СОВРЕМЕННЫЕ ЯПОНКИ: ПОКОРНЫЕ ИЛИ НЕЗАВИСИМЫЕ

Поделиться
В традиционном представлении европейцев японские женщины - внимательные, послушные жены и заботливые матери, тихие, покорные, лишенные в обществе голоса и многих прав...

В традиционном представлении европейцев японские женщины - внимательные, послушные жены и заботливые матери, тихие, покорные, лишенные в обществе голоса и многих прав. Однако столь упрощенная трактовка образа японки не соответствует реальному положению вещей.

О бращение к истории

показывает, что жен-

щина в японском обществе всегда имела весьма высокий статус. Так, скажем, в отличие от греческой, в японской мифологии богиня Солнца, управлявшая восемью миллионами божеств, - Аматэрасу - женщина. И с древних времен в Японии полагали, что именно женщины наделены особой, сверхъестественной силой, позволяющей им общаться с богами. Опять же нельзя забывать, что вплоть до первой половины XIV века в Японии был матриархат и в среде земледельцев, рыбаков и купцов, составлявших подавляющую часть населения, женщины, работая наравне с мужчинами, были равноправными членами общества и пользовались той же степенью свободы (включая вопросы любви и брака). В то же время жизненный уклад женщин, принадлежащих к классу элиты, на протяжении многих веков определялся конфуцианской этикой, которая предписывала женщине «три покорности»: в молодости - отцу, после замужества - мужу, в старости - детям, а также предполагала другие ограничения.

Интересно отметить, что многие исследователи, в том числе и японские, считают, что «миаи» - свадьба по сговору - традиционный японский путь и что только после второй мировой войны более молодые поколения японцев постепенно переняли западный стиль - брак по любви. Однако в эпоху Эдо (1601 - 1867 годы) брак по сговору был обычаем класса самураев, составлявшего менее 10 процентов всего населения. Свадебные же обычаи фермеров, доля которых превышала 80 процентов японского населения, были совсем иными. В деревнях существовало неписаное правило: каждый должен был жениться по любви.

И лишь после Реставрации Мейдзи (1868 год), положившей начало процессу модернизации в Японии, когда строгие классовые различия были отменены, культура класса самураев прежних времен охватила все общество в целом, что означало потерю женщинами власти и равенства. Таким образом, модернизация в Японии ограничила свободу и равноправие женщин. Заметим, что произошло это немногим более столетия назад. Именно с этого времени в Японии началось формирование иерархического общества с господством мужчин, где сфера деятельности женщины была ограничена домом и за ней закрепилась роль домохозяйки.

Однако в результате послевоенных демократических преобразований, осуществленных под непосредственным влиянием американцев, статус женщины в японском обществе несомненно значительно повысился. Конституция 1946 года провозгласила равенство и отсутствие дискриминации, в том числе по признаку пола, а также гарантировала возможность заключения браков по взаимному согласию сторон. Особенно большое значение имел пересмотр в 1947 году Гражданского кодекса, предоставившего японской женщине одинаковые юридические права с мужчиной во всех жизненных сферах.

Принятие в апреле 1986 года Билля о равных возможностях юридически еще более уравняло в правах женщин с мужчинами. Это, однако, не означает, что больше не существует дискриминации женщин, и прежде всего в сфере трудовых отношений.

Вместе с тем, в конце ХХ столетия произошли заметные подвижки в системе ценностей в отношениях между мужчиной и женщиной. Естественно, в разных странах этот процесс протекает по-разному. Так, в Японии, как подчеркивает один из видных японских социологов Сумико Ивао, равенство женщины с мужчиной является не столько основополагающим принципом демократического общества, сколько инструментом, которым женщина может воспользоваться при желании. Каков результат подобной трактовки равенства в обществе, мы увидим ниже.

Нуклеарные семьи

До второй мировой войны для Японии были характерны большие семьи, состоявшие из нескольких поколений. Семейные отношения регулировались жесткой иерархической системой. Авторитет родителей был очень высок и непререкаем, а от замужних женщин ожидалось безоговорочное повиновение мужу и его родителям. Однако уже упоминавшийся процесс послевоенных демократических преобразований в значительной степени трансформировал и жизнь японской семьи, отменив, прежде всего, ее старый патриархальный характер.

Так, одним из следствий быстрого экономического развития Японии, сопровождавшегося урбанизацией, явился резкий рост числа нуклеарных семей. Если в 1955 году на семьи, состоящие из нескольких поколений, приходилось 44 процента всех семей, то в 1970 году - уже лишь 19 процентов, в 1985 году - 15,2 процента. Доля же нуклеарных семей тем временем неуклонно росла и в 1985 году достигла 61,1 процента.

