«СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР В ВИТЕБСКЕ»: ТВОРЧЕСКИЙ ТОРГ УМЕСТЕН?

Поделиться
11 Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» («СБвВ») состоялся. И ты, уважаем...

11 Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» («СБвВ») состоялся. И ты, уважаемый читатель, пожалуйста, не воспринимай эту фразу как банальность, вроде сообщения «Поезд такой-то прибыл на такой-то путь». Поскольку фестиваль этот мог если не исчезнуть вообще, то, как минимум, пропустить год. А вот причина проблемы как раз банальная — на проведение нынешнего «базара» очень непросто было изыскать деньги.

В сравнении с прошлогодним фестивалем, как сообщил журналисту «ЗН» генеральный директор «СБвВ» Родион Басс, финансирование нынешнего уменьшилось процентов на 30. Это повлекло за собой весьма ощутимое сокращение количества фестивальных проектов. Если в прошлом году их было 134, то уже в этом — 77. Резкое сокращение проектов гендиректор попытался объяснить тем, что предыдущий фестиваль был юбилейным. Однако элементарное сопоставление количества проектов, проводимых на всех 11 фестивалях, говорит о серьезном организационном кризисе. Впервые за все годы проведения «СБвВ» не вышла фестивальная газета в своем обыкновенном формате.

Значительное сокращение количества проектов организаторы фестиваля, как заявил все тот же господин Басс, компенсировали их (проектов) качеством. Среди тех творческих коллективов, которые «подняли выше планку художественного уровня», были названы: «Театр-балет Панов Ашдод» (Израиль), Лариса Долина и Игорь Бутман, театр Эймунтаса Някрошюса (Литва), театр балета Бориса Эйфмана, Государственный академический ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева (РФ), танцевальный коллектив «А TRIBUTE TO RIVERDANCE» (Ирландия). Фестиваль этого года действительно сделал ощутимый уклон в сторону «более серьезного искусства». Предыдущие фестивали грешили превалированием «попсы». Таким образом, «СБвВ» стал больше соответствовать своему определению «фестиваль искусств». Правда, кое-что из перечисленного на поверку оказалось не столь уж и блистательным. К примеру, знаменитый ирландский ансамбль танца, как подметили независимые специалисты-балетмейстеры, был представлен в Витебске вторым или даже третьим составом.

Впрочем, при такой системе финансирования (и дело теперь уже не в размере самого бюджета фестиваля) подобные прокольчики вполне естественны. Система эта построена по принципу «стулья утром — деньги вечером». То есть деньги, скажем, из бюджета Союзного государства (такое образование, куда входят Беларусь и Россия, все еще существует) выделяются по факту выполненных и задокументированных работ. По этому поводу генеральный директор недовольно заметил: «Все великие артисты и великие группы — востребованы. И чтобы они в графики своих гастролей поставили «Витебск», с ними необходимо заключать контракты хотя бы за полгода, за год, а с некоторыми — и за 2 года.

Видимо, эта тенденция сохранится и на будущее. Так как некоммерческий статус этого фестиваля, скорее всего, сохранится. На этот фестиваль возлагаются совершенно другие задачи. Разумеется, мероприятие даже в 77 проектов — очень дорогое удовольствие для небогатой Беларуси. Но зато какие политические дивиденды на «базаре» зарабатывает ее лидер! На торжественном открытии фестиваля президент Республики Беларусь Александр Лукашенко приподнятым тоном заявил: «Как я уже сегодня признался на одной из улиц Витебска, открывая новый прекрасный проспект, названный в честь Победы над фашизмом, вносилось очень много предложений. Может быть, «Славянский базар» проводить один раз в два-три года. Но я посмотрел на реакцию тысяч и тысяч витебчан. Я увидел большую поддержку, когда сказал, что каждый год мы будем проводить это великое действо. Потому что к нему привыкли не только витебчане, не только белорусы. Это достояние всего мира. Когда-то, в 95-м, когда наш фестиваль находился на грани разорения, было много желающих его разрушить, я поддержал «Славянский базар». И сегодня, спустя 6 лет, я заявляю: каждый год вы будете видеть это прекрасное действо в прекрасном амфитеатре». Как и было предусмотрено отпечатанным текстом выступления президента, после таких слов последовали аплодисменты. Впрочем, и политические оппоненты Лукашенко также не преминули использовать фестиваль для того, чтобы напомнить миру о нарушении демократических норм в стране. Накануне открытия фестиваля, как отмечала газета «Витебский курьер», Объединенная гражданская партия провела протестную акцию. По улице Ленина, в центре города, группа демонстрантов пронесла портреты пропавших и осужденных известных политиков и журналистов Белоруссии. На открытии фестиваля Лукашенко объявил, что он потребовал от Кабмина ввести чрезвычайное положение. Но не для того, чтобы зажать рот оппозиции. Нет. Просто в стране сложилась экстремальная ситуация с уборкой урожая. А чрезвычайное положение, между прочим, предполагает и запрет на всякие массовые протестные акции.

Россия откровенно использует «базар» для своих «интеграционных целей». На пресс-конференции, посвященной Дню культуры России, заместитель министра культуры России Анатолий Рахаев без обиняков заявил: «В этом фестивале мы видим некое славянское объединение». А чуть позже автору данной статьи замминистра сказал: «Я думаю, будущее — вне разбега по национальным квартирам. А в том, чтобы на новом качественном уровне, политическом, экономическом и культурном, объединить усилия во благо народов, которые живут на этих исторических территориях».

Очевидно, именно во имя будущей кооперации «на новом уровне» соучредители фестиваля — Беларусь и Россия — сохраняют за Украиной иллюзию равноправного партнера по фестивалю: позывные наряду с фрагментами мелодий «Лявонихи», «Славься!» Глинки содержат и фрагмент нашего «Гопака»; открытие и закрытие фестиваля ведут представители Беларуси, России и Украины; программа «СБвВ» неизменно включает в себя дни культуры этих трех стран… Хотя финансово Украина не принимает участия в обслуживании фестиваля. Она финансирует только участие своих творческих сил.

Подготовка Дня культуры Украины осуществлялась исключительно за бюджетные (украинские) средства. Спонсорские деньги, как сообщил фестивальным журналистам главный режиссер-постановщик украинской шоу-программы и исполняющий обязанности художественного руководителя Международного центра фестивалей и концертных программ (МЦФК) Министерства культуры Украины Дмитрий Мухарский, при организации украинского Дня не использовались. Скромность ресурсов, скорее всего, и обусловила характер украинской программы. Она называлась «Україна молода», потому как была укомплектована в основном молодыми исполнителями, мало известными не только в Беларуси, но и у себя дома. Некоторые звезды ввиду отсутствия высоких гонораров от чести представлять Родину отказались. Вопреки опасениям вынужденный ход обернулся успехом. Несмотря на белорусский дождь, который перед украинским концертом пугал интернациональную публику, известный витебский открытый амфитеатр был переполнен. Зал воспринимал наших на «ура». В одних случаях обилеченные зрители не могли не увлечься специфическим колоритом украинского мелоса, хорошо замешанного на гуцульских, буковинских и других региональных культурных феноменах (Лыжичко, Павлик, «FRS NOVA», «MAN SOUND»), в других случаях — мощными голосами (Анна Зотьева, Инеш, Татьяна Либерман, Павло Мрежук…), в-третьих — зажигательными танцевальными композициями («Джаз-степ танц класс», Балет «А-6», «Созвездие Анико»). И уж, конечно, витебская публика была сражена наповал выступлением обладателя Золотой медали Международного конкурса в Париже «Цирк завтрашнего дня», обладателя «Золотого Клоуна» конкурса в Монте-Карло, артиста оригинального жанра Анатолия Залевского.

Артистическое присутствие восточных славян преобладало на «СБвВ». Но фестиваль нынешнего года был отмечен утверждением южных славян. Последние собрались с силами и выступили на фестивале отдельным гала-концертом «Балканские звезды». Последнее время все возрастает интерес к фестивалю со стороны «запасных славян» — израильтян, выходцев из развалившихся Советского Союза и соцлагеря. Эта категория фестивальных гостей сильно ностальгирует по своим «неисторическим родинам». Ее (эту категорию) в «СБвВ» привлекает то, что раньше определялось штампом «дружба народов». На Ближнем Востоке это понятие воспринимается очень ожидаемо и адекватно.

Да, «Славянский базар» и в этом году был верен своей традиции — не соблюдать принцип «расовой чистоты», который как бы задается названием фестиваля. Дело дошло даже до того, что жюри Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Витебск-2002» возглавила грузинка Тамара Гвердцители. Собственно, среди конкурсантов были представители не только славянских государств — Беларуси, России, Украины, Польши, Болгарии, Югославии, Боснии и Герцеговины, Македонии, но и неславянских — Армении, Азербайджана, Литвы, Латвии, Румынии, Молдовы, Кыргызстана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Мальты.

Забегая наперед, скажем, что представитель Украины, двадцатидвухлетний Денис Барканов, уверенно взял первую премию. Хотя, по признанию многих видных музыкальных специалистов, он вполне обоснованно претендовал на Гран-при. Маститая А.Пахмутова на совместной с Френсисом Гойей пресс-конференции первым из тех конкурсантов, кто ей понравился, назвала именно Барканова: «Это замечательно, что при таком сильном голосе он может не кричать, а создавать образы!»

Судейские огрехи в значительной степени можно объяснить той системой подсчета голосов, которую предложила новая глава жюри. В отличие от предыдущего фестивального конкурса, на котором председательствовала Пугачева, настоявшая на закрытом голосовании, Гвердцители предложила вернуться к открытому электронному голосованию. А при такой системе члены жюри скованы боязнью давать первым исполнителям высокие баллы, потому что дальше может появиться кто-то сильнее.

На этих ножницах срезалась вторая украинская исполнительница Елена Добрицкая. Диапазон ее голоса — от колоратурного сопрано до низкого альта. Она великолепно владеет классической и джазовой техникой. Но ей суждено было вытянуть на жеребьевке первый номер. «Ей не повезло. Первый номер — это всегда тяжелый случай. Если бы она выступила поближе к концу или во второй десятке, то, думаю, результат был бы лучше. Потому что во второй десятке сражаться было не с кем. Она сильнее многих. Кто выступал позже и слабее, получал выше баллы», — так прокомментировала ситуацию со вторым нашим участником Инеш Кдырова. И потом, как отмечали многие специалисты (и та же Инеш, и педагог Дениса Барканова Галина Голубева) Лена в первый день пела явно не свою песню.

В частности, Голубева просчет команды Добрицкой видит в следующем: «По вокальным данным, да, Лена вытягивает песню на слова Рыбчинского «Молитва». Музыка очень интересная. Но Лена, на мой взгляд, психологически с песней не справляется. К сожалению, мое мнение не было услышано».

Сама работа членов жюри производила весьма противоречивое впечатление. Скажем, той же Добрицкой всемирно известный гитарист Френсис Гойя, незаангажированный в «славянские разборки», поставил с ходу максимальную оценку, «десятку», поскольку, как он выразился, «девочка пела очень-очень-очень хорошо!» А мэтр российской эстрады Юрий Саульский нашей исполнительнице в первый день влепил «шесть». Почему? У легендарного московского джазмена нашлось только такое объяснение: «У нее высоковатый регистр голоса и это не всегда в данном жанре воспринимается органично. Сопрано сам по себе голос прекрасный. Но такие колоратурные ноты не вмещаются в жанре традиционного эстрадного пения. Для нее надо готовить специальный репертуар, который бы преподносил ее в выгодном свете. А вообще, я вижу у нее перспективу очень хорошую. Она очень способна. А то, что вы говорите насчет фальшивых нот во втором исполнении югославского конкурсанта… Ну, вы знаете, иногда можно не считать блох, а смотреть на общее эмоциональное впечатление…»

С результатами голосования вообще приключился анекдот. Когда автор данной статьи попросил у организаторов фестиваля распечатку поименного голосования (поскольку обнародование данных во время конкурса проходило слишком быстро), эти сведения вдруг стали засекреченными. Пресс-центр за милую душу распространял информацию о народных ремеслах, о «творческом почерке Бори Моисеева и Виктюка», о том же проспекте Победы, но результаты «открытого электронного голосования» оглашению не подлежали.

А порой, как в случае с грузинской исполнительницей Тамарой Гачечиладзе, просматривался ничем не прикрытый протекционизм. Эта девушка — артистичная, стильная, владеющая своими эмоциями и голосом, но она по двум причинам не должна была разделить первую премию с Баркановым. Во-первых, она нарушила условия конкурса, исполнив песню, которая звучала дольше пяти минут (условиями позволялись только четыре минуты). Во-вторых, делить премию можно только в том случае, когда расстояние между конкурсантами измеряется в два балла. Между Денисом и Тамарой было три балла (а при более объективном судействе эта дистанция могла быть еще больше). Внятных объяснений на сей счет не последовало. Разумеется, не столько сам денежный приз (за 1-ю премию давали 6 тысяч долларов США) подвигнул жюри уравнять Тамару Гачечиладзе с Баркановым. Звание лауреата первой премии — хорошее подспорье в карьере молодого артиста. Деление второй и третьей премий позволило получить лауреатство представителям стран—учредителей фестиваля. Белоруска Александра Кирсанова разделила вторую премию с болгарином Теодором Георгиевым. Третью премию поделили белоруска Наталья Подольская и россиянка Елена Гуляева.

Случай с Добрицкой может послужить очередным уроком для людей, занимающихся подготовкой конкурсантов. Победить в конкурсе с такой плотностью талантов на один квадратный сценический метр, которая наблюдалась в этом году на «Витебске-2002» (а все наблюдатели отмечали исключительно сильный состав конкурсантов: посильнее, чем даже в юбилейный год), опираясь на одни вокальные данные, невозможно. В таких ситуациях конкурс уже обретает черты сложного шахматного турнира. Нужно просчитывать все до мелочей. И уж, конечно, в первую очередь следует исходить из возможностей исполнителя, а не амбиций автора.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме