Все мы так или иначе к творчеству причастны. Кино смотрим, музыку слушаем, можем даже в музей сбегать на картины посмотреть. Но это все нас до конца не удовлетворяет. Самим тоже хочется выступить в роли творца, а не только потребителя. Но тут оказывается, что большинство искусств не слишком доступны. Попробуй самостоятельно снять кино, например. Не клип с любимой собакой, не видеохронику пикника, а настоящее кино. Живопись, скульптура, музыка — все виды творчества требуют специфических знаний и навыков, овладение которыми в общедоступной средней школе не предполагается. Но пусть каждый потенциальный Моцарт не отчаивается. Есть поистине демократичный вид искусства, овладеть которым даже проще, чем научиться пристойно петь на кухне. Это фотография. Развитие технологий сделало этот вид творчества максимально доступным. Еще недавно любителю, как и профессионалу, для реализации творческих планов была необходима громоздкая аппаратура для проявки и печати фотографий — что требовало немало времени, терпения и просто умения. Теперь к услугам любителей довольно недорогие (хоть и не всегда качественно работающие) мини-лабы. А цифровые технологии позволили замкнуть весь цикл на себя. Можно отснять, обработать и сложить в папочку прямо в компьютере. Если хочешь пощеголять творческими достижениями — можешь распечатать фотки на собственном же фотопринтере или закачать на КПК. Отсутствие «третьих лиц», вмешивающихся в творческий процесс, увеличивает степень свободы. Не каждый, например, решился бы отдать оператору в мини-лабе кадры с любимой девушкой ню. А это, как мы убедились, просматривая фотохудожества знакомых владельцев цифровых камер, очень популярный вид творчества. Ведь красота — источник вдохновения. И с этим не поспорил бы ни Рембрандт, ни Моне.
Впрочем, массовость, порожденная простотой эксплуатации, не так уж легко переходит в качество. Абсолютное большинство начинающих любителей фотографиисначала теряется в океане маркетинговых находок фирм—производителей фототехники. А когда, наконец, выплывает из него с фотокамерой в руках, оказывается, что пикселы, зумы и прочие «фичи» — это еще не все. Что если отснять дружеское застолье даже Самой Дорогой Камерой, фотоаналога «Тайной Вечери» все равно не получишь.
— Что изменила цифровая фотокамера в работе специалиста-фотографа?
— Главное, что изменилось, — степень засорения. Раньше я говорил студентам: каждое испорченное фото — это потерянные 55 копеек, два испорченных фото — хорошая порция мороженого, поэтому думайте, прежде чем щелкать. Сейчас, конечно, этот аргумент отпал. Можно сделать целый ряд кадров, а потом все это сбросить в компьютер — лучше, хуже, пускай будет, места не занимает. И важно даже не то, что снимков становится слишком много. Главное в том, что думать перестаешь. Просто отщелкиваешь хронику на «моторе» словно из автомата, а потом отбираешь лучшее. Так сейчас многие фоторепортеры работают. У меня старая школа — я на «моторе» не снимаю. Если поймаю удачный момент — хорошо, не поймаю — не сумел. Прежде мы успевали и резкость навести, и фокус выставить, и экспозицию посмотреть, и курок перевести. Напряженная была работа. Даже в театре спектакль снимаешь — вроде все готовое, и сюжет, и свет выставлен, только фотографируй. Но когда заканчиваешь съемку — слепой от усталости. А сейчас наснимал, как кино, снял — и даже пересматривать не нужно, ведь отбирать снимки — работа бильд-редактора.
Чем хороша «цифра» — сразу видишь результат. Посмотрел и понял, что можно улучшить — поменять фокус, подождать, пока тучка набежит, может, прийти в другое время. В аналоговой нужно бить наверняка. Аналоговая — для тех, кто думает.
— При существующих сегодня возможностях «вытянуть» фото программными способами, вопрос качества работы фотографа уже не стоит так остро?
— «Вытянуть» фотографию можно было всегда. Когда мы еще не знали, что такое компьютер и цифровые технологии, проявляли и печатали фото самостоятельно, все равно использовали определенные способы улучшить фотографию, «не удавшуюся» по некоторым показателям. Переводили в графику, на контрастной бумаге, контрастным проявителем — и неудачная фотография могла «заиграть». Были мастера, которые вообще делали, собственно, графику из фото.
