за свой подвиг 20 тысяч долларов «премии», вторую (молодую) жену и орден Мужества от ливийского лидера Муаммара Каддафи. Кстати, именно перед войной один киевский «лингвистический» вуз проводил открытый конкурс рефератов по теме «Зеленая книга» Муаммара Каддафи». Об этом мог узнать каждый киевлянин и гость столицы из рекламы в метро. Интересно, кто получил главный приз?