СОЛО-MEA

04 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 4 октября-11 октября 2002г.
Отправить
Отправить

На осень 2002 года приходятся три юбилейные даты, связанные с именем Соломии Крушельницкой: 130-летие ...

На осень 2002 года приходятся три юбилейные даты, связанные с именем Соломии Крушельницкой: 130-летие со дня рождения «русынки Баттерфляй», полувековая дата со дня кончины и 40 лет со дня основания при содействии тогдашнего председателя Союза композиторов Украины Анатолия Кос-Анатольского в деревне Белая под Тернополем мемориального музея певицы.

«Я родилась на Поділлі»

Ни в начале театральной карьеры, ни пребывая в зените славы, С.Крушельницкая не скрывала своего происхождения. Более того, всячески подчеркивала, что она — русынка из Галиции. Любила петь украинские народные песни, любой свой концерт или выступление заканчивала такими произведениями в обработке Н.Лысенко.

«Питаєте, звідки я родом?.. Я родилась на Поділлі, підростала в Тисові коло Болехова, а доростала таки на Поділлі, в Білій, коло Тернополя», — написала она в письме к своему другу и духовному пастырю Михаилу Павлычко.

Родилась Соломия Амвросиевна Крушельницкая 23 сентября 1872 года в с.Билявинцы (Бучацкого района, что на Тернопольщине) в семье священника. Девочке не минуло и года, когда отца перевели в соседнее село, потом — в предгорье Станиславщины (ныне Ивано-Франковская обл.). И лишь в 1878 г. семья окончательно поселилась в деревне Белой под Тернополем.

В роду существовали определенные традиции: например, имена детям давал дедушка по отцовской линии, Василий Крушельницкий. Именно он, взяв новорожденную на руки, внимательно всмотрелся в черты ребенка и сказал: «Соломия — в честь моей матери, своей прабабушки».

Всего детей было восьмеро, шестеро девочек и два брата. «Отец посвящал нам много времени: рассказывал интересные сказки, пел разные песни и нас приобщал к пению. Мы отца очень любили, уважали, слушали. Мать была строже, выделяла некоторых детей. Я и Соломийка не были ее любимицами. С малолетства мама заставляла нас помогать в хате и по хозяйству, нянчить младших детей», — написала в своих воспоминаниях Елена Крушельницкая-Охримович. И далее: обучаться музыке девочка начала лет в шесть, проявив незаурядные способности, поэтому «мать, видя увлечение Соломии игрой, никогда не отрывала ее от занятий, и девочка просиживала за инструментом часами». Эти же годы у Люни проявились и актерские способности. Во время игр именно она лучше всех «удавала» эпизоды из жизни взрослых.

«Шлюбу жодного я би ні з ким не взяла, бо занадто я не сталої вдачі...»

Любила ли «прекрасная Джоконда»? Хотела любить, но долго не встречался никто, кем она смогла бы увлечься сильнее, чем музыкой. Хотя именно мужчине суждено было подтолкнуть юную Соломию к окончательному выбору в жизни. Как известно, законы общества требовали, чтобы поповны выходили замуж за богословов. Вот и на Люню стал засматриваться, а потом и сватов заслал семинарист Зеновий Чутковский, сын товарища Амвросия Крушельницкого. Вот уже и приданое готово, и день свадьбы назначен. Однако и невесту, и родителей порой возмущали высказывания жениха. К примеру, он мог во всеуслышанье безапелляционно заявить: «Я считаю, что цирк лучше оперы».

Последней каплей, послужившей поводом для разрыва, стало категорическое высказывание Зенона о том, что женщина не должна заниматься музыкой, тем более — выступать на сцене. Соломия не стерпела, и обиженный жених уехал, а вскоре пришло письмо: «Я вижу, что Соломия ко мне не склонна, а потому дело кончено». По воспоминаниям той же Елены, сестра радовалась и прыгала, как ребенок. Родителям же пришлось пережить людскую молву и осуждение. Но именно для того, чтобы положить конец пересудам, отец решается отвезти дочь во Львов и отдать на учебу в консерваторию.

По воспоминаниям самой оперной дивы, недостатка в поклонниках у нее не было. Среди них называют и Михаила Павлычко — писателя, с которым Соломия долгие годы переписывалась и который имел огромное влияние на формирование ее мировоззрения. Многое неизвестно об отношениях Василия Стефаныка и Крушельницкой: дело шло к свадьбе, но в последний момент почему-то все разладилось.

С Федором Шаляпиным они были почти ровесниками, к тому же рожденными под одним знаком зодиака. Дирижер Артуро Тосканини по таланту и работоспособности ставил их на один пьедестал. Российская пресса окрестила С.Крушельницкую «Женщина-Шаляпин». Но мало кто знает, что две оперные звезды симпатизировали друг другу. Федор Иванович признавался Соломии Амвросиевне: «Перед вами я могу раскрыть все царапины моего сердца, хоть не имею надежды получить в обмен на это хотя бы какую-то надежду. Что вы ответили б на такое предложение? Едьте со мною в Париж, а оттуда далее. До сих пор я ездил всегда сам. Вы любите музыку и оперу не менее, чем я. Я не встречал доселе женщины, которая так тонко понимала б мою профессию».

Шаляпин несколько раз приезжал из Парижа за «Соло-mea», но та была непреклонна.

Как известно, Крушельницкая вышла замуж уже в 38-летнем возрасте. Ее избранник — итальянский адвокат, мэр Виареджо Чезаре Риччони — тонкий знаток музыки, эрудированный аристократ. Они познакомились... в суде, где синьор Чезаре защищал интересы Крушельницкой. Во время пребывания труппы в Италии там произошло извержение вулкана, по настоянию медиков артисты прекратили выступление и покинули остров. Дирекция театра пошла на разрыв контракта, но всю ответственность возложила на примадонну. Ч.Риччони удалось доказать, что гастроли были прерваны из-за обстоятельств, не зависящих от певицы, а ниспосланных свыше.

Соломия Амвросиевна тяжело пережила смерть мужа. И в 1939 г., вопреки уговорам близких, решила вернуться на родину, в советскую Украину. Но тут ее никто не ждал. Ее заставили отказаться от итальянского гражданства и всего ее имущества — виллы на берегу моря, дома, прекрасной библиотеки. Перед войной Крушельницкая сломала ногу, пришлось согласиться на операцию. К тому же прогрессировала болезнь горла, а что может быть ужасней для певца?

В комнатах мемориального музея С.Крушельницкой до сих пор живет ее душа, а по ночам, говорят, звучит и голос. Но вполне вероятно, что прервется и эта мелодия. По словам сотрудницы музея Марии Федун, с этого года учреждение передано на баланс Тернопольского районного отдела культуры. Областной краеведческий музей требует вернуть личные вещи и мебель Крушельницкой, в свое время предоставленные для экспозиции из фондов ТОКМ: ведь не секрет, что участились музейные кражи, а охрана музея Крушельницкой сметой не предусмотрена. Если все вещи будут возвращены, посетители смогут полюбоваться разве что стенами родного дома Люни.

Но так не хотелось бы, чтоб сопрано Соло-mea одиноко звучало в вечности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК