Девяносто два художника из разных стран решили познакомить со своим искусством крупнейший культурный центр Европы Берлин. Из экономических соображений, а также намерения несколько эпатировать публику они разместили выставку в бывшем бункере. (В немецкой столице для культурных акций уже давно используют нетрадиционные помещения — бывшие фабрики, внутренние дворы-колодцы брошенных домов, но такого еще не было.) Подземелье, а также гуляющие в его лабиринтах потоки прохладного воздуха, возможно, послужили поводом для темы выставки «Смерть — 2001». К тому же, ее организаторам показалось, что этот девиз в международных акциях еще не затрагивался.
Супруги Romer (немец Торстен и русская Нина) уже много лет в центре европейской тусовки художников. Они надеются, что объединенными усилиями людей искусства, этакого «всемирного» братства, мир можно изменить к лучшему. А данную выставку рассматривали и как явление интернационального творческого единения, и как жест помощи молодым, у которых нет средств выставиться. Тема смерти породила живопись, скульптуру и инсталляции, в основном, авангардного толка. Были традиционные работы, изображавшие смерть буквально. Например, срез земли, на которой растут цветочки и бегают веселые ребятишки, а под ними лежит, судя по всему, совсем недавно умерший скорчившийся несчастный ребенок. Выразительно прозвучала инсталляция, где вокруг пространства с усыпальницей в центре мерно колышутся прозрачные полотна из марли с силуэтами людей, как бы уходящих из земной жизни в потусторонний мир. Щемящей нотой грусти полна хорошо сделанная картина российской художницы Артамоновой «Последний день на Земле», где у темноты выхвачен кусок пространства, еще освещенный фонарем, с группкой собравшихся подле него людей. Очень жизнерадостно была представлена г-жа Смерть в различных головных уборах — размалеванные черепа в убранствах индейцев и африканцев с перьями, полинезийцев, европейцев неожиданно радовали глаз. Размещением художница, вероятно, призывала к философским раздумьям — цепь черепов была выставлена на полке вдоль стены, по обе стороны которой размешались зеркала. Таким образом, эта цепь становилась бесконечной и безграничной, как сама Смерть. В общем, трудно утверждать, что эти 92 художника и художницы придумали ну что-то очень новое — в сюжете ли, выразительных средствах, материале. Да и нелегко сейчас найти нечто оригинальное. Вот куда, к примеру, привели эти поиски берлинского художника Мартина фон Островского. К 300-летию Пруссии он выставил в галерее «Movin Art Galery» серию традиционных портретов известных деятелей — от Фридриха Великого до Гельмута Коля, но написал-то их чем? Ни за что не догадаетесь! В качестве краски фон Островский использовал собственные экскременты, вполне напоминающие сепию, но побеспокоился при этом, чтобы «краски» не благоухали (берлинцы прославились издавна ерничеством и насмешливостью)...
Свои игры со Смертью уже несколько лет ведет немецкий профессор Гюнтер Либхен (по жене фон Хагенс). По профессии вовсе не художник, а медик, он также заявил свои права на участие в выставочном и художественном процессе. В центре его работ традиционный образ искусства — Человек, но представленный весьма специфически — после смерти. Хагенс изобрел особый способ препарировать и консервировать и отдельные органы, и человеческие тела, которые назвал собственным термином «пластинаты» и которые сохраняют некоторую «живость». Увлечение занятиями в анатомичке в студенческие годы стало делом жизни: фон Хагенс разработал уникальнейший метод консервации человеческой плоти и основал целый Институт пластинации в Хайдельберге. (Производство одного пластината обходится в 60 тыс. DM и проходит в течение полугода.) Профессор настолько пленен красою Смерти, что со временем решил устраивать выставки пластинатов, где умершие представлены не как мумии, а как скульптуры. Вот покойный фехтовальщик с рапирой в руке, а вот человек-пластинат верхом на коне-пластинате, а в вытянутой вперед бывшей руке он на ладони держит маленький мозг лошади, в то время как просматривается его большой — таким образом демонстрируется превосходство человека над животным миром. А вот женщина-пластинат прилегла отдохнуть после смертельной попытки родить — с так и не родившимся восьмимесячным ребенком во чреве... Профессор любуется сам и призывает нас полюбоваться целым миром скрытых от наших глаз под кожей сложнейших систем человеческого организма. Вот почему он и устраивает выставки, которые побывали не только в немецких городах, но и Вене, Цюрихе, Токио. Профессор также назидает — человек должен знать свое тело и свою связь с природой. К тому же следует прекратить вести нездоровый образ жизни. Рядом с бывшими здоровыми органами он выставил больные, к примеру, печень алкоголика, пораженную циррозом, или легкие курильщика. Несмотря на его благие намерения (которые, кстати, приносят «автору» большой доход), церковь не прощает фон Хагенсу поругания таинства Смерти и время от времени устраивает траурные церемонии по усопшим. К скандальной славе мэтра добавился сюжетик, описанный в прессе, где его обвиняли в скупке по дешевке умерших российских бомжей, якобы опознанных посетителями по характерным надписям на татуировках у пластинатов. Профессору удалось отбиться от этих нападок. Себя он тоже завещал коллегам. Преданные обогатившиеся воспитанники-последователи обещали так обработать своего благодетеля, что его пластинат будет храниться не менее 50 тыс. лет. Эта выставка не из легких. Это вам не робкие иллюстрации Смерти в берлинском бункере. Недаром посетителям с детьми на выставке в Берлине предлагают гигиенические пакеты. Тем не менее фон Хагенс вмешался в выставочный процесс Европы и сказал по-своему новое слово в «искусстве».
Возвращаясь к теме стремления художников разных стран объединять свои усилия, отметим, что это характерно не только для приватных инициатив отдельных людей, но вызвало к жизни хорошо организованные структуры, европейские колонии художников. Уже достаточно давно в Берлине в здании бывшей больницы при монастыре «Betania» часть помещений выделена для мастерских и выставочных залов художников разных стран, которых приглашают для творческой работы на определенный период и поддерживают стипендиями. Недавно в Чехии в бывшем городе страданий и Смерти Терезине, где в годы Второй мировой войны было еврейское гетто и лагерь уничтожения людей, молодые чешские энтузиасты художники по стеклу Петр Лавра и Илона Станкова получили в свое распоряжение от отцов города целую крепость на 99 лет. Собственными силами с единомышленниками они отремонтировали помещение бывших армейских казарм и организовали там колонию художников разных стран, Центр творчества Middle European Colony of Contemporary Arts. Здесь архитекторы, стеклодувы, фотографы, режиссеры, актеры, дизайнеры, социологи могут жить, работать, разрабатывать и представлять свои проекты, участвовать в Workshop. Здесь уже побывали представители Германии, Швеции, Италии, Израиля, Австрии, Англии, Норвегии. Многие энтузиасты помогают менять облик Терезина и способствуют его новой славе, чтобы из памяти поколений ушли страшные страницы его истории.