Одновременно наблюдалась тенденция резкого падения числа детей в семье: в 1930 году на одну женщину в среднем приходилось 4,7 ребенка, в 1947-м - 4,5, в 1985-м - 1,8, а в 1992-м - 1,5 (3). Причины этого весьма разнообразны: одни женщины предпочитают делать карьеру и вообще выбирают одинокий образ жизни, другие - сторонницы лозунга «двойной доход без детей» - наслаждаются жизнью вдвоем, много путешествуя и откладывая рождение детей. Наконец, третьи, учитывая высокий уровень расходов на жилье и образование, решают подчас ограничиться рождением одного или максимум двоих детей.

Разумеется, уже только это делает японку более свободной. А кроме того, широкое распространение бытовых электроприборов, огромный ассортимент продуктов для быстрого приготовления блюд, насыщенность ресторанами, кафе и закусочными, доступными среднему классу (к которому в Японии причисляет себя подавляющее большинство населения), богатый выбор готовой одежды, предметов повседневного спроса и разнообразных услуг, например, таких, как возможность делать покупки по специальным каталогам, заказывая их по телефону в любое время дня и ночи (доставка осуществляется к дверям дома и в отсутствие хозяев), позволяют с уверенностью сказать, что у японки достаточно свободного времени, которое можно использовать для работы, отдыха, образования, повышения культурного уровня.

Поскольку снижение рождаемости означает обострение целого ряда других проблем (и прежде всего нехватку рабочей силы), в стране разрабатывается и внедряется в практику новая политика, призванная стимулировать увеличение количества детей в семье. Так, с 1991 года введен Закон об отпуске по уходу за ребенком в возрасте до одного года, который может получить любой из родителей. Женщины пользуются 42-дневным дородовым и 56-дневным послеродовым отпуском, который оплачивается из расчета 60 процентов (или, при отсутствии иждивенцев, - 40 процентов) дневного заработка либо предпринимателем, либо из средств медицинского страхования. Предпринимателям, которые уже проводят политику предоставления оплачиваемых отпусков по родам, в дополнение к фондам субсидий на воспитание детей, государство выплачивает по 50 долларов в месяц за каждый предоставленный отпуск. Однако пока число таких предпринимателей еще невелико - 15 процентов в 1992 году. В рамках системы социального страхования (по данным министерства труда) при рождении ребенка выплачивается единовременное пособие в размере 50 процентов среднемесячной заработной платы, при этом гарантированный минимум составляет 240 тысяч иен (около 2,5 тысячи долларов). На каждого из детей до получения ими диплома о среднем образовании из средств страхования выплачивается ежемесячно 2 тысячи иен (примерно 20 долларов). Те же льготы предоставляются неработающей супруге застрахованного.

Важно подчеркнуть, что в японской семье мать играет ключевую роль не только в воспитании, образовании и подготовке детей к жизни, но и в подавляющем большинстве случаев является семейным менеджером - 80 процентов женщин «держат» в своих руках кошелек. Интересно в этой связи заметить, что если раньше мужья передавали женам конверты с заработной платой, то с развитием сферы банковских услуг, распространением пластиковых карточек для снятия денег со счета в многочисленных специально оборудованных местах (а не только в банках) заработок мужа теперь часто переводится непосредственно на счет жены, а потом от нее он получает карманные деньги. Подобное распределение ролей (муж зарабатывает, а жена распоряжается деньгами), безусловно, дает женщине больше власти. В то же время с мужчины, по сути, снимается финансовая ответственность за семью, поскольку задача сводить концы с концами ложится на плечи женщины.

Склонность

к прагматизму

Не так давно только мужчины в Японии имели свободу и широкие жизненные возможности, а женщины были целиком привязаны к дому. Однако, с одной стороны, прогрессирующее старение нации - ожидается, что к 1997 году число лиц старше 65 лет превысит число детей до 14 лет, а в 2025 году доля последних составит 14,5 процента всего населения страны против доли стариков в 25,8 процента - значительно облегчает возможности поступления женщин на работу. (Правда, в условиях продолжающегося спада экономической конъюнктуры женщины - выпускницы университетов оказались в трудном положении.) С другой стороны, сокращение затрат времени, необходимого для ведения домашнего хозяйства, и увеличение досуга побуждают многих замужних женщин поступать на работу, учиться, участвовать в различных добровольных общественных движениях.

Кроме того, мужчины в японском обществе почти все свое время так или иначе проводят по месту работы из-за широкого распространения традиции «компания - дом», в силу которой принято проводить досуг вместе с сотрудниками. Объясняется это не только созданием на предприятиях спортивно-оздоровительных сооружений (плавательных бассейнов, теннисных кортов, площадок для гольфа и т.д.), своего рода «домов отдыха» - где, правда, можно быть и с семьей - но и сложившейся традицией заходить после работы чуть ли не каждый день в какой-нибудь небольшой ресторанчик или бар, чтобы отдохнуть, расслабиться после трудового дня, пообщаться в непринужденной обстановке. Тот факт, что мужья практически не бывают дома, несомненно, приводит к росту отчужденности супругов, еще более усиливает стремление жен занять себя чем-либо вне дома.