— Как лучше действовать, когда хочешь вывести фотографию на бумагу? Ведь в минилабах часто просто портят фото.
— Если человек сам отснял на «цифру», сам обработал и хочет получить качественную фотографию — куда попало сдавать не стоит. Нужно найти своего оператора. Методом проб и ошибок: посмотреть, где человек нажимает на кнопку и выполняет план, а где старается сделать лучше. У последнего может быть собственное видение, и свежий глаз может найти лучшее решение. Есть такие в Киеве. Можно с ними сделать пробы, вывести в малом формате. Конечно, это приведет к лишним затратам, ведь каждый пробник плюсуется к счету как отпечатанная фотография. Хорошие операторы стараются работать «под клиента». Но большинству клиентов это не нужно. Им нужно, чтобы на фото было понятно: это я стою. Если же для вас важно качество фотографии, тогда нужно искать и платить. Не бывает дешево и хорошо. Нужно понимать, например, что затраты химикалий должны быть четко определенными — сколько предназначено на определенное количество пленки или отпечатков. Понятно, что лаборатории стремятся сэкономить и растягивают каждый комплект как могут. Реагенты после определенного количества фотографий насыщаются, и высокого качества уже не будет. Коллеги, купившие проявочные машины и проявляющие сами, говорят, что разница есть даже по сравнению с дорогими лабораториями.
— И все же, что лучше: сдавать на печать в лаборатории или покупать фотопринтер?
— Если речь идет о принтере большого формата, все зависит от того, сколько печатать. На последнем фотоконкурсе газеты «День» коллега получил как приз такой фотопринтер, а другой коллега пошутил: «Бедность началась». При определенном уровне эксплуатации на картриджах можно разориться. Возможно, дешевле заплатить в лаборатории. К тому же принтером тоже нужно овладеть — не у каждого на это терпения хватит. С другой стороны, хорошая машина на хорошей бумаге дает превосходное качество. И когда ты делаешь в лаборатории много пробников — тоже дорого выходит. Поэтому нужно просто посчитать.
— Нынче фотография становится явлением действительно массовым. Почти нет человека, который бы не пробовал фотографировать. И люди, покупающие дорогие камеры, иногда уверены, что получают гарантированное качество фотографии. Думать так их побуждают и производители, и продавцы фотокамер. Насколько обманчивы их обещания?
— Да, у любителей иногда есть иллюзия, что камера все сделает сама. Но этого не будет. Посмотрите, как люди фотографируют. Например, на Майдане незалежности: стараются, чтобы и монумент весь вписался, и человек в кадре был. Где тот человек станет? Под самой основой. Монумент выходит большой, а чтобы человека рассмотреть — лупу нужно брать. То есть следует немного подумать, прежде чем делать снимок, представить, присмотреться. В общем, и любителю, и тем более специалисту фотографировать стоит все, что бросается в глаза. В застольных фото тоже может быть смысл. Любое фото — даже примитивное — имеет право на жизнь. Кто знает, кем станет изображенный на нем ребенок? Мегапиксели мегапикселями, но если у фотографии нет сюжета, что бы ты с ней ни делал, до какого размера бы ни разгонял, а она пустая. Интересную фотографию можно сделать и маленькой — она останется интересной независимо от формата.
Кроме того, выбор сюжета. Когда мама хочет сфотографировать ребенка, она достает все его ползунки, рубашечки, платьица и начинает переодевать словно куклу. Но ведь не ползунки нужно фотографировать — глаза, интересные моменты. Или фотографии, которые делают во время путешествия. Что снимают? Виды, архитектуру. Лучше купи набор открыток или альбом — там специалисты уже все сделали. А ты делай фотографию, чтобы передать, поймать настроение, ощущение. Чтобы потом вспомнить не здание или дерево, а свои впечатления, и чтобы те, кто смотрит фото, тебя поняли.
То есть вопрос в умении видеть. Если умеешь, увидишь и снимешь. Даже если я иду без камеры, но замечаю какой-нибудь сюжет, отложу его в памяти, а потом использую в другом случае. Нужен тренинг. И это, в основном, общее требование — и для аналоговых, и для цифровых фотографий. Фотография имеет силу независимо от технологии. Когда я учился, среди прочего была такая задача — снять свой дом в двух вариантах. Первый — чтобы в нем хотелось жить, второй — чтобы не хотелось даже подходить. Нужно знать, что ты хочешь сказать своим снимком.
— Впрочем, специалисты охотнее пользуются именно цифровой фототехникой — как более удобной.
— Все зависит от целей. Я сам сейчас возвращаюсь к старым еще черно-белым снимкам — пересматриваю и удивляюсь, как это замечательно сделано. Несмотря на все трудности, на плохую бумагу. Сейчас есть молодые фотографы, которые возвращаются к аналоговым камерам. Для работы у них — цифровая, а для души — пленочная «Лейка», «Коника». Причем пленка именно черно-белая. Однажды увидел девушку — сдавала в проявку черно-белую пленку. Поинтересовался, почему именно такой выбор. А она отвечает: «Потому что красиво». Я вполне согласен: это просто красиво. Черно-белая съемка имеет большую силу влияния, чем цветная. Сейчас проходит выставка World Press Photo — на ней представлено очень много именно черно-белых фотографий. Причем представить некоторые из них в цвете почти невозможно. Будет что-то такое пестрое, аляповатое, глаза по тем цветам разбегутся — и все потеряно. А в черно-белом формате снимок целостный, сильный, производит впечатление.
Технология, конечно, многое упрощает. Впрочем, главного она никому не заменит — умения видеть. Однажды я был в составе жюри конкурса фотопейзажа. Там я был поражен одним горным пейзажем. И подумал: это же надо, тащить в горы камеру, штатив... А когда человек приехал получать премию, оказалось, что снимал он маленьким цифровым фотоаппаратиком. Просто настроился, увидел образ и очень грамотно все сделал.
— Этому можно научиться?
— Можно пройти курс обучения в фотошколе — в Киеве их несколько. И в хорошей фотошколе вам не будут рассказывать, как нажимать на кнопочку. Там учат видеть и дают представление о юридической стороне дела. А можно просто ходить по выставкам, покупать фотоиздания, анализировать чужие работы. Можно пойти и повторить какой-нибудь классный сюжет, увиденный у хорошего фотографа. Потом можно поискать — повторить точку при другом освещении, с другими цветами. Чем больше практики — тем лучше. Главное — научиться видеть. Не хвататься сразу за камеру — смотреть, думать. Можно попробовать представить, как это будет выглядеть в кадре — посмотреть сквозь рамочку, «схватить» композицию. Это тренинг для головы и глаз — как гамма для музыканта. Он нужен постоянно. Даже в знакомых вещах может быть что-то интересное. Я, например, куда бы ни ехал, обязательно беру даже небольшой аппарат — «мыльницу». Когда снимаешь людей большой камерой, они начинают позировать, лицо меняется.
Есть у меня коллега, который работает в черно-белой фотографии — Александр Ранчуков. Он снимает Киев. Когда мы все еще спим, а за окном совсем темно, он уже бежит по улице. Он присмотрел какое-то место и знает, что когда человек проснется, в том единственном окне, которое ему нужно, загорится на некоторое время свет. И сейчас он должен успеть снять. Конечно, этот свет можно сделать лабораторным методом, с помощью компьютера. Но нет! Он должен снять так, как оно есть.
И для начинающего, и для специалиста главное — тренинг, тренинг, тренинг. Любитель может начать с дешевой «мыльницы» — ведь сначала самое важное научиться видеть, выбирать кадр, сюжет. Это можно делать чем угодно. Потом, когда перерастет ее возможности, подарит младшему брату, купит что-то посложнее. Сейчас выбор есть — в магазинах полно техники, постоянно проводятся выставки, в Интернете огромное количество информации.
— Ваш совет тем, кто теряется среди камер, пикселей и сумм — чем стоит снимать?
— Когда я учился на мастер-классах при Союзе журналистов, одного из известных фотографов того времени Валерия Генде-Роте спросили: «Чем вы снимаете?». Он ответил: «Головой». Это ни к камере, ни к пикселям, ни к зуму не прилагается.
Сергей ДОРОФЕЕВ, руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group
— По вашим прогнозам, каким будет в 2006 году объем рынка цифровых фотоаппаратов и аксессуаров к ним?
— Сегодня рынок цифровых фотоаппаратов — один из наиболее перспективных и стратегических направлений на рынке информационно-коммуникационных технологий Украины. Уже второй год этот сегмент рынка ИКТ растет с темпом более 100%. Исследование, проведенное холдингом AVentures Group за первое полугодие 2006 года в Украине, показало, что было продано около 187 000 устройств на сумму 49,56 млн. долл. При этом в первом квартале 2006 года в Украине было реализовано 73 000 устройств на сумму 20,27 млн. долл., во втором — 114 000 устройств на сумму 29,29 млн. долл.
Для сравнения: в 2005 году рынок цифровых фотоаппаратов составил 320 тыс. устройств, или 89,6 млн. долл. Учитывая такую динамику роста, мы прогнозируем, что в текущем году объемы продаж цифровой фототехники впервые сравняются с объемом продаж аналоговых фотоаппаратов — в 2006 году на рынке Украины будет продано около 700 тыс. цифровых фотоаппаратов. По нашим оценкам, в первом полугодии 2006 года было продано около 225 000 пленочных фотоаппаратов. Таким образом, доля цифровых фотоаппаратов в общем объеме проданных фотоаппаратов составила 45,4%.
Что касается аксессуаров, то эта товарная категория очень широкая, в нее входят и карты памяти, и штативы, и чехлы. К сожалению, нет информации, дающей ответ на этот вопрос.
— Пользователи проявляют больший интерес к технически более совершенным моделям или по-прежнему ориентируются исключительно на цену?
— Безусловно. Более половины ( 58%) продаваемых цифровых фотоаппаратов в первом полугодии нынешнего года были фотоаппараты более совершенных моделей в ценовом диапазоне от 200 до 400 долл. В прошлом году акцент был смещен к более дешевым фотоаппаратам и на долю фотоаппаратов от 200 до 400 долл. приходилось всего 46%.
— На продажах цифровых фотоаппаратов сказывается конкуренция со стороны неспециализированных приборов, оснащенных фотокамерой, — телефонов, КПК и т.п.?
— Да. В частности, доля цифровых фотоаппаратов стоимостью до 200 долл. вследствие появления мобильных телефонов с фотокамерами уменьшается.
— Не наступит ли момент, когда такое устройство полностью потеснят собственно фотоаппараты (во всяком случае, в массовом сегменте)?
По нашей оценке, такой момент не наступит. Полноценный фотоаппарат со всеми возможностями (зум, оптика, работа с фотоснимками) по уровню качества снимков, по функциональным возможностям никогда не заменит какое-либо конвергентное устройство (КПК, мобильный телефон)
— Дешевый пленочный фотоаппарт будет вытеснен из массового сегмента?
— В массовом сегменте вытеснение дешевых пленочных фотоаппаратов цифровыми в ближайшие 15—20 лет не произойдет. Это связано лишь со стоимостью пленочной фотопечати (стоимость печати с цифрового носителя сегодня в среднем по Украине в три раза выше, чем с пленок).
— Как вы считаете, популяризация цифровой фотографии способствует активизации собственно творчества пользователя или все опять сведется к застольно-туристическим жанрам?
— С популяризацией цифровой фотографии весьма активизировалось творчество среди пользователей. Делать качественные, иногда ничем не уступающие профессиональным работам фотографии стало просто, легко. Пользователи-любители стали принимать участие в конкурсах. Но только хорошая камера — это первый шаг. Необходимо еще очень многое — и штативы, и дополнительные устройства. Но такая тенденция отмечается.
