По итогам благотворительного аукциона "Искусство, которое спасает" в помощь детям прифронтового поселка Марьинка было собрано около 2 млн грн. Особенность акции (одним из инициаторов которой стал "Мистецький Арсенал") в том, что ящики от боеприпасов превратились в интересные арт-объекты. В проекте были задействованы наши известные художники, скульпторы, среди них и Назар Билык. Это очень популярный и талантливый украинский скульптор, любимец арт-критиков. Его визиткой считается знаменитая работа на Пейзажной аллее - "Дождь" ("Капля"). Работы Назара были представлены на престижных западных аукционах, сам он преподает в Академии искусств.
Наш разговор с Назаром Билыком начался с темы, которая сегодня волнует не только арт-пространство: каким быть облику украинских городов, когда старые вожди уже почти снесены, а новые вожди лихорадочно ищут какие-то очередные образы для опустевших постаментов?
- Назар, как известно, сейчас не только наша столица переживает период дискуссий об обновлении архитектурного и скульптурного пространства. Каков, на ваш взгляд, должен быть адекватный подход к столь тонким материям, укорененным и в прошлое, и в бурное настоящее?
- Действительно, в целом ситуация непростая. Памятники отображают и фиксируют эпоху, лидеров этой эпохи. Они несут не только исторический смысл, но передают художественное направление: в плане языка исполнения той или иной скульптуры.
Но ведь события в Украине очень стремительны. И само общество не успевает осмыслить, что именно происходит и как к этому относиться. Так что это вопрос времени.
Получается, вот эта пустота на месте памятников Ленину (или другим вождям советской эпохи) должна какое-то время побыть незаполненной. Чтобы украинцы могли подумать, поразмыслить: куда идем, как быть с нашим трудным прошлым? Возможно, не стоит спешить заделывать старые памятники эффектным евроремонтом, потому что можем сделать только хуже.
Бояться пустого пространства не стоит. Идеи придут. Ведь уже сейчас появляется новая генерация художников, которые думают по-другому. Они "перепрошиты" в другой плоскости. Поэтому интересные композиционные решения скульптур, памятников Небесной Сотне обязательно придут, как только и художники, и общество немного трансформируются.
Главное - не спешить. Эпоха "датских" памятников прошла. Скульптура - это глобальное творчество. Это не живопись, которую можно в любое время перенести в другое место. Ведь даже в Киеве есть печальные примеры различных скульптур, которые создавались в большой спешке.
Не хочу, чтобы повторялась подобная ерунда. Все должно идти в спайке со временем, с историей, с обстоятельствами.
- В настоящий момент вы пребываете в экспедиции в Иршанске. Что это за командировка? Почему именно там ищете вдохновение?
- Да, сейчас проходит симпозиум современного искусства в Иршанске. Этому городу всего-то 50 лет - молодой, зеленый. Город живет за счет промышленной добычи титана и гранита (Иршанский горно-обогатительный комбинат). В течение двух недель современные художники здесь работают с местным "контекстом".
Экспозиционной площадкой стала территория санатория-профилактория ИГОК. Задействованы городские пространства и природные ландшафты.
Из скульпторов – я и Жанна Кадырова. Есть также фотографы, живописцы, художники, которые занимаются инсталляциями. Можно сказать здесь собрались ведущие представители арт-сцены: Тистол, Братков, Вайда, Соломко. Данная локация для нас – terra incognita. Живописцам-то попроще: у них холст, краски, впечатления, рефлексии. А я как скульптор забрался в огромный карьер и пытаюсь "отрефлексировать" на тему "Промышленное золото для Иршанска". Всего неделя для раздумий. И вот… родилось несколько идей!
Мое идейное решение не требует каких-то огромных физических ресурсов. Это скорее фиксация мыслей, которые нужно воплотить. Вот я взял гранитный валун (это верхний камень, отточеный природой со всех сторон) и сделал небольшой срез на одной из сторон этого камня. Неотесанное углубление камня - в глине, во мхе - покрыл золотом. Теперь камень, как символ Земли, которая дает каждому "свое" золото. Вот так метафорично воспел щедрую землю Житомирщины, богатую полезными ископаемыми.
Еще одна моя работа на этом же симпозиуме. Я взял валун в 2 метра и хочу установить его на перекрестке нескольких тропинок - как в сказках камень-указатель: "Направо пойдешь, налево пойдешь…". Но я вырежу в нем с помощью инструмента направление не вправо-влево, а вниз-вверх. Это будет огромная засечка. Здесь уже другой смысл, игра с лесным контекстом. Думаю, такая работа уместна в локации троп, которые непонятно куда ведут.
- Как вам кажется, готов ли наш среднестатистический современник воспринимать в своих скверах и парках произведения не только современного, но и радикального искусства?
- Даже здесь, пребывая в Иршанске, можно наблюдать реакцию публики на современное искусство. Наш симпозиум в санатории. И художник Антон Логов сделал из старых стульев инсталляцию, подвесив их. Люди ходят, спрашивают, мол, что это такое? Но спрашивают не с раздражением, а наоборот с интересом, разгадывая инсталляцию как ребус. И это тот путь, по которому должно идти современное искусство, то есть порождать вопросы к обществу, к человеку, а не просто вещать или восславлять кого-то. Вот этот принцип дискуссионности и ценен.
- Назар, одна из ваших самых известных скульптур – "Дождь". Вспомните историю ее рождения: от идеи до реализации.
- Часто творческие люди напрягаются, много думают, хотят "родить" то или иное произведение. А у меня "Капля" родилась легко, естественно. И я начал сразу же воплощать этот замысел, создавать эскиз.
Прошло всего пару дней, я показал заготовку своему отцу-скульптору. Он говорит, что ему, мол, не очень понравилось. То есть не все ясно, но в то же время интересно. А для меня это хороший знак, чтобы уже продолжать воплощать идею. Ведь есть вопрос, есть размышление на определенную тему.
И тогда на протяжении нескольких дней я уже начал создавать полноценную
скульптуру.
Единственное - когда делал, то искал типаж человека, который смог бы позировать. Некий собирательный образ. И никого не находил! Пришлось лепить без модели.
Уже потом оставил эту работу в глине на пару недель без клеенки, чтобы образу придать фактуру земли. В результате глина дала усадку, появились некие естественные трещинки, напоминающие землю. Впоследствии это все и сыграло на концепцию.
Позже на рыхлую структуру нужно было поставить каплю, которая раскрывает весь смысл работы. Может быть, это состояние человека, который обращается с каким-то основным вопросом бытия, поднимая голову вверх?
- Ваши работы неоднократно принимали участие в громких аукционах. Способствуют ли эти аукционы тому, что к тем или иным работам возникает большее внимание?
- К аукционам надо правильно относиться. Потому что это уже параллельная жизнь произведения, отдельная жизнь скульптур. Та или иная скульптура попадает на аукцион благодаря коллекционерам, которые приобрели работу заранее. И я на подобный процесс никак не могу влиять.
Не скрою, аукционы оживляют интерес к произведениям в среде не только украинских коллекционеров, но и западных. Но я отношусь к этому отстраненно. Потому что скульптура "выходит в люди", затем появляется критика. Кому-то нравится, кому-то нет. А я могу лишь говорить о своих мыслях, когда эта работа была еще в мастерской…
- Какая из ваших работ была наиболее востребована на аукционах?
- У меня как у скульптора не такая уж большая история, связанная именно с аукционами. Например, эскиз к работе "Дождь" (80 см, бронза) я делал как подготовительный этап к большой скульптуре. Это было неким размышлением в бронзе. И этот эскизик продался в Америке.
Еще раз уточню, что речь не о 2-метровой скульптуре, установленной на Пейзажной аллее, а о 80-сантиметровом отливе, сделанном в 2013-м.
К продаже данного лота я отношения не имею. Так как эта работа в свое время была куплена у меня одним коллекционером. А уже наши газеты стали писать, что, дескать, продался "Дождь" с Пейзажной аллеи. И меня постоянно на Facebook спрашивали: когда же состоится демонтаж скульптуры?
Люди совершенно "не то" подумали. Позже для скульптурного парка в Массачусетсе (США) заказали копию "Дождя", которая вскоре будет там установлена.
Существует правило: можно сделать 10 авторских копий одной работы. Это мировая практика. Так что одна из копий "Дождя" будет и в Америке.
- А как выстраиваются отношения между коллекционером-ценителем и, собственно, художником, скульптором?
- У меня в этом вопросе большого опыта нет. Например, я сам недавно приобрел несколько работ у одного талантливого художника, они мне понравились. Я вообще оцениваю творчество больше как профессионал. Считаю эти работы шедеврами, сейчас они находятся у меня в мастерской. Хотя это работы не очень известного художника, но они отличные и меня вдохновляют!
Категория "нравится" для современных коллекционеров не критерий, на который нужно опираться. Нужно пройти определенный путь познания, понимания. Ведь современное искусство требует определенных усилий как от зрителя, так и от коллекционера.
- Вы преподаете в Академии искусств. Ваш процесс общения с молодыми художниками выявляет в них некие новые качества, творческие идеи?
- Одно дело, когда художник развивается и что-то осмысляет в мастерской, а другое дело - диалог с подрастающим поколением.
Мои студенты - талантливые ребята, с которыми нужно выстроить диалог. И, можно сказать, меня в академии держит круг людей, который может разделить мои мысли. Или я им могу быть чем-то интересен со своими идеями. Такой диалог для меня важен.
- Вдохновение скульптора… Его истоки, импульсы. Можете что-нибудь сказать на эту тему?
- Вот опять же - приехали на Житомирщину. Зашел я в карьер. В самое сердце земли. Это огромная яма длиной полкилометра и 300 м в глубину. Подошел к камням, почувствовал, как скульптор физическую массу камня. И меня это действительно вдохновляет! Это же круто!
Я воспринимаю энергию материала и трепещу перед ней. Это просто глыба.
Словом, подзаряжаюсь и в результате выдаю что-то свое.