Для подавляющего большинства японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей вехи жизненного цикла для японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.), и многие из них говорят о том, что воспитание детей - это все, что им необходимо, чтобы сделать свою жизнь «икигаи» - имеющей смысл. Однако все большее число женщин уже не удовлетворяет роль просто матери и домохозяйки. В 1990 году в Японии работали 35,8 процента матерей, имеющих детей дошкольного возраста (в США - 58,4 процента), и 65 процентов - имеющих детей, посещающих начальную школу (в США - 72,6 процента). По мере взросления детей эти показатели еще выше. Конечно, нагрузка, ложащаяся на плечи работающей женщины, чревата стрессами, но японки делают все, чтобы работа не мешала им выполнять роль матери, в том числе и ставшую распространенной роль «кёику мама» - термин, обозначающий особенно преданную мать, которая обеспечивает детям полную поддержку в учебе, помогая подчас поздно ночью зубрить тот или иной предмет.

Совмещать работу с семейными делами нелегко. В преодолении разного рода трудностей не последнюю роль, по-видимому, играет и врожденная склонность японок к прагматизму - они не стремятся исполнять все свои обязанности на «отлично» и не ставят перед собой невыполнимых задач. Исторически унаследованная привычка находиться в тени, на втором плане играет в данном случае весьма позитивную роль.

Таким образом, имея свободу выбора и не желая ради работы жертвовать интересами семьи или просто досугом, многие японки предпочитают временный найм или работу на дому, которые позволяют регулировать рабочий день в соответствии со своими интересами. Некоторым приносит удовлетворение участие в общественных движениях и благотворительной деятельности.

На условия работы женщин оказывают влияние и особенности рынка труда в Японии. Во-первых, почти 90 процентов компаний - мелкие и средние предприятия; на них занято более 80 процентов всех работающих женщин. Во-вторых, мобильность рынка труда в Японии значительно меньше, чем, например, в США. В-третьих, продвижение по службе и связанное с этим повышение зарплаты до сих пор в основном связаны с выслугой лет, а не обусловлены собственными усилиями и достижениями работника. Две последние из указанных особенностей делают нереальной надежду на одинаковое с мужчинами отношение в трудовой сфере к женщинам, которые хотят или должны оставаться дома, пока дети не подрастут. В этой связи женщины стремятся получить такую специальность или квалификацию, которая позволила бы им «прорваться» сквозь ограничения, диктуемые рынком, и работать в соответствии со своими или семейными интересами.

По данным на начало 90-х годов, около 35 процентов работающих женщин занимались конторским трудом, 20 процентов посвятили себя ремеслам и трудились на производстве. При этом четко прослеживается тенденция сокращения числа женщин, занятых традиционно женской работой - машинопись, уход за детьми и больными, сфера услуг (телефонистки, официантки, портнихи), и, наоборот, выросло число женщин, овладевших ранее считавшимися чисто мужскими занятиями - юриспруденцией, медициной, журналистикой. Кроме того, женщины приобщаются и к новым, еще не монополизированным мужчинами сферам, таким, как маркетинг, консалтинг. Поскольку растет число женщин, работающих и после замужества (в настоящее время 6 из 10 работающих женщин замужем), увеличилась и продолжительность непрерывной работы на одном месте. Так, более 10 лет в 1980 году работало 9 процентов всех работающих женщин, а в 1990-м - 26 процентов. Одновременно повысился средний возраст работающих женщин: 36 лет в 1990 году, что на 10 лет больше, чем в 1960 году.

Кривая, показывающая динамику занятости женщин в Японии, наглядно отражает изменения, происходящие в японском обществе, и по форме напоминает букву «М» с двумя пиками. Первый пик соответствует возрасту 20 - 24 года (до замужества и рождения первого ребенка) и второй, несколько меньший, - 45 - 49 лет. (Еще в конце 70-х годов кривая занятости имела лишь один, первый, пик.) Наиболее заметный спад трудовой деятельности у японок отмечается в возрасте 30 - 34 года - время рождения и воспитания детей.

Одно время в центре дискуссий в Японии была теория, согласно которой дети работающих матерей чаще становятся правонарушителями, чем дети неработающих матерей, однако, в конечном счете, был сделан вывод о том, что ситуация не может рассматриваться однозначно и зависит от большого числа факторов, включая и возраст ребенка, и расписание работы матери, и, наконец, окружение и занятость самого ребенка.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время для большинства японок работа - не средство выживания (хотя деньги и не лишние), а, прежде всего, сознательный выбор - возможность получать и наслаждаться целым рядом новых, в том числе и экономических, свобод и большей независимостью, а также способ реализации своих возможностей. Поэтому именно они решают, где, когда и на каких условиях работать.