Справка:
Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты, в которых съемка идет не на пленку, а на светочувствительную матрицу, и этот факт известен всем даже без напоминания. Бывают компактные цифровые камеры — с простым оптическим или электронным видоискателем и, как правило, несменным объективом («компактов» со сменным объективом, если честно, не видел не только автор, но и ни один из его знакомых фотографов и торговцев «железом», но говорят, что они существуют). Причем «компактными» называют и килограммовых монстров с гигантским телеобъективом, если видоискатель в них электронный. Соответственно, бывают зеркальные фотокамеры — с оптическим видоискателем, изображение на который подается прямо с объектива при помощи хитрого откидного зеркала. Обычно есть возможность менять объективы (хотя «зеркалки» с несменными объективами встречаются чаще, чем «компакты» со сменными), система автофокусировки у них быстрее и лучше, они создают менее «шумное» изображение, стоят, как правило, дороже (или намного дороже) большинства «компактов» и используются хорошо обеспеченными любителями и практически всеми профессионалами от фотодела. Матрица — это, кроме известного киношедевра, еще и устройство для регистрации изображения в цифровых фотокамерах. Большинство фотолюбителей (а особенно — продавцы в магазинах электроники) «измеряют» матрицы в мегапикселях. Пиксел (от английского PICture ELement — элемент изображения) — это мельчайшая светочувствительная точка (или световоспроизводящая — уже в мониторе), из миллионов которых (то есть мегапикселей) и формируется изображение. Продавцы фотокамер часто полагают, что чем больше этих самих мегапикселей, тем лучше камера и тем лучше фото можно ею делать. Теоретически оно, конечно, так, но, кроме матрицы, не последнюю роль играют объектив, электроника и сотни других скучных деталей. Кроме того, если у матрицы множество светочувствительных элементов и очень маленький (несколько миллиметров) физический размер (а чем меньше размер, тем дешевле делать как матрицу, так и оптику к ней), то начинаются всяческие оптические эффекты, ухудшающие конечное изображение. Поэтому имеет значение еще и физический размер матрицы, который в профессиональных «зеркалах» в разы (а то и на порядок) больше, чем в «компактах». Но продавцы любят пренебрегать этими незначительными деталями, и сразить их наповал можно разве что тем фактом, что бывают 8-мегапиксельные камеры по цене меньше тысячи гривен, и бывают 6-мегапиксельные, стоящие больше 10 тысяч гривен. Если вы не хотите печатать свои фото в виде плакатов 2х3 метра, то много мегапикселей может понадобиться вам разве что для вырезания с помощью графического редактора интересных фрагментов фотографии и выбрасывания всего остального. Если же и компьютерной обработкой вы не увлекаетесь, то подойдет все, что более 3—4 мегапикселей. А на практике очень важное значение имеет «шумность» матрицы. Именно от нее зависит, какую ISO-чувствительность (чувствительность к свету) вы сможете использовать в своем фотоаппарате и, соответственно, сможете ли вы делать приличные фото без вспышки (что обычно делает глаза любимой красными, а лицо — синюшным) не только на ярком солнце, но и в комнате, а в идеале — в сумерках. На сегодня приличными показателями для любительских «компактов» является ISO 400—800. Большинство камер этим требованиям теоретически соответствует (случаются среди недорогих и камеры с чувствительностью 1600 — правда, за счет уменьшения «мегапиксельности»), но на практике следует внимательно смотреть, какого качества фотографии при этом получаются. Zoom. Так же, как матрицы измеряют в мегапикселях, объективы в широких кругах принято измерять в «зумах» (от английского zoom — изменение масштаба). Бывают «трехкратные», «десятикратные» и т.д. «зумы», которые, соответственно, могут все увеличивать в три и т.д. раза. Поэтому, чем больше «зум» (в фотоделе его называют изменяемым фокусным расстоянием), тем лучше. Как всегда, все не совсем так. Ибо обычно, чем больше «зум» (который сам по себе, конечно, благо), тем больше искажений изображения (в фотоделе и оптике они называются аберрациями), может появиться на ваших фотографиях. Аберрации бывают хроматическими — это когда на контрастных объектах (классический пример — ветви деревьев на фоне неба) объектив «дорисовывает» разноцветную окантовку, заметить которую собственными глазами на деревьях почему-то никому не удается, и геометрические — это когда параллельные линии становятся или вогнутыми, или «подушкообразными»: последним синдромом часто страдают «суперпуперзумы» во время максимального увеличения. Эти искажения обусловлены не заговором производителей фотоаппаратов, а законами оптики. Производители — наоборот — всячески пытаются их минимизировать, но реально это удается только в сложных, больших и дорогих (или, опять же, очень дорогих) объективах для зеркальных фотокамер. Поэтому, если фотоохота на снежного барса или красавицу из отдаленного дома не планируется, стоит задуматься над полезностью переплаты «за зум».Светосила объектива. Если очень упрощенно, то светосила — это способность объектива пропускать максимальное количество света к матрице. Чем выше светосила объектива, тем реже вам придется использовать вспышку или штатив (или портить удачный кадр, если вспышка «не достает», — «достает» она на любительских камерах на 3—5 метров; а штатива или нет, или использовать его невозможно — как во время съемки подвижных объектов). Зависит светосила, если упрощенно, от диаметра объектива, фокусного расстояния (чем больше «зум», тем меньше света доходит до матрицы) и конструктивных особенностей объектива — размера диафрагмы, что позволяет использовать объектив при определенном фокусном расстоянии. Диафрагма — это такая дырочка в центре объектива, через которую идет свет и которая может менять размер, только никогда не говорите об этом фотографам, потому что побьют за невежество. На каждом объективе есть маркировка вида «32.5 — 130 мм, 1:2.8—1:5.6» (или «32.5—130 мм, f2.8—5.6» — хоть и некорректно с точки зрения теории, но все равно все понимают), и это означает, что при фокусном расстоянии 32.5 мм определенное «относительное отверстие объектива» будет 2.8, а при 130 (приблизительно «четырехкратный зум») — соответственно 5.6. Чем больше число «относительного отверстия» — тем хуже. То есть меньше света попадает на матрицу. И если вышеупомянутое число больше 5, то это означает, что снимать без вспышки и штатива вы сможете только на пляже в солнечный день. Приличными считаются значения между 2 (для широкого угла, то есть съемки без увеличения) и 3.5 или 4 (для увеличения десятикратного). Лаг — время, которое проходит от момента нажатия на кнопку до момента собственно фотографирования. За это время камера фокусируется, определяет экспозицию, баланс белого и т.д. Показатель, которым часто пренебрегают и продавцы, и неопытные покупатели — особенно те, кто привык к пленочным мыльницам, где такого печального явления обычно вообще нет. А зря. Если задержка между нажатием на кнопку и съемкой больше секунды, то фотографирование подвижных объектов превращается в спортлото, результат которого зачастую — кадры типа «Здесь был Вася, но сейчас его уже нет». Если же задержка меньше четверти секунды, большинство пользователей перестает ощущать какие-либо проблемы.
Остальное — это комплектность камеры, ее вес, количество фотографий, которое можно сделать от одной зарядки, и еще масса вещей. Что же касается комплектности — непременно должен быть компакт с драйверами и простым графическим обеспечением. Не то чтобы он был кому-то нужен (современные операционные системы и так распознают камеры как USB-устройства, а в стране еще непобедимого копирайта встречаются очень недорогие версии Photoshop). Просто если его нет, то происхождение аппарата — темное, подумайте, нужно ли это вам. Приятно, если есть нашейный ремешок для «больших» камер и наручный — для «маленьких». Хорошо, если в комплекте есть чехол, но он бывает редко. Приятно также, если есть кабель, позволяющий соединять камеру с телевизором и показывать, например, бескомпьютерной бабушке фото любимого внука. Относительно веса — дело индивидуальное, и принцип «чем меньше, тем лучше» иногда не проходит: достаточно посмотреть на двухметровых ребят, пытающихся попасть по кнопке суперминиатюрного 120-граммового чуда техники — думается, зря они за миниатюрность доплатили лишнюю сотню «условных». Что же касается «энерговыдержанности», то наиболее экономный вариант — камеры, работающие на обычных батарейках. В таком случае достаточно купить два комплекта аккумуляторов, зарядное устройство — и будет вам счастье. Купить же запасной аккумулятор «проприетарного» (то есть выдуманного фирмой-производителем) типа почему-то выходит втрое дороже. К счастью, на рынке существует немало «аналогов» от третьих фирм. И хотя их использование «не рекомендуется», а то и «запрещается» инструкцией, зачастую угрожать оно может только прибылям фирмы-производителя фотоаппарата, которая решила сбить лишнюю копейку с доверчивого покупателя.