Японки выше поднимают голову

Ветер перемен в Японии столь силен, что возникли явления, ранее здесь немыслимые. Так, женщины требуют уважения к себе и своим интересам, стремятся к самовыражению. Растет число мужчин, которые с пониманием относятся к подобным устремлениям и готовы все больше дел по дому брать на себя. Кстати, что остается наиболее постоянным в менталитете японок, так это их желание оставить мужчинам роль «рабочих пчел» и не претендовать в этом смысле на равенство.

Перестала быть экзотической фигурой женщина, либо вообще не желающая вступать в брак, либо предпочитающая делать это позже. Так, в 1990 году средний возраст вступающих в брак женщин увеличился до 25,9 года, причем в городах он еще выше - ближе к 30 годам. Например, невесте наследного принца Масако Овада в момент бракосочетания в 1994 году было 29 лет. Возросли и требования молодых японок к своим избранникам, сейчас это три «highs»: уровень образования, доход, рост. К тому же на каждые 100 мужчин в возрасте от 20 лет и старше в 1990 году приходилось 72 незамужние женщины. Это ставит мужчин в затруднительное положение, а их родители, которые раньше могли весьма придирчиво относиться к избранницам своих сыновей, сейчас рады вообще иметь невестку и хотя бы в перспективе - внуков.

Число браков по любви, по оценкам, возросло с 57 процентов во второй половине 60-х годов до 74 процентов в 80-е годы. В то же время «миаи» - брак по сговору, - на который в 1992 году приходилось 20 процентов (700 тысяч) заключенных браков, принял несколько иные формы. «Смотрины» ни к чему не обязывают, молодым никто не мешает делать свой выбор, а любовь - обычно далеко не единственный критерий.

Отмечавшаяся разобщенность, отдаленность супругов друг от друга приводит к тому, что каждый, по сути, живет своей жизнью. В результате весьма заметное распространение приобрели разводы в пожилом возрасте, причем инициатором все чаще выступает женщина. Когда муж, ставший почти чужим человеком в доме, выходит на пенсию, перспектива ежедневно видеть и обслуживать его, подчас не знающего, чем занять себя, становится невыносимой для женщины, поскольку к этому времени у нее уже сложился свой круг общения, появились собственные интересы, и она за долгие годы привыкла обходиться без участия супруга в каких бы то ни было делах. Поэтому, поделив весьма солидную сумму выходного пенсионного пособия мужа, жена все чаще решает расстаться с ним.

В то же время женщины более молодых поколений требуют, чтобы мужья больше времени проводили с ними, в семье. Они же демонстрируют примеры более независимого от начальства поведения, поскольку не хотят, чтобы их работа шла вразрез с интересами семьи.

Старение общества порождает проблему ухода за стариками. Хотя это уже не является столь безусловным, как прежде, все равно основной груз ложится на плечи женщины - дочери или невестки. Кроме того, самая высокая ожидаемая продолжительность жизни в мире (82 года) порождает и другую проблему в жизненном цикле японок - как достойно обеспечить и занять себя в старости.

Несмотря на наличие разнообразных проблем, явную дискриминацию в сфере оплаты труда (зарплата женщин составляет лишь 50 - 60 процентов зарплаты мужчин), японки в целом ощущают себя весьма комфортно и уровень удовлетворенности жизнью среди них очень высок. Дело в том, что японцам вообще свойственно ролевое поведение в отличие от ориентированного на цель. По мнению японок, ориентация на цель всегда приносит разочарование, поскольку неизбежен разрыв между результатом и поставленной целью.

Изменения, происходящие в японском обществе с женщинами и под их непосредственным воздействием, представляют собой не менее, чем «тихую революцию». Шаг за шагом эти перемены необратимо трансформируют суть жизненной позиции и жизненного стиля в обществе.

Женщины - движущая сила и наиболее активная часть населения Японии. Все больше женщин поступает в высшие учебные заведения, пусть даже часть из них - с намерением найти мужа. Учатся они большей частью примерно, порой превосходят по показателям студентов-мужчин. На вернисажах, в музеях, концертах женщины, как правило, преобладают. Основные участники общественных движений - также женщины.

Растет и политическая активность японок: две занимают пост мэра, три - вице-губернатора префектуры, одна представляет Японию в качестве посла (она уже четвертая женщина-посол в истории Японии). Однако самое главное - это то, что японские женщины убеждены в своей способности изменить общество и в отличие от большинства японских мужчин, считающих политику недоступным миром, безбоязненно вступают на эту стезю. Женщины представляют собой наиболее динамичную и способную к осуществлению перемен составляющую японского общества.

Вместе с тем японки остаются очень женственными, мягкими и необыкновенно чуткими.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме